Новости / Архив

17:20 / 01.03.12

Этапы создания противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки


Россия предалагает США не размещать СНВ вне национальной территории.   Фото  eurosmi.com

Проблема противоракетной обороны имеет давнюю историю. В настоящее время в отношениях России и США этот вопрос остро стоит на повестке дня. Для понимания происходящей ситуации необходимо обратиться к истории создания системы ПРО Соединенных Штатов. На эту тему специально для ИА «Оружие России» рассуждает Валерия Шацкая.

 

Появление принципиально нового вида оружия – баллистических ракет (БР) и разработки в СССР и США межконтинентальных БР с ядерной боеголовкой привели стороны к необходимости создания систем защиты – систем противоракетной обороны.

 

В самом общем виде система ПРО представляет собой комплекс средств для отражения ракетно-ядерного удара возможного противника путем перехвата или уничтожения его баллистических ракет (БР) или их головных частей (ГЧ) до момента их воздействия по назначенным целям.

 

Она состоит из двух основных частей:

  • системы обнаружения ракетных носителей ядерного (или обычного) оружия (РЛС, космические спутники, командование воздушно-космической обороны Северной Америки)
  • системы поражения этих ракет (противоракеты (ПР), запускаемые с пусковых установок (ПУ))1

 

 

Также в 1992 г. было сформировано объединенное стратегическое командование США (USSTRATCOM), объединяющее систему ПРО, стратегические ядерные и космические силы и отвечающее за «централизацию управления процессом планирования и боевого применения стратегических наступательных сил» и улучшение «взаимодействия между компонентами стратегической триады».2

 

Идеи по созданию противоракетной обороны Соединенных Штатов можно разделить на 5 этапов. При этом первые три этапа еще регламентировались Договором об ограничении систем ПРО 1972 года:

 

1 этап – создание первых проектов системы ПРО

2 этап – стратегическая оборонная инициатива (СОИ) Р. Рейгана и «Джи Палз» Дж. Буша-старшего

3 этап – национальная противоракетная оборона Б.Клинтона

 

Последующие два этапа актуальны в настоящее время:

 

4 этап - создание третьего позиционного района

5 этап - пересмотр планов Дж. Буша-мл. Б. Обамой.

 


РЛС раннего обнаружения ракет. Фото автора.

 

Итак, первые работы в области создания действенных систем противоракетной обороны (ПРО) США начались в 1950-х гг. Уже тогда перед системой ПРО ставились две главные задачи:

  • Уничтожение ракетно-ядерных средств нападения противника.
  • Предупреждение о возможном ракетно-ядерном ударе

 

При этом успешное осуществление первой задачи возможно при выполнении трех условий:

  • своевременное обнаружение баллистических ракет (БР)
  • их распознавание, т.е. выделение боевых частей БР от ложных целей
  • перехват и уничтожение БР

 

На своевременное обнаружение ракет не должно уходить много времени:

  • при использовании противником БР ближнего действия (БРБД, поражают цели на расстоянии до 1000 км) – до 3 мин
  • при использовании БР среднего действия (БРСД – цели на расстоянии 1000-5000 км) – 5-10 мин
  • при БР дальнего действия (БРДД или межконтинентальные БР (МБР), действующих на расстоянии более 5000 км – до 30 мин.3

 

 


Вход в подземный комплекс Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), гора Шайенн, штат Колорадо. Фото www.norad.mil

На снимке. Вход в подземный комплекс Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), гора Шайенн, штат Колорадо

 

Заметим, что в США выделяют также категорию БР промежуточной дальности, поражающие цель на расстоянии от 3000 до 5000 км, к БРСД относятся БР, поражающие цели на расстоянии от 1000 до 3000 км, а к МБР – БР, поражающие цели на расстоянии свыше 5500 км.

 

Обнаружение БР выполняет система предупреждения о ракетно-ядерном ударе США (СПРЯУ), наземный эшелон которой представлен радиолокационными станциями или радарами, а космический – спутниками. Распознавание БР также возлагается на РЛС и электронно-вычислительные системы.


