Новости / Архив

16:05 / 01.04.12

Грузинская РСЗО и российский «Град»: что лучше?..


Грузинская РСЗО. Фото zhelezyaka.com

Все началось с информации на официальном сайте Министерства обороны Грузии, опубликовавшем видео испытаний новой реактивной системы залпового огня (РСЗО), которые начались 1 марта текущего года на полигоне Вазиани. А уже 3 марта они проходили в присутствии грузинского президента Михаила Саакашвили и министра обороны страны Бачо Ахалая. Боевая машина (БМ) РСЗО разработана грузинским научно-техническим центром «Дельта».

 

Можно предположить, что этот «симбиоз» на основе известных образцов техники создан из-за отказа США поставлять Грузии отдельные виды вооружения после известных событий в августе 2008 года. Причина отказа в том, что в 2011 году американская следственная комиссия признала виновность грузинской стороны в развязывании военного конфликта в Южной Осетии.

 

В этой ситуации военное руководство Грузии приняло решение начать создавать собственные вооружения, одним из которых и является РСЗО типа «Град». Что же представляет собой новая грузинская РСЗО, каковы ее предназначение и основные характеристики, в чем сходство и основное отличие от известного российского аналога «Град»?

 


БМ РСЗО \

Следует отметить, что эта БМ создана путем использования двух других известных образцов техники – российской РСЗО «Град» и украинского колесного автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-6322. Принцип использования известных образцов для создания нового давно известен и широко используется в мире. Поэтому скепсис по этому поводу, которым отмечены некоторые публикации, здесь явно неуместен.

 

Совсем другое дело - чем грузинская РСЗО отличается от прототипов и превосходит ли их по каким то параметрам. Но для этого необходимо сделать хотя бы самый общий сравнительный анализ, что и предполагается в данной статье.

 


БМ грузинской РСЗО. Фото pics.livejournal

Грузинская РСЗО (пока с неизвестным названием), судя по известной информации, предназначена для решения тех же задач, что и ее ближайший российский аналог «Град», а именно – для поражения живой силы противника, его бронированной техники, артиллерии, командных пунктов и укрепленных позиций.

 

В качестве основных особенностей и отличий БМ грузинской РСЗО от БМ РСЗО «Град» можно отметить следующие. Первое и очевидное – использование в качестве самоходной базы для размещения на ней артиллерийской части колесного шасси украинского автомобиля повышенной проходимости КрАЗ-6322 с бронированной кабиной, имеющей характерный внешний «брутальный» вид.


КрАЗ-6322. Фото s51.radikal.ru

КрАЗ-6322 капотной компоновки создан на базе КрАЗ-260 (Кременчугский автомобильный завод, Украина) и предназначен для перевозки различных грузов и людей по всем видам дорог, в том числе и в условиях бездорожья, а также использоваться в качестве тягача и самоходного шасси для спецмашин. От прототипа отличается, в первую очередь, более мощным двигателем, корректором для ручной регулировки и поддержания нужной мощности на пониженных оборотах, увеличенными запасом топлива, грузоподъемностью (на 1 т) и максимальной скоростью.

 

В качестве силовой установки используется 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-238Д с турбонаддувом, предпусковым подогревателем и устройством «Термостарт» для облегчения запуска двигателя в условиях низких температур. Машина имеет вспомогательный моторный тормоз с пневмоприводом, лебедку для самовытаскивания (тяговое усилие 12000 кгс, длина троса 50 м). Кабина оснащена системами отопления и вентиляции, регулируемыми сидениями и фарой-искателем на крыше. Серийно производится с 1993 года.

 


Украинские КрАЗы. Фото ru.wikipedia.org

В феврале 2007 года на выставке IDEX-2007 (Абу-Даби) компании «АвтоКрАЗ» (Украина) и Streit Armored Group (Канада) продемонстрировали совместную разработку - многоцелевой бронированный бортовой автомобиль MTTV (Raptor) на шасси КрАЗ-6322 (колесная формула 6х6).  В частности, Raptor может использоваться для перевозки личного состава, в качестве медицинского автомобиля-эвакуатора, а также автомобиля материально-технического и военного назначения.

