Новости / Архив

3:54 / 17.02.08

Александр Белоусов: "Школе генералов российских – 175 лет"

Эксклюзивное интервью начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерала армии Александра Васильевича Белоусова, которое он дал Федеральному электронному справочнику "Оружие России" в связи со 175-летием этого старейшего в России военно-учебного заведения.


Начальник ВАГШ ВС РФ генерал армии Белоусов А.В. Фото А . Соколов©

Справка.
Генерал армии Белоусов Александр Васильевич. Родился 8 сентября 1952 года в г. Ровно (Украина).

Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (1973 г.), Военную академию им. М.В.Фрунзе (1984 г.), Военную академию Генерального штаба (1995 г.). Проходил службу в войсках на должностях командира взвода, роты, батальона, полка, дивизии (Группа советских войск в Германии, Среднеазиатский и Ленинградский военные округа); заместителя командующего армией, начальника штаба-первого заместителя командующего армией, командующего армией (1995-1999 гг., Дальневосточный военный округ); заместителя командующего войсками Московского военного округа с неоднократными командировками в Чеченской Республике (1999-2003 гг.); заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по чрезвычайным ситуациям (2003-2004 гг.). С июля 2004 г. по сентябрь 2007 г. являлся первым заместителем Министра обороны РФ.

С сентября 2007 г. назначен начальником Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (Указ Президента РФ № 1278 от 25.09.2007 г.).

Женат. Имеет сына и дочь.

Александр Васильевич, в декабре 2007 г. Военной академии Генерального штаба ВС РФ исполнилось 175 лет. Какую роль ВАГШ сыграла в развитии и становлении Вооруженных Сил России в прошлом и каковы ее задачи, как высшего военно-учебного заведения и одного из подразделений Генерального штаба, в настоящее время?
Первый начальник ВАГШ генерал от артиллерии И.О. Сухозанет. Фото А. Соколов©

Военная академия Генерального штаба (ВАГШ) - старейшее в России высшее военно-учебное заведение. Императорская Военная академия (с 1855 г. - Николаевская академия Генерального штаба) была сформирована по личному указанию императора Николая I и торжественно открылась в его присутствии 8 декабря (26 ноября по старому стилю) 1832 года, в день Святого Георгия Победоносца в г. Санкт-Петербург. К этому времени, по его же личному поручению под руководством генерала от инфантерии Антуана Анри Жомини был подготовлен проект "Положения о военной академии". Первым ее начальником был назначен герой Отечественной войны 1812 г. генерал от артиллерии Иван Онуфриевич Сухозанет, возглавлявший ее в течение 22 лет.

За период с 1832 по 1918 гг. квалифицированную подготовку в академии прошли свыше 4,5 тыс. офицеров русской армии и несколько десятков офицеров болгарской и сербской армий. Среди них, получившие мировое признание и широко известные в военно-научных кругах, генералы Ф.Ф. Радецкий, Н.М. Пржевальский, А.Е. Снесарев, М.Д. Скобелев, А.Н. Куропаткин, Н.Н. Обручев, Д.А. Милютин и многие другие. Воспитанники академии Н.Е. Какурин, В.Ф. Новицкий, А.А. Свечин, М.В. Свечников, А.Е. Снесарев, Е.А. Шиловский и некоторые другие в последующем проявили себя на поприще становления и развития советского военного искусства.


Памятный знак ВАГШ. Фото А. Соколов©

В годы гражданской войны в России существовали две однопрофильные академии Генерального штаба: Николаевская академия, действовавшая на стороне Белой армии и Академия Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), открытая 8 декабря 1918 г. по приказу Реввоенсовета в г. Москве. Последний выпуск слушателей первой состоялся в конце 1921 г. во Владивостоке (на острове Русском) в казармах 3-го Сибирского стрелкового полка.