«Эмблема НОРАД», ссылка: http://www.norad.mil/about/index.html ).

На рисунке. Эмблема НОРАД 

А главным средством уничтожения БР являются противоракеты. В 1958 г. США и Канада создали Объединенное командование противовоздушной обороны (ПВО) – НОРАД, которое на основе полуавтоматических и автоматизированных средств обеспечивает наблюдение за воздушно-космическим пространством и координацию действий противоракетной, противосамолетной и противокосмической систем.4

 


Найк-Зевс-А»- это вариант противоракеты «Найк-Зевс» Фото bwana.ru

 

Одним из источников информации НОРАД является система дальнего обнаружения БР – «БИМЬЮС», РЛС которой были размещены на Аляске (Клир) в 1961 году, в Гренландии (Тула) в 1960 году и в Великобритании (Файлингдейлс-Мур) в 1963 году.5

 

Это было одним из первых шагов Соединенных Штатов в создании РЛС для обнаружения МБР СССР. Разработки в области систем ПРО велись давно, но первой такой системой, чьи элементы были построены и испытаны, стала система «Найк-Зевс» (1957 г.).

 

В ее состав входили:

  • ракеты-перехватчики «Найк-Зевс»
  • командный пункт
  • РЛС обнаружения БР – ZAR
  • РЛС ее распознавания – DR
  • РЛС сопровождения – TTR
  • РЛС наведения ракет-перехватчиков – MTR6

 

Тем не менее, проект «Найк-Зевс» имел недостатки:

  • его РЛС не могли следить одновременно за несколькими БР и отделять их головные части (ГЧ) от ложных целей за пределами атмосферы, где действовали противоракеты «Найк-Зевс»
  • сама система была неспособна отразить массированный ракетный удар, если противник применял средства преодоления ПРО.6 

 


«Спартан», Фото bwana.ru

 

На смену «Найк-Зевс» пришла система «Найк-Икс», к разработкам которой США приступили в конце 1963 г. Соединенные Штаты разработали несколько вариантов этой системы. Неизменными составляющими были система обработки данных, антиракеты и радары.

 

Но в полном варианте были:

  • РЛС PAR, MSR, TASMAR и HAPDAR
  • перехватчики «Спартан»
  • перехватчики «Спринт»
  • перехватчики «Хайбекс»

 


«Спринт», Фото  bwana.ru

Упрощенная версия системы состояла из противоракет «Спартан» и «Спринт» и радаров PAR, MAR (более сложный и дорогой вариант TASMAR) и MSR. Противоракета «Спартан» предназначалась для дальнего перехвата целей, а «Спринт» - ближнего. Основным радаром был радар MAR (Multifunction Array Radar).

 

Он являлся многофункциональным и отвечал одновременно за обнаружение, распознавание и сопровождение целей. При необходимости он мог сопровождать и противоракеты. Второй радар - «MSR» (Missile Site Radar) выполнял функции наведения и сопровождения антиракет «Спартан» и «Спринт», но его дальность действия была ограничена – 1300 км. Наконец, третьим радаром был радар PAR (Perimeter Acquisition Radar),  с дальностью действия – 4200 км, который выдавал целеуказания MSR.

 

Все три радара имели неподвижные антенны с фазированными решетками (ФАР)6. Что касается перехватчика «Хайбекс», то он должен был работать совместно с радаром «Хапдар», дальность обнаружения которого – 2400 км.7

 

Несмотря на преимущества системы «Найк-Икс», военно-политические круги США не смогли прийти к консенсусу, и система так и не стала на боевое дежурство.

 


Старт

Третий проект системы ПРО США под названием «Сентинел» (Часовой) предполагал защиту отдельных объектов США. Хотя первоначальный план включал защиту всей территории Соединенных Штатов, особенно наиболее значимых городов. В системе использовались элементы предыдущей:

  • противоракеты «Спринт», «Спартан» 
  • 2 радара: PAR и MSR

 

Однако, не исключалось и использование РЛС TASMAR.

