Новости / Архив

15:29 / 21.11.11

Ми-8: "рабочая лошадка", вертолет-солдат, памятник


Памятник Ми-8 на территории МВЗ им.М.Л.Миля. Фото  www.arms-expo.ru

Вертолеты марки «Ми», спроектированные Милем и по праву получившие его имя, в настоящее время составляют основу вертолетных парков не только нашей страны, но и многих иностранных государств. За более чем 60-летний период своего существования на МВЗ им. М.Л.Миля было создано более полутора десятков марок вертолетов. И почти все они производились серийно. Общее число построенных вертолетов превысило 30 тысяч, и они по летно-техническим и экономическим показателям не уступают, а часто превосходят лучшие зарубежные аналоги.

По сочетанию таких качеств как надежность, универсальность применения и простота в обслуживании этим вертолетам нет равных Вертолеты марки «Ми» составляют 98% от всего национального производства вертолетов. Свыше семи тысяч из них поставлены на экспорт во все регионы мира, и в настоящее время трудно найти страну, где бы ни знали «милевских рабочих лошадок».

 

Среди них особо выделяется вертолет Ми-8. Средний транспортно-боевой (многоцелевой) вертолет Ми-8 был разработан вначале 1960 гг. в ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля»). Он создавался как глубокая модернизация вертолета Ми-4 с газотурбинным двигателем (ГТД). Первый прототип нового вертолета (с одним двигателем) поднялся в воздух в июле 1961 г., второй (с двумя двигателями) – в сентябре 1962 г.


Ми-17.  Фото автора

 

Серийное производство Ми-8 началось в 1965 г. на ОАО «Казанский вертолетный завод» и ОАО «Улан-Удэнский вертолетный завод». Вертолет Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС еще в 1967 г. Завершившаяся в 1980 г. модернизация вертолёта Ми-8, привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины – Ми-8МТ (изделие "88", при поставках на экспорт - Ми-17). Он отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки.

 

В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х - военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш). На вертолете Ми-8 установлено несколько мировых рекордов, в том числе рекорд дальности полета по прямой, который не побит до настоящего времени. Ми-8 сегодня по-прежнему в строю и его по-прежнему активно покупают не только в России, но и за рубежом. В начале ноября этого года, в соответствии с контрактом на поставку 80 вертолетов, первая партия Ми-17В-5 была передана индийской стороне. В настоящее время в ВВС Индии находится свыше 200 средних вертолётов российского производства типа Ми-8/17.

 


Ми-8 таможенной службы. Фото www.arms-expo.ru В. Елисаветский

 

Вертолёты Ми-17В-5 – новейшая модификация Ми-17. На каждом вертолёте установлен комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-8. Этот комплекс позволил исключить индикаторы информации целого ряда систем вертолёта, заменив их четырьмя многофункциональными индикаторами, что разгрузило приборные доски и значительно снизило нагрузку на экипаж. Комплекс также позволяет значительно упростить предполетную проверку вертолёта за счет вывода информации от всех датчиков сопряженных систем, а также демонстрации подсказок экипажу.

 


Ми-171Ш. Фото  www.arms-expo.ru В.Елисаветский

 

В конце сентября этого года по контракту на поставку 6 вертолетов Ми-171Ш, заключенному ОАО «Рособоронэкспорт» в 2010 году, министерству обороны Перу поставлена вторая партия из 3 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш. Первая партия из 3 вертолетов Ми-171Ш была поставлена в Перу в мае 2011 года. Перу уже более 10 лет эксплуатирует вертолётную технику, произведенную Улан-Удэнским вертолётным заводом. В частности, гражданские авиакомпании страны имеют в своем парке несколько вертолётов типа Ми-171. Эксплуатанты дают высокую оценку российским вертолётам, отмечая их летно-технические характеристики, высокую надежность, простоту эксплуатации и обслуживания, возможность применения в сложных климатических условиях.