В 1921 г. академия Генерального штаба РККА была преобразована в Военную академию РККА и с 1925 г. стала носить имя М.В. Фрунзе (ныне - Общевойсковая академия ВС РФ). Подготовка высшего командного состава РККА осуществлялась на созданных при академии Высших Военно-академических курсах. На их базе в январе 1931 г. был организован Оперативный факультет, который и стал основой воссозданной в апреле 1936 г. Академии Генерального штаба РККА.


Портретная галерея начальников ВАГШ. Фото А. Соколов©

Слушателями первого набора были известные полководцы и Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. комбриги, Л.А. Говоров, П.А. Курочкин, полковники А.И. Антонов, А.М. Василевский, И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, М.В. Захаров и другие. За 5 предвоенных лет академия подготовила более 600 офицеров и генералов высшей военной квалификации. Именно они блестяще применили на практике теорию "глубокой наступательной операции", разработанную в академии в предвоенные годы. Академия стала настоящей школой полководцев, на фронтах и в Генеральном штабе практически подтвердивших высочайший уровень советской школы военной теории и практики.

Во время войны основной курс академии выпустил 1178 человек, а на курсах усовершенствования высшего командного состава было подготовлено 176 человек. В ходе боевых действий свыше 500 выпускников академии занимали высокие командные и штабные должности.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) двое воспитанников академии (А.М. Василевский и А.И. Антонов) были начальниками Генерального штаба ВС СССР, один (С.М. Штеменко) начальником оперативного управления Генерального штаба, пятеро (Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров, И.Х. Баграмян, П.А. Курочкин, Г.Ф. Захаров) командовали войсками фронтов, 13 стали начальниками штабов фронтов и военных округов, 22 командовали армиями, 82 корпусами и 265 дивизиями. 63 выпускника академии стали Героями Советского Союза, из них четверо (А.М. Василевский, И.Х. Баграмян, М.В. Захаров, И.А. Плиев) дважды, многие награждены орденами за высокое полководческое мастерство.

 


Внутренние интерьеры ВАГШ. Фото А. Соколов©

За заслуги в подготовке военных кадров Академия награждена орденами Суворова I степени (1945 г.), Ленина (1968 г.), Боевого Красного Знамени (1986 г.) и девятью орденами иностранных государств.

Сегодня выпускников ВАГШ можно увидеть среди видных военачальников и руководителей министерств и ведомств, ведущих ученых и общественных деятелей. С научно-педагогическим составом и слушателями академии регулярно встречаются представители Администрации Президента РФ, Правительства, руководители Министерства обороны и других силовых структур.

Военная академия Генерального штаба ВС РФ является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, ее учредителем - Правительство Российской Федерации, полномочия которого выполняет Министерство обороны России. Непосредственно ВАГШ подчинена начальнику Генерального штаба российских Вооруженных Сил РФ.


Внутренние интерьеры ВАГШ. Фото А. Соколов©

Основная цель академии на период до 2010 г. заключается в существенном повышении качества подготовки специалистов с высшим оперативно-стратегическим образованием в области военного и государственного управления с учетом новых вызовов и угроз современного мирового процесса.

Исходя из этого, приоритетными задачами для ВАГШ сегодня, наряду с подготовкой специалистов высшей военной квалификации для Вооруженных Сил, являются: оперативно-стратегическая подготовка высших и старших офицеров для других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти РФ, а также представителей армий иностранных государств; подготовка руководящих работников федеральных органов исполнительной власти в области обороны из числа государственных служащих, занимающихся обеспечением безопасности РФ; повышение квалификации и переподготовка высших и старших офицеров, государственных служащих; фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в области военной науки и политики, обеспечения безопасности страны и практических вопросов оперативной подготовки, применения и обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов исполнительной власти; целенаправленная подготовка научно-педагогических и научных кадров по профилю академии.

Наряду с этим в рамках своих полномочий Академия будет решать и другие специальные задачи, определяемые учредителем.