 

Как и предыдущие, эта система была отвергнута ввиду своей малоэффективности и отставания разработок средств ПРО системы «Сентинел» от разработок ложных целей и МБР противника.6 В результате, в 1970 г. США начали строительство новой системы ПРО «Сейфгард» («Страж»).

 

В отличие от «Сентинела», предполагалось, что «Сейфгард» будет направлен на защиту стратегических сил США и Вашингтона. Однако, после подписания Договора об ограничении систем противоракетной обороны между СССР и США в 1972 г. и Протокола к нему в 1974 г., на вооружении у США оказалась лишь база Гранд-Форкс.

 


«Сейфгард»,  Фото bwana.ru

 

На этой базе в 1975 году и была размещена система «Сейфгард»,  т.е. впервые система ПРО США должна была стать на боевое дежурство. Как и «Сентинел», система Сейфгард» состояла из противоракет «Спартан» и «Спринт» и радаров PAR и MSR. Хотя предполагалось использование усовершенствованной противоракеты «Спартан-2», обладающей помимо больших размеров, большим ядерным зарядом (2-3МТ) и большей дальностью перехвата (более 800 км).6 Всего на базе Гранд-Форкс было размещено 68 перехватчиков «Спринт» и 30 – «Спартан».8

 


Космические аппараты входят в ПРО США. Фото uslugi.alm.slando.kz

 

Но, отличием от предыдущей стало появление космического эшелона системы, который был представлен космическими спутниками «ИМЕЮС», загоризонтными радарами прямого зондирования и командованием «НОРАД».8 К 1974 г. в состав «ИМЕЮС» вошли три спутника: два над Латинской Америкой и один над Индийским океаном.9 Система загоризонтных РЛС 441М была введена в боевую эксплуатацию в 1968 г. В 1975 г. было 4 передающих радара в Тихом океане (три - в Японии) и 5 принимающих в Западной Европе, т.е. стала просматриваться вся территория Советского Союза8.

 

Однако, несмотря на то, что вся территория противника была как на ладони, такая система использовалась только для оповещения и разведки: она могла оповещать о пуске ракеты за 30 минут до падения ее ГЧ на территорию Соединенных Штатов, фиксировать приблизительное направление и количество вылетевших БР. Система 441М не могла определять скорость и дальность цели и, следовательно, не выдавала целеуказания системе ПРО.8

 


Компоненты системы ПРО США. Иллюстрация.   Фото  www.russiansanfran.com

 

Однако, вскоре система «Сейфгард» была законсервирована, за исключением РЛС, работающей с целью предупреждения о ракетно-ядерном ударе. Система «Сейфгард» служила только средством политической игры и работала только с октября 1975 г. по февраль 1976 г. По указанию Конгресса система перестала работать, т.к. считалось, что система ПРО могла быть легко поражена в случае удара со стороны СССР и ввиду технических проблем, поскольку от взрыва собственных ядерных боеголовок могли быть ослеплены радары системы.10

 

Наряду с проектами систем ПРО США «Найк-Зевс», «Найк-Икс», «Сентинел» и «Сейфгард» велись исследовательские работы других амбициозных проектов, но они были приостановлены в силу технических трудностей их осуществления. Характеристики проектов представлены в таблице.8

 

Таблица – основные характеристики проектов систем ПРО, разрабатываемых в США4

 





 Р.Макнамара,  Фото   www.defense.gov

 

Заметим, что создание и развитие систем ПРО США и СССР проходило в рамках холодной войны и было неотъемлемо связано с развитием стратегических наступательных вооружений. В условиях гонки вооружений ядерное превосходство США расценивалось в качестве основы национального могущества, вследствие чего в 1958-1960х гг. внутри США была развернута компания о якобы «ракетном отставании» от СССР.

