Новости / Архив

14:42 / 29.02.08

Юрий Елисеев: "О стратегии развития машиностроения России"


Юрий Елисеев. Фото газеты

Своими мыслями о необходимости принятия срочных мер в области ценовой политики, ускоренного технического переоснащения и решении кадровой проблемы на предприятиях ОПК с Федеральным электронным справочником "Оружие России" поделился Юрий Елисеев, генеральный директор ФГУП "НПЦ Газотурбостроения "Салют", член-корреспондент Российской инженерной академии, доктор технических наук, профессор.

На расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 года президент РФ четко сформулировал стратегию развития страны до 2020 года. Ну а если есть стратегия, то необходима и тактика практической реализации и достижения намеченных целей. Другими словами – необходимо на федеральном уровне принять Концепцию социально-экономического развития страны, а не ограничиваться одними разговорами.


Изготовление моноколеса. Фото газеты

На нас, машиностроителях, сегодня лежит особая ответственность за разработку конкретных предложений по подъему машиностроения России и выходу из тупика, в который попали многие предприятия. Низкий уровень рентабельности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не позволяет инвестировать собственные средства на создание новой, более современной и конкурентной продукции, проводить техническое перевооружение. Это связано, прежде всего с тем, что за последние годы резко выросла себестоимость продукции из-за инфляции и необоснованного роста цен на сырьевые и энергетические ресурсы.

Из-за резкого падения курса доллара в наиболее трудном положении оказались предприятия, поставляющие продукцию на экспорт по фиксированным контрактным ценам: на сегодня они имеют нулевую и отрицательную прибыль.

Так, на внутреннем рынке страны цена на никель увеличилась с 2001 года в 9 раз, на кобальт – в 3,6 раза, титановый лист – в 4,3 раза и т.д. С 2000 года выросли энергоресурсы для предприятий: авиационное топливо – в 3,1 раза, электроэнергия – в 3,9; газ – в 4,5; тепловая энергия – в 6,2 раза.

Это привело к резкому увеличению себестоимости производимой продукции и также резкому сокращению прибыли. Растут кредитные долги стратегических и других предприятий ОПК. Теряется конкурентоспособность продукции отечественного машиностроения. Отсутствие прибыли у предприятий приводит к их дальнейшему отставанию в техническом оснащении от ведущих зарубежных фирм, особенно производящих вооружение и военную технику.

Поэтому сегодня нужны срочные меры со стороны правительства РФ по координации ценовой политики при выполнении государственного заказа и поставок продукции на экспорт. Кроме того, необходим также комплекс мер, направленных на ускоренное техническое переоснащение, внедрение нового современного оборудования и прогрессивных технологических процессов. Особое внимание должно быть уделено широкому внедрению информационных технологий, компьютеризации производства.

И вот здесь возникает ряд проблем. Например, для приобретения за рубежом оборудования, не выпускаемого в России, нужно брать в банке кредиты под 14% и более (для сравнения - в банках Европы они составляют 2-5%). После получения кредита и закупки оборудования нужно вернуть кредит и процент по нему, в т.ч. взятые для выплаты НДС, и уплатить пошлину. Все это еще более повышает цену и без того дорогостоящего импортного оборудования и, в конечном счете, – себестоимость производимой продукции.

Безусловно, необходимы государственная поддержка в виде долгосрочных кредитов и другие механизмы создания фондов технического перевооружения предприятий. Например, это может быть уменьшение налогооблагаемой части прибыли, затраченной на техническое перевооружение и НИОКР.

Решение этих вопросов, уточнение законодательной базы, усиление роли государства позволит поднять машиностроение и выполнить поставленные задачи.

Особо необходимо остановиться на кадровой проблеме. Не секрет, что в последние годы на предприятиях машиностроения остро ощущается дефицит квалифицированных кадров. Только промышленности Москвы не хватает более 50 тыс. специалистов и рабочих.

Это относится как к научным кадрам и инженерно-техническим работникам, так и к рабочим с профессиональным образованием. Убыль квалифицированных специалистов по естественным причинам не компенсируется притоком молодых специалистов. Сегодня менее 30% выпускников технических вузов после окончания идут работать по полученной специальности. Огромные бюджетные средства, потраченные государством на образование, не достигают поставленной цели. Все это приводит к тому, что не используется в полной мере существующий технический и технологический потенциал предприятий из-за недостаточного обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами. Получается, что государство несет ответственность за образование студента, финансируя его обучение, а студент, окончивший вуз или колледж, не несет никакой ответственности перед обществом и государством, а подчас идет работать на конкурирующие с нами инофирмы.