ВАГШ, являясь высшим военно-учебным заведением, готовит военных специалистов оперативно-стратегического звена и не имеет аналогов за рубежом. Чем объяснить высокий авторитет академии в мире?
Занятия в учебной аудитории. Фото А. Соколов©

Основными причинами этого являются особенности приема слушателей в академию и последующего их обучения.

Слушателем ВАГШ может стать тот, кто по результатам своей деятельности пройдет отбор в войсках и подтвердит правильность этого выбора при личном собеседовании в академии.

Но все же особое значение имеет набор учебных дисциплин, организация и содержание процесса обучения слушателей и состав преподавателей, имеющих богатый научно-педагогический и практический служебный опыт.

Комплекс учебных дисциплин включает общие профессиональные (национальная безопасность, военное и государственное управление, военное строительство и строительство Вооруженных Сил, история войн и военного искусства), военно-профессиональные (военная стратегия, оперативное искусство, информационная безопасность), гуманитарные и социально-экономические. Причем 2/3 всего учебного времени отдано активным формам обучения - семинарам и групповым упражнениям, командно-штабным играм и учениям.

На первом курсе обучения слушатели изучают основы перевода войск (сил) с мирного на военное время, подготовки и ведения операций общевойсковых объединений и флотов, применения группировок войск во внутренних вооруженных конфликтах; на втором - проблемы планирования применения Вооруженных Сил, формы стратегических действий и основы их оперативной подготовки.


На учениях. Фото А. Соколов©

Практическое закрепление теоретически освоенных вопросов осуществляется при прохождении прикладного курса в ходе отработки оперативных и стратегической задач, командно-штабных и военно-деловых игр. При этом слушатели учатся правильно оценивать военно-политическую и стратегическую обстановку, в сжатые сроки принимать целесообразные решения, организовывать всестороннее обеспечение операций и управление войсками в сложной военно-политической обстановке.

Особое внимание в обучении слушателей уделяется вопросам подготовки операций, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления войсками (силами) в современных условиях. Именно они определяют степень готовности каждого командующего и начальника к исполнению должностных обязанностей по предназначению. Это нашло свое отражение в программах обучения, которые постоянно уточняются с учетом реальных задач, стоящих перед Вооруженными Силами, новых положений военного искусства, опыта локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом в образовательный процесс широко внедряются передовые информационные технологии.


Чествование ветерана ВАГШ. Фото А. Соколов©

Но главное богатство академии - это ее научно-педагогический коллектив, в составе которого трудятся пять Заслуженных деятелей науки и три Заслуженных работника высшей школы, два Заслуженных военных специалиста и более 260 военных ученых, в т.ч. 56 докторов и 179 кандидатов наук, 66 профессоров и 119 доцентов. Преподаватели и научные работники академии - это высококвалифицированные специалисты в области военной стратегии и оперативного искусства, военной экономики и информационной безопасности. Большинство из них руководили объединениями и соединениями, вели штабную и научно-исследовательскую работу, участвовали в боевых действиях.

Имеющийся научно-педагогический состав полностью обеспечивает проведение учебных занятий и выполнение научных исследований на высоком профессиональному уровне. Наряду с ними занятия в академии достаточно часто проводят представители Администрации Президента РФ, Правительства, руководства Вооруженных Сил и других силовых структур.

Среди важных причин столь высокого авторитета Академии следует отметить и то, что ее выпускники получают высшее образование с квалификацией специалист в области военного и государственного управления. И неслучайно то, что после окончания службы многие воспитанники академии, в том числе и представители других стран, становятся руководителями министерств и ведомств, известными учеными и общественными деятелями.

Сегодня Россия и НАТО постоянно контактируют между собой в области военно-политического сотрудничества. Какую роль в этом играет в этом Академия Генштаба?
Внутренние интерьеры ВАГШ. Фото А. Соколов©

Взаимодействие с Организацией Североатлантического Договора в военно-политической сфере ВАГШ осуществляет в области повышения оперативной совместимости войск (сил).

