Новости / Техника и вооружение / Аэропорты

8:02 / 10.02.20

Рэнкинг: топ-30 крупнейших аэропортов России по итогам 2019 года

Рэнкинг: топ-30 крупнейших аэропортов России по итогам 2019 года

Аэропорт Владивостока / Фото: primamedia.ru

Динамика роста пассажирских перевозок в аэропортах России продолжила снижаться в 2019 году. Воздушные гавани страны обслужили 220,9 млн пассажиров, что на 6,9% больше, чем в 2018 году. Годом ранее темпы роста составляли 10,8%, а в 2017 году — 17,0%.

Порядка 88,0%, или 194,8 млн челеловек, от общего пассажиропотока пришлось на топ-30 крупнейших аэропортов РФ.

Положительная динамика 

Быстрее всего в прошлом году рос пассажиропоток аэропорта Омска — на 24%, до 1,35 млн человек (без учета транзитных пассажиров). Росту показателей способствовало увеличение количества пассажиров на ВВЛ (1,2 млн; +27%). В тройку популярных направлений вошли Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

Также активно росли показатели у аэропорта Владивостока — в 2019 году впервые в истории воздушной гавани ее пассажиропоток превысил отметку в 3,0 млн пассажиров. Больше всего увеличились перевозки на МВЛ — на 26%, до 1,5 млн пассажиров. Наибольший вклад в них внесли рейсы из Владивостока в Сеул, Тэгу и Токио.

Вид на аэропорт Омска

Самым быстрорастущим в топ-30 стал аэропорт Омска / Фото: ATO.ru, Максим Гольбрайхт

Не отставал от Владивостока и единственный аэропорт Дагестана Уйташ (Махачкала). Планируется, что в 2020 году там будет открыто здание нового международного терминала общей площадью более 8000 кв. м с пропускной способностью 190 пасс./ч.

Как и ожидалось, сбавил темпы роста подмосковный Жуковский — до 14% по сравнению с 173% в 2018 году. 

По итогам 2019 года более 1 млн пассажиров обслужил 31 российский аэропорт. Не вошел в топ-30 аэропорт северного города Мурманска. Однако в 2019 году он достиг собственного рекорда — обслужил 1,03 млн человек (+19,2% к 2018 году).

Шестерка в минусе

По подсчетам ATO.ru отрицательную динамику за прошлый год показали аэропорты Платов (Ростов-на-Дону; –5,4%) Домодедово (–3,7%), Курумоч (Самара; –2,5%), Стригино (Нижний Новгород; –1,0%), Емельяново (Красноярск; –0,7%) и Симферополь (–0,1%)

По информации пресс-службы Платова, рынок авиаперевозок в Ростове-на-Дону в 2019 году подошел к точке насыщения. Помимо фактора высокой базы из-за проведения ЧМ — 2018 по футболу (Ростов-на-Дону был одним из российских городов, принимавших матчи мундиаля) причиной корректировки пассажиропотока стал также запрет полетов в Грузию.

В пресс-службе Домодедово сообщили ATO.ru, что снижение пассажиропотока носит временный характер и также вызвано эффектом высокой базы: «В конце 2018 года по разным причинам, не связанным с уровнем сервиса Домодедово, состоялся переход в другие аэропорты авиакомпаний Uzbekistan Airways и Azur Air».

Стоит отметить, что Домодедово уже второй год подряд показывает снижение производственных показателей. В 2018 году из него во Внуково также перешла авиакомпания «РусЛайн», а в 2019 году ушли в Шереметьево Vietnam Airlines и Brussels Airlines. Сегодня из Домодедово летает 45 авиаперевозчиков по 187 направлениям, из которых 43 уникальны для московского авиаузла.

Общий пассажиропоток Домодедово показывает положительную динамику с октября 2019 года. В текущем году в аэропорту ожидают продолжения позитивного тренда в производственных показателях. Свои рейсы в Домодедово в прошлом году перевела казахстанская авиакомпания Air Astana в рамках код-шерингового соглашения с S7 Airlines. Авиакомпании группы Lufthansa — Austrian Airlines, Lufthansa и Swiss — приняли решение продолжить сотрудничество с Домодедово на следующие пять лет, до 2025 года. Летом в этот московский аэропорт планирует начать летать японская All Nippon Airways.