 

Raptor отличается высокой проходимостью и способен перемещаться по зыбучим пескам, болотистой местности или снежному покрову, эксплуатироваться при температуре окружающей среды -50 - +55 град. Цельсия при повышенной влажности и в запыленных районах, а также на высотах до 4600 м над уровнем моря. При полной массе 23 т грузоподъемность автомобиля, способного буксировать прицепы массой до 30 т, может составлять от 6 т до 12 т.

 

Дизельный (330 л.с.) двигатель с турбонаддувом и запасом топлива в 500 л. обеспечивает пробег до 1500 км. Базовый вариант автомобиля способен передвигаться с максимальной скоростью до 80 км/ч при расходе топлива до 34 л на 100 км пути, преодолевать брод глубиной до 1,2 м.

 


Грузинская РСЗО на базе украинского КрАЗа на испытаниях. Фото s51.radikal.ru

Бронирование украинского MTTV обеспечивает баллистическую защиту автомобиля по всему периметру, защиту от осколков мин, самодельных взрывных устройств и фрагментарную защиту для людей в кабине и кузове (до 20 человек). Бронированный модуль оснащен боковыми и задними окнами с хорошим внешним обзором, а бойницы и люки по бокам и сзади обеспечивают возможность ведения ответного огня. Автомобиль оснащен системой климат-контроля, местами для сидения с быстро отстегивающимися ремнями безопасности, системой связи Интерком между водителем и личным составом.

 

В настоящее время известны следующие модификации этого автомобиля: КрАЗ-6322 (бортовой, выпускается с 1993 года), КрАЗ-6322-056 «Мастер» (передвижная авторемонтная мастерская, разработана в 2004 году), КрАЗ-63221 (шасси для спецавтомобилей), КрАЗ-6534 (самосвал), КрАЗ-643701 (лесовоз) и КрАЗ-6446 (седельный тягач).

 

Известно, что 57 машин-вездеходов КрАЗ-6322 «Солдат» должно быть поставлено в украинскую армию, а 250 машин КрАЗ-6322-056 «Мастер» в виде передвижной авторемонтной мастерской уже поставлено в Ирак.

 


РС к РСЗО. Фото www.arms-expo.ru (А. Соколов)

Артиллерийская часть новой грузинской БМ РСЗО представляет собой пакет из 40 (80) трубчатых направляющих 122-мм калибра и обеспечивает ведение огня по целям в диапазоне углов от 0 до 60 град. по вертикали, и от 80 до 120 град. при повороте пускового модуля вправо и влево от продольной оси БМ соответственно. В целом же, внешне артчасть БМ грузинской РСЗО очень похожа на артчасть российской БМ-21 «Град» (состоит на вооружении свыше 40 лет, первые машины изготовлены в конце 1961 года, испытания начались в 1962 году). Так что в этом каких-то явных отличий от российского «Града», несмотря на заявление конструкторов грузинского НТЦ «Дельта» об учете мирового опыта при создании своей БМ, не усматривается.

 

Явное отличие от БМ-21 «Град» состоит в возможности поражать цели на дальностях от 1000 до 40000 м. Дальность полета реактивных снарядов (РС) для первых РСЗО «Град» была в пределах 20000 м. Так, осколочно-фугасные РС 9М28Ф и 9М22У поражали цели на дальностях до 15 км и 21,1 км соответственно. Вместе с тем, для БМ «Град» были созданы снаряды и с большей дальностью полета. Известно, что РС 9М218 с кумулятивно-осколочными элементами обладал дальностью полета до 30 км, а РС 9М522 с отделяемой осколочно-фугасной боевой частью - до 37,5 км, а РС 9М521 с осколочно-фугасной головной частью повышенного могущества – до 40 км.