Тематически это сотрудничество направлено на получение знаний в области новых технологий ведущих стран НАТО, применяемых в системах связи, информационного обеспечения и т.д.; стратегически - на формирование механизма взаимодействия на всех уровнях и подготовки определенного количества офицеров, способных работать в составе соответствующих органов управления при проведении совместных операций.

На базе ВАГШ уже несколько раз за последние годы для преподавателей и слушателей стран НАТО проводились курсы по повышению оперативной совместимости войск (сил). В свою очередь, преподаватели академии выезжали для проведения занятий в школу (Обераммергау, Германия) и военный колледж (Рим, Италия) НАТО.

Так, например, в колледже, где готовятся офицеры и гражданский персонал высших военно-политических органов блока, штабов объединенных и национальных ВС стран-участниц альянса, происходил полезный обмен опытом подготовки военных специалистов высшего звена. Полагаю, что такое сотрудничество будет развиваться и далее.

Обучение и практика - две стороны одной медали. Есть ли взаимосвязь между учебным процессом академии и практической деятельностью Вооруженных сил, как она осуществляется?
Практические занятия в войсках по изучению техники ПВО. Фото А. Соколов©

В первую очередь эта связь осуществляется путем широкого использования в учебном процессе академии боевого опыта последних военных конфликтов. Так, результаты анализа опыта военных действий в Югославии, Афганистане и в Ираке, контртеррористической операции на Северном Кавказе были учтены путем уточнения программ обучения и содержания занятий.

Кроме того, офицеры академии активно участвуют в составе руководства и научно-исследовательских групп практически во всех основных мероприятиях оперативной подготовки Вооруженных Сил.

Недавно разработаны и внедрены в образовательный процесс методики обучения, основанные на применении новой геоинформационной системы, программно-технического комплекса поддержки принятия решения, автоматизированных систем управления войсками. Ведущая роль в этом принадлежит Центру военных игр, который представляет собой комплексный тренажер управления войсками (силами, отраслями народного хозяйства) и используется как по планам академии, так и по планам Президента России, Министра обороны, начальника Генерального штаба. Оснащенность Центра позволяет отрабатывать и осваивать современные методы управления Вооруженными Силами, народным хозяйством, приобретать практические навыки решения вопросов управления с использованием компьютерных средств и новых информационных технологий.


Практические занятия в войсках по изучению техники ВВС. Фото А. Соколов©

Тесное взаимодействие между академией и Вооруженными силами поддерживается также и путем регулярных выступлений перед слушателями и научно-педагогическим составом руководителей ключевых министерств и ведомств, руководства Вооруженных Сил и других силовых структур.

В свою очередь, в соответствии с планом переподготовки и повышения квалификации, научно-педагогический состав академии регулярно стажируется в центральных органах военного управления, военных округах и на флотах. Это способствует внедрению в учебный процесс всего, что связано с практической деятельностью Вооруженных сил.

Каково влияние академии на развитие военной науки в настоящее время и в чем оно проявляется конкретно?
Связь теории с практикой. Фото А. Соколов©

Научная работа в академии всегда была направлена на совершенствование образовательного процесса и исследование актуальных проблем военной науки, строительства и применения Вооруженных Сил.

В настоящее время академия является головной научно-исследовательской организацией МО РФ по таким важным направлениям, как общие основы военной науки, стратегия и оперативное искусство, информационная безопасность. В академии на протяжении многих лет действуют более 20 научных школ, а научные связи академии с другими научно-исследовательскими организациями, университетами и институтами далеко выходят за рамки России и СНГ.

Академия имеет диссертационные советы по отрасли "Военные науки" в соответствии с руководящими документами, а сама научная работа базируется на тесном взаимодействии взаимодействии с Генеральным штабом, управлениями и научно-исследовательскими организациями, учреждениями Министерства обороны, Главными штабами видов Вооруженных Сил, военными округами, флотами, другими научными организациями, в первую очередь с РАН, РАЕН и Академией военных наук.