 

Военно-промышленный комплекс США использовал эту программу для усиления гонки вооружений и извлечения огромных прибылей, а также для укрепления своего влияния внутри страны. (Хотя сами разработки американских БР начались задолго до этой программы). При этом концепцию о «ракетном отставании» подтверждала и речь Н. С. Хрущева, что в СССР ракеты выпускались «как сосиски».10

 

В 1960-нач. 1970-х гг. в США сменяют друг друга различные стратегии и концепции, имеющие отношение к ядерной гонке (концепция «оптимальной комбинации» ядерных ударов, стратегия «гибкого реагирования», концепция «контрсилы» (стратегия «обезоруживающего удара»), стратегия «ограниченного ущерба», концепция «гарантированного уничтожения», концепция «реализуемого ядерного превосходства» и др.), которые, в конечном счете, приводят министра обороны США 1961-1968 гг. Р.Макнамару к идее «стратегической стабильности». Но путь этот оказался тернист.

 

Второй этап создания систем ПРО в Соединенных Штатах начался с приходом к власти нового президента – Р. Рейгана. 23 марта 1983 г. Р. Рейган объявил о стратегической оборонной инициативе (СОИ), а уже 6 января 1984 г. программа «звездных войн» стала первоочередной задачей Соединенных Штатов.11

 


«СОИ» Фото  www.globalsecurity.org

 

Суть СОИ сводилась к созданию широкомасштабной системы ПРО США с элементами космического базирования. Соединенные Штаты планировали разместить в космосе эшелоны вооружений, в том числе с использованием новых средств поражения: электромагнитных пушек, ускорителей элементарных частиц, лучевого оружия и др. Эти элементы ПРО должны были перехватывать и уничтожать БР СССР на всех участках полета.

 

При этом главная задача возлагалась на средства первого эшелона. Его космические платформы, оснащенные устройствами для пуска элементарных частиц и наведения лазерного луча на цель, должны были уничтожить большую часть советских МБР на высоте до 500 км, т.е. на начальном участке их полета, до того как произойдет разделение боеголовок. Затем эти же средства должны были уничтожить оставшуюся часть МБР СССР за 2-5 мин после того, как ракеты будут запущены.

 

Однако, и на этом Соединенные Штаты решили не останавливаться. Вариант своеобразной страховки должны были выполнять второй, третий и, возможно, последующие эшелоны. Второй эшелон предназначался для уничтожения уцелевших МБР и их боеголовок на среднем участке траектории полета. Эта роль отводилась электромагнитным пушкам, оснащенным самонаводящимися ракетами. Наконец, противоракеты ближнего и дальнего действия относились к средствам третьего эшелона.

 

При этом планировалось также и размещение 500 спутников, где каждый оснащен 40-50 антиракетами для уничтожения МБР на начальном и среднем участке полета.12

 


Противоракеты

 

Стоит отметить, что главной целью СОИ Вашингтон рассматривал военно-стратегическое превосходство над Советским Союзом, чтобы одержать победу в случае возможной войны. И таким образом, СОИ должна была выступить не только военным, но и политическим инструментом в отношениях двух государств.

 

Было очевидно, что осуществление СОИ означало разрушение стратегического баланса между СССР и США и провозглашение Вашингтоном курса на военное превосходство в мире. Тем не менее, программа «звездных войн» в то же время была направлена на изматывание Советского Союза, включения его в новый виток гонки вооружений. СОИ была слишком дорогостоящей и трудновыполнимой для самих США и в 90-е гг. ее финансирование прекратилось.

 

В 1991 г. место СОИ заняла программа «Джи Палз» ((GPALS), но и эта программа не встала на боевое дежурство. Поскольку Соединенные Штаты стали задумываться о создании систем защиты от нестратегических ракет, в 90-е гг. из программы «Джи Палз» возникло несколько самостоятельных, подразумевающих под собой модернизацию ракет-перехватчиков для сухопутных войск США (противоракеты "Пэтриот" (Patriot ), и ВМС США (противоракеты системы ПВО «Иджис" (Aegis).