 

Вертолёт Ми-171Ш может оснащаться ракетным управляемым вооружением (комплекс «Штурм-В»), вооружением с неуправляемыми ракетами, стрелково-пушечным вооружением, системами защиты от поражения. Вертолёт предназначен для транспортировки до 37 десантников, перевозки грузов массой до 4000 кг, перевозки до 12 раненных на носилках, выполнения поисково-спасательных операций (в т. ч. CSAR). Вертолёт может уничтожать бронетехнику, огневые точки типа ДОТ, ДЗОТ, надводные цели, живую силу противника в укрытиях и другие подвижные и неподвижные цели.

 


Ми-171 в VIP исполнении. Фото www.arms-expo.ru В. Елисаветский

 

Более того, министерство обороны США приняло решение купить у России 21 вертолет Ми-17 для Афганистана. Сумма контракта составила 350 млн. долларов. Вертолеты планируют поставить в 2011-2012 годах. В 2010 г. многоцелевые вертолеты Ми-171А1 производства ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» стали победителями тендера бразильской государственной нефтегазодобывающей компании Petrobras на право выполнения работ в бассейне реки Амазонки. Число стран Центральной и Латинской Америки, в которых эксплуатируются вертолёты типа Ми-171 и Ми-171Ш производства Улан-Удэнского авиационного завода, с каждым годом увеличивается.

 

Чем же так хорош этот вертолет? В его конструкции широко используются крупногабаритные штамповки и клеесварные соединения. Пол и кабина экипажа в военном варианте Ми-171 бронированы. Остекление кабины пилотов обеспечивает хороший обзор. Грузовая кабина вертолета достаточно просторна и, при необходимости, может быть адаптирована для различных вариантов применения. Шасси трехопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся сдвоенной передней опорой. Лопасти несущего винта цельнометаллические и оснащены сигнализацией повреждения лонжерона.

 


Транспортно-боевой вертолёт Ми-8. Фото images.google.ru

 

На военном вертолете Ми-8 может устанавливаться: до 4 блоков Б-8В20А с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР); до 4 съемных стрелково-пушечных установок (СПУ) УПК-23-250 с двумя 23-мм пушками ГШ-23Л; бомбы калибра 50-500 кг общей массой до 2000 кг; в носовой части - подвижная установка с 12,7-мм пулеметом, в проемах блистеров - до 8 шкворневых установок с 7,62-мм пулеметами.

 

К настоящему времени построено более 11000 вертолетов (7300 в Казани и 3800 в Улан-Удэ) типа Ми-8 (Ми-17) более чем 150 модификаций, которые эксплуатируются в 70 государствах мира. Первый в настоящее время производит, в основном, модификации Ми-17-1В в различной комплектации и исполнении (до 90-95% поступает на экспорт), а второй выпускает модификации Ми-8АМТ (Ми-171) и МИ-8АТМШ (Ми-171Ш).

 


Вертолет Ми-171А2. Фото images.google.ru

Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций. По количеству модификаций вертолёт Ми-8 является мировым рекордсменом. И сейчас ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» проводит комплексную модернизацию вертолетов семейства Ми-8 (Ми-17). В 2011 году на Улан-Удэнском авиационном заводе началось изготовление глубоко модернизированного вертолета Ми-8 - вертолет Ми-171А2 (программа вертолета Ми-8М).

Машина отличается новым комплексом бортового оборудования обеспечивающий работу экипажа из 2х человек, новыми топливными баками и топливной системой без расходного бака, двигателями ВК-2500ПС с современной электронно-цифровой системой управления двигателем типа FADEC. МИ-8Т оборудован бортовым комплексом обороны Л-370ЭВ (ЦКБ Автоматики г.Омск).

 

Модернизация позволит вертолетам Ми-8 и его модификациям оставаться одними из самых перспективных и экономически выгодных винтокрылых машин ХХI века. В начале ноября вертолет Ми-8, в знак его заслуг, был установлен на территории МВЗ им. М.Л.Миля в подмосковном Томилино. Торжественное открытие этого памятника намечено на декабрь этого года.

 

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).