Новости / Архив

20:11 / 29.12.07

Виталий Витебский, кандидат экономических наук: «Новогодние подарки ОПК от бюджетного кодекса»


Фото www.expert.ru

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд серьезных изменений. Большинство этих изменений вступает в действие с 1 января 2008 года.

 

Даже беглый анализ вводимых положений показал – они окажут большое влияние на инвестиционную деятельность в оборонном комплексе.


Фото www.radiomayak.ru

1. Так, законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ в Бюджетном кодексе Российской Федерации существенно изменен пункт 3 статьи 72: «Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

3. В случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

 

Это изменение позволяет поставить на более качественный уровень всю инвестиционную деятельность в ОПК, открывая пути для реализации идеологии государственно-частного партнерства. Новая редакция статьи 72, дополняя нормы статьи 84, делает государственные обязательства по государственной программе вооружений и целевым программам расходными бюджетными обязательствами Российской Федерации, подтверждая их в форме долгосрочного контракта. Наличие долгосрочного контракта, как по поставкам продукции, так и по реализации планов технического перевооружения, делает государство привлекательным и полноценным партнером для привлечения дополнительных внебюджетных инвестиций и, при необходимости, кредитных ресурсов.

 

Очевидно, что в рамки новой формулировки Бюджетного кодекса входят все необходимые варианты долгосрочных контрактов:

·      контракты на изготовление продукции с длительным циклом изготовления;

·      контракты на поставку крупных партий вооружений, военной и специальной техники (при этом производственный цикл отдельного изделия может и не превышать одного года);

·      контракты «с отложенными сроками исполнения», учитывающие время, необходимое для осуществления подготовки производства.

 

Совершенствование правовых норм, регулирующих отношения в вопросах контрактации организаций, выполняющих государственный оборонный заказ:

·      создаст реальные возможности эффективного использования бюджетных и привлечения внебюджетных средств для инвестирования в техническое перевооружение и подготовку производства организаций-исполнителей государственного оборонного заказа;

·      упростит процедуры контрактации за счет сокращения формальных ежегодных процедур.

 

Для реализации возможностей, представляемых новой редакцией статьи 72, необходимо решение целого ряда вопросов, главные из которых:

·      внесение соответствующих положений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»;

·      установление, в рамках решений Правительства Российской Федерации, порядка расчета и ежегодной корректировки цен на продукцию, поставки которой включаются в долгосрочные государственные контракты;

·      внесение изменений в многочисленные правовые документы по вопросам контрактации и т.п.


Фото images.yandex.ru

2. Изменения, внесенные в статью 41, исключили из неналоговых доходов бюджетов доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, что позволяет не только повысить эффективность использования этого имущества, но и получить солидные дополнительные средства для нужд технического перевооружения. Особенно важно это решение для организаций науки, где высокий коэффициент использования уникального научного оборудования возможен только при хорошо организованной сдаче его в аренду.

 

Изъятие в бюджет доходов, получаемых от сдачи в аренду оборудования, привело к незаинтересованности организаций в эффективном использовании уникального оборудования и фактической потере средств, необходимых для его поддержания в постоянно рабочем состоянии. Изменение Бюджетного кодекса, дающее разрешение на использование федеральными государственными унитарными предприятиями ОПК средств, полученных от сдачи в аренду имущества, отменяет имевшиеся антистимулы.

 

Для реализации новой статьи 41 необходимо внести соответствующие изменения в ряд нормативных актов, в первую очередь, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

 

3. Статья 191 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установила возможность предоставления государственных гарантий стратегическим предприятиям и организациям, как одну из мер предупреждения их банкротства:

 

«В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий».

 

Вновь введенная Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации статья 115.2 «Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий» разрешает предоставление государственных гарантий федеральным государственным унитарным предприятиям.

 

Таким образом, вступление в действие статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволит реализовать положения статьи 191 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применительно к стратегическим федеральным государственным унитарным предприятиям.

 

4. Однако не все новации Бюджетного кодекса носят положительный характер. Так, в связи с планируемой передачей счетов министерств и ведомств из Федерального казначейства в коммерческие банки (что само по себе является весьма спорным решением, возвращающим ситуацию в недавние безрадостные времена), изменен порядок финансирования из федерального бюджета объектов строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу. Непосредственный застройщик перестает быть получателем бюджетных средств; таким получателем может быть либо орган государственной власти, либо бюджетное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

 

Эти изменения меняют систему организации взаимоотношений между получателем бюджетных средств, застройщиком и подрядчиком и требуют серьезных изменений нормативных документов по данному вопросу.

Для сохранения непрерывности инвестиционного процесса необходимо срочное принятие Правительством Российской Федерации документов по механизмам реализации этих решений, а также переходным положениям для объектов, строительство которых уже ведется.

 

5. Обращает на себя внимание признание утратившими силу статей 66-68 Бюджетного кодекса, устанавливавших деление всех бюджетных расходов на капитальные и текущие.

 

Перечисленные новации далеко не исчерпывают содержания весьма объемного Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. Правительство Российской Федерации распоряжением от 2 августа 2007 г.

Постановление № 1025-р утвердило специальный План подготовки постановлений, необходимых для его реализации. Однако по состоянию на начало декабря 2007 года, ключевые постановления из утвержденного Плана не подписаны, что может серьезно затруднить нормальную работу организаций после 1 января 2008 года.

 

Остается надеяться на принятие этих постановлений в срочном порядке, чтобы быстро реализовать положительные новации измененного Бюджетного кодекса и нейтрализовать, или хотя бы смягчить, возможные негативные последствия произведенных изменений.

Источник: журнал «Авиапанорама» №6, 2007

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).