 

Появилась и новая программа системы ПРО ТХААД (THAAD). В это же время рождается и идея создания национальной противоракетной обороны США (НПРО) в обход Договора по ПРО.13

 


Испытания наземного варианта системы ПРО AEGIS Ashore начнутся в 2012 году.   Фото  vpk.name

 

Первая серьезная угроза Договору по ПРО возникла после объявления Р. Рейганом о начале работ по программе «звездных войн», но появление разработок в области нестратегических систем ПРО и идея создания НПРО показали, что Соединенные Штаты решительно настроены создавать системы, которые прямо или косвенно нарушают положения Договора. Это привело к переговорам по разграничению стратегической и тактической (нестратегической) ПРО.

 

Предполагалось, что нестратегическая ПРО будет направлена на борьбу с нестратегическими БР и не будет испытываться против стратегических БР. При этом нестратегическими БР являются ракеты со скоростью полета не более 5 км/с или дальностью – не более 3500 км.14 

 

Однако, подписанные в Нью-Йорке протоколы не вступили в силу, а после выхода США из Договора по ПРО стало очевидно, что для США не существует больше ограничений в создании элементов и систем ПРО. Затем в 1999 г. Б. Клинтон провозглашает развертывание НПРО государственной политикой Соединенных Штатов, объясняя это необходимостью защиты от возникающей угрозы создания ракет большой дальности с оружием массового поражения со стороны стран-изгоев. В списке таких государств США выделяли Иран, Северную Корею, Ирак и др.

 

При этом ожидалось со временем размещение элементов системы ПРО для защиты всей территории. С принятием решения о развертывании НПРО начинается третий этап создания системы ПРО США. Планировалось, что к 2005 году в шт. Аляска будет построен новый радар, усовершенствованы уже существующие пять радаров раннего предупреждения, в том числе те, которые находятся за пределами территории США и будут размещены ок. 20 противоракет.

 

При этом важная роль отводилась и космической составляющей системы ПРО:

  • за пусками БР должны были следить существующие спутники DSP или перспективные спутники SBIRS High
  • затем к 2007 г. ожидалось увеличение количества антиракет на Аляске до 100 и введение в систему спутников на низких орбитах SBIRS Low, которые могли бы на среднем участке траектории распознавать ложные цели и выдавать целеуказание противоракетам
  • наконец, к 2010-2015 гг. планировалось довести количество антиракет до 200-250, часть из которых поместить на базе Гранд-Форкс и добавить к существующим еще 8 радаров13

 


«Железная сеть»,  Фото  img.rg.ru

 

Очевидно, что НПРО противоречила Договору по ПРО 1972 г., но по официальной версии США заверяли, что эта система будет ограниченной и направленной на борьбу лишь с нескольким десятком ракет. С приходом к власти Дж. Буша-мл. тема развертывания НПРО принимает более обостренную форму. Претерпели изменения как сама архитектура системы ПРО, так и позиция по отношению к Договору 1972 г.

 

Появился принцип возможного размещения элементов системы ПРО США на территории европейских стран, а также концепция системы противоракетной обороны. Суть общей концепции ПРО заключается в создании «глубоко эшелонированной системы, рассчитанной на применение неядерных средств перехвата баллистических ракет любых типов на всех участках траектории полета – начальном, среднем и конечном».15

 

В январе 2006 года администрация Дж. Буша заявила о своих планах развертывания третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе в период до 2013 года (по некоторым источникам до 2012 г). Новая американская система ПРО, получившая название «Железная сеть», должна была иметь вид гигантского треугольника, один угол которого будет находиться в Восточной Европе и два в США - на Аляске (Форт - Грили) и в Калифорнии (база Вандерберг).