Особое внимание уделяется внедрению научных результатов в учебный процесс и практику войск (сил). В свою очередь войсковая практика, опыт оперативной, мобилизационной и боевой подготовки широко используются в исследовательской работе, являются базой для научных поисков и практической проверки выводов и рекомендаций. Непрерывная связь с войсками, центральными органами военного управления, военно-учебными заведениями, научными организациями Министерства обороны позволяет нам более четко видеть перспективу развития военного дела, своевременно реагировать на назревшие изменения в основных направлениях научной работы академии. Военная академия Генерального штаба готовила и продолжает готовить сейчас специалистов с высшим оперативно-стратегическим образованием не только для российской армии, но и для армий ряда зарубежных государств. Чем объяснить желание последних иметь офицеров, прошедших курс обучения в ВАГШ и каковы отзывы об уровне и качестве их подготовки?
На специальном факультете. Фото А. Соколов©

Подготовка иностранных военнослужащих в академии организована на специальном факультете. Началом его создания является организация в 1939 г. при Академии Генерального штаба РККА Особой группы из девяти испанских военнослужащих.

В годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы академию закончили представители вооруженных сил Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. В последующем, с 1946 г. и по настоящее время в академии обучилось около 3000 военнослужащих более чем 30 стран.

Своего рода оценкой уровня и качества подготовки зарубежных военнослужащих является то, что ВАГШ награждена девятью орденами иностранных государств.

В 90-е годы прошлого века, в связи с известными историческими событиями, количество слушателей из других государств существенно сократилось. Но за последние шесть лет наметилась устойчивая тенденция к их увеличению. Так, в текущем учебном году на специальном факультете планируется обучение более 80 слушателей из 17 государств. Это представители Алжира, Сирии, Китая. Анголы и других стран. Ежегодно присылают на учебу своих офицеров и государства НАТО.


В стрелковом тире ВАГШ. Фото А. Соколов©

Слушателям специального факультета созданы все необходимые условия для работы и отдыха.

Учебно-материальная база академии оснащена современными средствами управления и электронно-вычислительной техники, включает объекты Центра военных игр, 5 лекционных залов, 50 различных учебных и методических кабинетов, 46 аудиторий для слушателей, 5 лингафонных кабинетов, 4 библиотеки, современный спортивный комплекс. В академии создана академическая вычислительная сеть, локальные сети факультетов и кафедр, широко используются современные технические средства обучения.

За каждой учебной группой на весь период обучения закрепляется оборудованная электронно-вычислительной техникой учебная аудитория с выходом в локальную вычислительную сеть факультета. Кроме обязательных занятий по физической подготовке любой слушатель имеет возможность самостоятельно посещать спортивный комплекс с современным плавательным бассейном, тренажерными и игровыми залами, летними площадками, лыжной базой и стрелковым тиром.

Большой вклад в подготовку российских слушателей и слушателей специального факультета вносит академическая библиотека. Ее основу заложил еще Николай I, подаривший академии около 500 книг, купленных им у генерала Жомини. В настоящее время библиотечные фонды включают более 320 тысяч книг и печатных изданий, из которых свыше 12,5 тысяч являются раритетными. В библиографической работе широко используется электронно-вычислительная техника, создан и функционирует Интернет-класс.


В спортивном зале ВАГШ. Фото А. Соколов©

Для иностранных слушателей, плохо знающих русский язык, организованно предварительное годичное его изучение на подготовительном курсе. Важным в подготовке иностранных военнослужащих на специальном факультете является и то, что весь учебный процесс планируется и проводится дифференцированно, с учетом национального состава обучаемых, уровня их общего и военного образования, практического опыта службы в войсках. Кроме того, учитываются состояние развития их национальных вооруженных сил, характер российской помощи и поставок техники и вооружений, а также социально-политические, экономические и другие условия.

