Новости / Архив

0:00 / 16.07.07

Михаил Дмитриев:"Cостояние и перспективы военно- технического сотрудничества"


М. Дмитриев

Позитивная динамика военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами убедительно говорит о том, что российские разработчики и производители оружия сотрудни­чают и на равных конкурируют с ведущими миро­выми производителями военной техники.

Несмотря на тот факт, что ведущие западно­европейские страны, такие как Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания, Швеция являются априори конкурентами в поставках ВВТ на мировом рынке оружия, российские предпри­ятия ОПК все же могут взаимодействовать с ними по отдельным проектам и проводить совместные НИОКР по тем или иным военным технологиям. Важным вопросом в партнерстве России с ведущи­ми Западными странами, которые сами являются крупнейшими экспортерами продукции военного назначения, является нахождение взаимоприем­лемых условий сотрудничества в сфере ВТС. В на­стоящее время ведутся работы по формированию
нормативно-правовой базы взаимодействия с за­падноевропейскими странами в военно-технической сфере. В частности, проводятся консультации с Великобританией по подготовке пакета соглашений о сотрудничестве в области ВТС.

В рамках реализации совместных программ в области авиации с Италией и Францией рос­сийские предприятия оборонной промышлен­ности осуществляют сотрудничество с такими фирмами как «EADS», «Thales», группой компаний «Safran», «Finmeccanica» и другими. Примерами та­кого сотрудничества являются адаптация россий­ских систем парашютного десантирования бронированных машин к самолету А-400М (концерн EADS), программа учебно-тренировочного само­лета Як-130 (итальянские компании «Аeromacci», «Аlеniа Аегоnаutiса s.p.A» (концерн «Finmессаniса»), установка БРЭО для индийских истреби­телей Су-ЗОМКИ и МиГ-29К (французские компании «Thales» и «Sаfгаn»).

Рынки вооружения стран Центральной и Вос­точной Европы характеризуются наличием боль­шого количества вооружения и военной техники советского производства. В частности, на воору­жении восточноевропейских стран находятся са­молеты МиГ-21, МиГ-29, Су-22, вертолеты Ми-17, Ми-24 и Ми-З5. В конце декабря 2006 года в Белг­раде был подписан договор с корпорацией "МиГ" о модернизации самолетов ВВС Сербии. Первые два самолета предполагается модернизировать уже в 2007 году, еще два МиГ-29 - в течение 2008 года. Возможно также усовершенствование вертолетов Ми-24, Ми-17, Ми-8.

Переход ряда стран Центральной и Восточной Европы на ВВТ западного производства, обуслов­ленный их вступлением в НАТО, из-за отсутствия необходимых финансовых средств будет носить длительный характер. В связи с этим основными направлениями военно-технического сотрудничес­тва с данными странами является обслуживание, организация ремонта и модернизации российской (советской) продукции военного назначения, а так­же поставки ПВН с использованием гибких форм расчетов, в том числе в счет погашения госдолга. Наличие госдолга Российской Федерации перед странами Восточной Европы способствовало ак­тивизации военно-технического сотрудничества. Например, в апреле 2002 года было подписано межправительственное соглашение с Чехией о поставках ПВН в счет госдолга и до 2006 года было поставлено З6 вертолетов типа «Ми». Од­новременно аналогичные схемы расчетов за пос­тавку ПВН были применены и в Словакии. В счет госдолга были восстановлены и модернизирова­ны самолеты МиГ-29 словацких ВВС.

В настоящее время проводится работа по уре­гулированию вопросов защиты интеллектуальной собственности Российской Федерации в сфере ВТС. Двусторонние соглашения по данному вопросу подписаны с Италией, Францией, Болгарией, Чехией, ведется работа с Румынией, Великобританией.

В качестве возможных направлений осу­ществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с европейскими странами рассматриваются:
· совместное производство (модернизация) вооружения и военной техники в интересах треть­их стран;
· модернизация вооружения и военной техники российского (советского) производства, в том числе под стандарты НАТО, с целью повы­шения эффективности его боевого применения и продления срока эксплуатации, а также осущест­вление для них поставок запасных частей;
· взаимодействие по теме утилизации во­оружения и военной техники российского (со­ветского) производства, выводимого из состава вооруженных сил этих стран. В настоящее время у российских предприятий - разработчиков и про­изводителей ВВТ имеются эффективные и эко­логически безопасные технологии и налаженные производственные линии по утилизации различ­ных видов ВВТ, позволяющие повторно исполь­зовать продукты этого процесса в гражданском секторе экономики;
· проведение совместных научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ;
· создание совместных предприятий по раз­работке, производству и экспорту современных образцов вооружений в третьи страны;
· участие в проводимых странами Цент­paльнoй и Восточной Европы тендерах по выбору перспективных образцов вооружения и военной техники для национальных вооруженных сил.

В целом на сегодняшний день можно с уве­ренностью сказать, что динамика развития отно­шений Российской Федерации с Европейскими странами свидетельствует о заинтересованности в расширении сотрудничества в области ВТС, до­стижении и реализации взаимовыгодных догово­ренностей.


Директор Федеральной службы
по военно-техническому сотрудничеству
М. Дмитриев

 

ФСВТС России

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).