 

При этом элементы системы на американской территории уничтожали бы боеголовки ракет противника на последней стадии их полета с помощью зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) Patriot. Объекты ПРО, расположенные на территории Европы, отвечали бы за обнаружение стартов ракет и их уничтожение на раннем и среднем участках. И, наконец, элементы космического базирования предусматривали бы уничтожение ракет на среднем участке полета. 16 

 


НАТО и МО РФ обсудит ситуацию с ЕвроПРО.   Фото  www.arms-expo.ru

 

В третьем позиционном районе Соединенные Штаты предполагали развернуть 10 усовершенствованных противоракет в Польше, а в дополнение к ним многофункциональную радиолокационную станцию в Чехии. С середины 2007 г. Соединенные Штаты вели переговоры с Польшей и Чехией.

 

Однако приход к власти новой администрации США под руководством Б. Обамы в январе 2009 г. повлек за собой очередные изменения в архитектуре противоракетных планов США, но не изменил их суть. Из истории создания систем противоракетной обороны США можно сделать вывод, что Соединенные Штаты с самого начала стремились, по возможности, обеспечить защиту максимального количества административно-промышленных центров и военных баз.

 

При этом для достижения цели США применяют любые средства, даже если их действия означают нарушение норм международного права и чреваты обострением двусторонних отношений, т.к. уже после подписания Договора по ПРО США продолжали развивать свою систему ПРО, нарушая основные положения Договора.

 

Более того, с каждым этапом создания/развития системы ПРО, США увеличивали охват планируемой системы – от одного позиционного района системы ПРО «Сейфгард» до принципа размещения элементов ПРО США на территории других государств и создания третьего позиционного района ПРО США, выходящего за пределы самих США. Таким образом, прослеживается взятый США курс на военное превосходство в мире.

 

Список использованных источников:

 

1. Левкин, И.М. Шацкая В.И. Возникновение и развитие систем противоракетной обороны США и СССР (50-70е гг. ХХ века). Попытка историко-сравнительного анализа//Клио. – №

 

2. Ссылка - http://vz.ru/information/2010/10/22/441818.html)

 

3. Ануреев, И.И. Оружие противоракетной и противокосмической обороны. М.:Воениздат, 1971. 304с.

4. Ануреев, И.И. Оружие противоракетной и противокосмической обороны. М.:Воениздат, 1971. 304с. 

5. Маликов В. С ПРО не так-то просто//Техника-молодежи. 2002.№6. С.26-29.

6. Ануреев, И.И. Оружие противоракетной и противокосмической обороны. М.:Воениздат, 1971. 304с.

7. Маликов, В. Так что положено «Зевесу»?//Техника-молодежи,2002.№11.С.26-29.

8. Левкин, И.М. Шацкая В.И. Возникновение и развитие систем противоракетной обороны США и СССР (50-70е гг. ХХ века). Попытка историко-сравнительного анализа//Клио. – № 2. – 2011.

9. Андропова В. А., ГАРБУК С. А Американская космическая система "ИМЕЮС" и создание перспективной системы обнаружения пусков баллистических ракет // Зарубежное военное обозрение. 1994.№12.

10. Lawrence M. K. First 60 years of missile defense. – MDA, 2008. – 18 p.

11. Корниенко Г.М. Сущность и значение Договора по ПРО//30 лет Договору по ПРО: прошлое, настоящее, будущее. – М., 2002. - С.11-17.

12. Подберезкин, А. Чапис А. «Звездные миражи», или что в действительности скрывается за планами милитаризации космоса//Техника-молодежи. 1986.№3. С.60-62.

13. Система ПРО территории США//Справочник СНВ-сайта. URL: http://www.armscontrol.ru/start/rus/basics/nmd-hist.htm) .

 14. Первое согласованное Заявление; Второе согласованное Заявление//МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/Ns-dvbr.nsf/11d2e6203c37ed2643256a1700434414/ff9337d38cd4f38c43256a5a002e645f?OpenDocument) .

 15. Романец, И. Третий позиционный район ПРО США: предназначение – мнимое и реальное// Зарубежное военное обозрение. – 2007. - №7. – С.2.

16. http://www.rg.ru/2005/01/19/rakety-pro.html.


В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).