Высокую оценку образования, полученного в академии, дают и сами слушатели. Так, старший полковник НОАК Чжо Туо Цзян пишет: "ВАГШ - это колыбель современной военной мысли и военной науки. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав не только дает обширные знания, но и помогает познакомиться с национальными и культурными особенностями Российской Федерации. Учеба в ВАГШ является гордостью для каждого офицера". И таких оценок множество.

Александр Васильевич, не могли бы Вы в общих чертах обрисовать планы и основные направления деятельности академии в 2008 году?
Фрагмент исторической экспозиции. Фото А. Соколов©

Академия Генерального штаба уже 175 лет является неотъемлемой частицей отечественной истории, а ее создание было государственным актом, отвечавшим долгосрочным интересам страны. Поэтому академия всегда сохранялась или воссоздавалась при радикальных общественно-государственных переустройствах, которыми полна история нашего Отечества в XX веке. Высший профессиональный военно-учебный и военно-научный интеллектуальный центр был нужен стране в XIX и XX веках независимо от формы ее общественного устройства. Остается необходимым он и сейчас, в начале XXI века и в обозримом будущем.

Современная Академия Генерального штаба ВС РФ является наследницей двух предшествовавших периодов ее истории - имперского и советского. В эти периоды был заложен фундамент отечественной военной мысли и основы военно-педагогического искусства. Опора на них сегодня - важное средство решения новых проблем, стоящих перед академией.

Между тем еще не завершена работа по критическому освоению огромного арсенала отечественной военной мысли, созданного лучшими умами русских офицеров, в том числе и в эмиграции. В нем содержится неоценимое богатство идей, которые могут и должны служить подспорьем при решении принципиально новых проблем современности. Это относится и к военно-педагогическому искусству обучения и воспитания слушателей.


Встреча выпускников и учителей в Петровском зале ВАГШ. Фото А. Соколов©

Для Академии Генерального штаба важной задачей всегда было решение практических вопросов подготовки страны к войне, обучение своих слушателей искусству ее ведения. Но в рамках высшей политической стратегии эти вопросы всегда рассматривались, прежде всего, как средство предотвращения войны, противодействия ей и лишения агрессоров соблазна добиться победы, не понеся при этом невосполнимых потерь. Академия Генерального штаба за всю свою историю никогда не была генератором и средоточием милитаристских настроений в обществе. Ее авторитеты всегда выступали с позиций реализма, отвергая как милитаристский угар, так и соблазны розового пацифистского оптимизма, уповающего на скорое наступление всеобщего мира.

В наступившем учебном году усилия коллектива академии будут направлены на решение ряда важных задач. В их числе полное и качественное выполнение государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств по подготовке офицерских кадров в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и квалификационными требованиями (КТ) к выпускникам по соответствующим специальностям и специализациям; совершенствование подготовки российских слушателей по специальностям (специализациям) с учетом изменений, происходящих в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах государственного и военного управления, повышения требований к практической служебной деятельности; разработка новых требований к оперативно-стратегической подготовке высших и старших офицеров ВС РФ и других войск, воинских формирований и органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, а также представителям армий иностранных государств в области обороны и военной безопасности, а также ряд других.


Особое значение придается закреплению статуса ВАГШ как ведущего учебно-методического и научного центра, непосредственно участвующего в разработке и реализации стратегии развития высшего военного профессионального образования по военному и государственному управлению и направлениям подготовки офицеров в учебных заведениях Вооруженных Сил, федеральных министерств и ведомств (силовых структур) Российской Федерации. В современных условиях академия изучает военное дело в системе теории и практики обеспечения национальной и международной военной безопасности. Поэтому, как военное профессиональное учебное и исследовательское учреждение, академия открыта для диалога с другими миротворческими силами.

Академия гордится не только своими выдающимися учеными и известными педагогами, но и своими питомцами. Их всегда отличали широкий кругозор, любовь к Отечеству и государственный подход к своему делу. Они преданно служили государству и обществу, защищая их свободу и независимость.

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).