РСЗО

Аналогичной дальностью стрельбы, судя по открытой информации, обладает новая российская БМ РСЗО «Торнадо-Г», которую иногда называют модернизированной БМ «Град». Однако определенные разночтения и несовпадения относительно характеристик новой «Торнадо-Г» объясняются тем, что до настоящего времени она не имеет паспорта экспортного облика, что не позволяет производителю (ОАО «Сплав») публиковать ее истинные характеристики в открытой прессе.


БМ грузинской РСЗО (вид спереди). Фото cyxymu.livejournal.com

Среди других особенностей новой грузинской РСЗО следует отметить возможность ведение огня с неподготовленной позиции через 20 с («Град» образца 1963 года – 3,5 мин.) после остановки без покидания экипажа (5 человек против 3 у «Града») кабины машины. Шасси БМ грузинской РСЗО по запасу топлива обеспечивает пробег в 500 км против 750 км у «Града». Наведение артиллерийской части в вертикальной плоскости составляет 0-60 град., а в горизонтальной - 80 град. и 120 град. при повороте артиллерийской части вправо и влево соответственно. Данные о системе управления огнем и наличии транспортно-заряжающей машины отсутствуют.

 

Вместе с тем вызывает сомнения «новизна» некоторых из озвученных грузинской стороной характеристик. Первая – это максимальный пробег в 500 км на одной заправке топливом, который уступает БМ-21 (750 км) образца 1963 года. Вторая – состав расчета из 5 человек, превышающий расчет той же БМ-21 (3 человека). Обе характеристики, особенно вторая, вызывают вопросы, на которые пока вразумительных ответов нет. В целом же о новой грузинской РСЗО можно сказать следующее.

 


Грузинская РСЗО на испытаниях. Фото httpkorsantes.livejournal.com801900.html

БМ РСЗО Грузии способна обстрелять цели на дальности 1-40 км с неподготовленной позиции через 20 с после остановки без предварительной подготовки к стрельбе и покидания расчетом кабины машины. Если предположить, что время перевода БМ в походное положение находится в этих же пределах, то следует констатировать высокую мобильность и живучесть этой машины, способной нанести внезапный удар по цели и быстро оставить после этого огневую позицию.

 

В конечном счете это значительно ограничивает возможности противника по нанесению ответного удара и поражению БМ. Способствует повышению живучести машины и бронирование кабины, защищающее экипаж и аппаратуру от поражениями огнем стрелкового оружия и осколками. Вместе с тем, недостаток информации вызывает и вопросы. Так, не совсем понятны причины, по которым расчет БМ состоит из пяти человек. И это притом, что сегодня во всех армиях мира стремятся к сокращению количества обслуживающего технику персонала. Как говорят в таких случаях, логика здесь не усматривается.

 

Вызывает определенные вопросы и заявление М. Саакашвили, в котором он сказал, что «Скоро полностью решится и проблема жидкого топлива. В наших планах скорейшее производство артиллерийских боеприпасов для данной РСЗО». Напрашивается вывод о том, что в Грузии ощущается недостаток в боеприпасах для РСЗО и топлива для них. Если это так, то какое отношение к этой проблеме имеет жидкое топливо, ведь в РС для РСЗО используется твердое топливо? И на этом вопрос вразумительного ответа также пока нет.


БМ РСЗО \

В качестве итога. Несомненно, что новая грузинская РСЗО имеет ряд качеств, отвечающих современным требованиям. Положительно также и то, что эта продукция, несмотря на использование при ее разработке основных зарубежных составляющих, «создана» собственными силами. Вместе с тем, ее боевые возможности до конца не известны, и говорить о ее превосходстве или недостатках в сравнении с тем же «Градом» или «Торнадо-Г», основные характеристики которого не подлежат открытой публикации из-за отсутствия паспорта экспортного облика, пока еще рано.

 

Предварительно ясно одно, что по общим боевым возможностям эта огневая система сопоставима с советской РСЗО «Град» и не может соревноваться с российскими реактивными системами залпового огня «Смерч» и «Ураган».

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).