В аэропорту Красноярска небольшое снижение показателей объяснили следующим образом: «В условиях падающего спроса и переосмысления полетных программ авиакомпании остались с меньшим количеством воздушных судов; они не открывают новые направления, но закрепляют зарекомендовавшие себя ранее рейсы. И Красноярск не исключение. Пассажиропоток на внутренних линиях сократился незначительно, но аэропорту удалось преуспеть в показателях по взлетно-посадочным операциям».

Напомним, что с началом весенне-летней навигации в Красноярске начнет развивать свой региональный хаб авиакомпания «Аэрофлот». Перевозчик будет обслуживать 12 направлений, хотя для Красноярска они не новые, — это Сочи, Симферополь, Омск, Томск, Якутск, Новосибирск, Братск, Тюмень, Екатеринбург, Иркутск, Владивосток и Пекин. Поэтому, как уточнили в воздушной гавани, делать предварительный прогноз итогов 2020 года пока рано.
Также стоит отметить стагнацию перевозок в аэропорту Симферополя: несмотря на то что в апреле 2018 г. был открыт новый терминал главной воздушной гавани Крымского полуострова, ее пассажиропоток за 2019 году остался практически на прежнем уровне.

В аэропортах Самары и Нижнего Новгорода на запросы ATO.ru не ответили.

Итоги работы 30 крупнейших российских аэропортов в 2019 году
(по данным аэропортов)
Место по итогам 2019 года (место по итогам 2018 года)
Аэропорт
Пассажиропоток за 2019 год (по данным аэропортов), млн пасспжиров.
Изменение к 2018 году., %
1 (1)
Москва (Шереметьево)
49 933 000 +8,9 2 (2)
Москва (Домодедово)
28 300 000 –3,7 3 (3)
Москва (Внуково)
24 002 000 +11,7 4 (4)
Санкт— Петербург (Пулково)
19 581 262 +8,1 5 (5)
Сочи
6 772 062 +7,0 6 (7)
Новосибирск (Толмачево)
6 747 151 +14,2 7 (6)
Екатеринбург (Кольцово)
6 363 000 +4,3 8 (8)
Симферополь
5 140 000 –0,1 9 (9)
Краснодар
4 642 791 +11,0 10 (10)
Уфа
3 570 000 +10,0 11 (12)
Казань
3 470 742 +10,5 12 (14)
Владивосток
3 080 000 +17,0 13 (11)
Ростов-на-Дону (Платов)
3 060 000 –5,4 14 (13)
Самара (Курумоч)
3 010 000 –2,5 15 (15)
Красноярск (Емельяново)
2 568 541 –0,7 16 (16)
Минеральные Воды
2 526 000 +4,9 17 (17)
Иркутск
2 463 384 +11,3 18 (18)
Калининград (Храброво)
2 369 860 +10,3 19 (19)
Хабаровск (Новый)
2 195 000 +2,5 20 (20)
Тюмень (Рощино)
2 047 500 +3,1 21 (21)
Сургут
1 868 000 +6,2 22 (22)
Челябинск
1 713 532*+5,1 23 (23)
Пермь
1 647 005 +8,4 24 (24)
Анапа
1 643 870 +9,0 25 (25)
Махачкала
1 500 000 +16,3 26 (29)
Омск
1 348 500 +24,0 27 (26)
Жуковский
1 322 000 +14,0 28 (30)
Южно-Сахалинск
1 315 632 +14,0 29 (27)
Волгоград
1 215 000 +6,0 30 (28)
Нижний Новгород (Стригино)
1 129 000 –1,0 * По данным Росавиации. Об этом сообщает "Рамблер".



МОСКВА, издание "Авиатранспортное обозрение", Евгения Коляда
12



Теги: Аналитика, авиакомпании, аэропорты, производственные показатели, авиационная статистика

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).