В этой части считаю необходимым внести следующие предложения. Необходимо срочно обновить законодательную базу по подготовке кадров и, прежде всего, пересмотреть закон РФ "Об образовании", который был издан в 1992 году, когда в обществе действовали приоритеты, существенно отличающиеся от задач сегодняшнего дня. В новом законе необходимо предусмотреть контрактную целевую подготовку специалистов, обучающихся на средства из государственного бюджета. В контракте должны быть учтены и сбалансированы интересы студента, предприятия и учебного заведения. Это позволит повысить уровень подготовки специалистов и решить вопросы работы по выбранной специальности после окончания вуза или колледжа.


Монтаж ГТД-20С. Фото газеты

Взаимодействие бизнеса и профессионального образования в сложившейся сегодня кадровой ситуации является весьма актуальным. Мы считаем, что крупные промышленные предприятия должны принимать активное участие в подготовке специалистов всех уровней – от рабочих до молодых ученых. Это будет способствовать повышению уровня практических знаний, более быстрой адаптации выпускников к реальным условиям высокотехнологичного производства и закреплению кадров.

Хочу поделиться опытом работы нашего предприятия в этом направлении.

Подготовка квалифицированного персонала – одна из стратегических задач "Салюта", специализирующегося на создании и производстве газотурбинных двигателей для авиации, энергетики и транспорта. Для ее решения у нас создана и действует система подготовки и повышения квалификации кадров. Реализуется она заводским Институтом целевой подготовки специалистов по двигателестроению (ИЦПС) и предусматривает тесное сотрудничество со школами, лицеем, колледжами и высшими учебными заведениями города Москвы.

ИЦПС, структура РГТУ – МАТИ им. К.Э. Циолковского, был создан в 1998 году. Занятия здесь проводятся на факультете подготовки и повышения квалификации ИТР (№1) и факультете подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (№2).

В рамках данной схемы организации образовательной системы профильные колледжи и вузы совместно с предприятием занимаются профессиональной ориентацией учащихся 9-11-х классов школ, привлекают ведущих специалистов предприятия к преподавательской деятельности, организации производственных тематических экскурсий, учебной практики на предприятии, к руководству реальным курсовым и дипломным проектированием. При таком подходе не требуется дополнительных материальных затрат; эта схема организации образовательного процесса выгодна каждому ее участнику и может быть реализована на региональном уровне.

Сегодня наше предприятие имеет договоры о сотрудничестве с 12-ю ведущими вузами столицы и двумя базовыми колледжами, что помогает частично решить проблему обеспечения специалистами.

Помимо этого на предприятии организуется контрактно-целевая подготовка специалистов в соответствии с разработанным "Положением по стимулированию учащихся вузов, колледжей и других учебных заведений, проходящих целевую подготовку по договорам с предприятием о целевой контрактной подготовке и последующем трудоустройстве на ФГУП "НПЦ Газотурбостроения "Салют".

Данное положение предусматривает материальное стимулирование студентов, заключивших с предприятием контракт и включает:

– выплату стипендии от предприятия на всех этапах обучения в образовательном учреждении;

– предоставление оплачиваемой работы, выполняемой студентом для предприятия во время прохождения практики;

– установление гарантированной оплаты труда на первый год работы в размере средней по предприятию для данной категории служащих (инженерно-технических работников) путем доплаты к заработанной сумме.

Кроме того, молодым специалистам в течение трех месяцев после окончания вуза или среднего профессионального заведения оказывается материальная поддержка в соответствии с утвержденным Положением.

Положительным оказался и опыт личностно-ориентированной работы со студентом, применяемый совместно с базовым Московским колледжем авиационного моторостроения (МКАМ). При таком подходе успевающий выпускник колледжа ориентируется или на работу на предприятии, или на продолжение учебы в РГТУ-МАТИ. С ним заключается соответствующий контракт. Практика доказала эффективность контрактно-целевой подготовки специалистов.

Важным шагом в подготовке инженеров стало создание при заводском ИЦПС филиалов кафедр ведущих вузов Москвы, готовящих специалистов в области авиационной техники и машиностроения — МАИ, МАТИ, Станкин, РГУИТП, МИСиС и др. Это позволило конкретизировать подготовку инженеров с учетом специфики предприятия, а также эффективнее вести профессионально ориентированную работу. Кроме того, для повышения уровня подготовки инженеров, на предприятии введена программа освоения студентами кафедры ТПДЛА МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского одной-двух рабочих профессий (во время проведения производственной практики).

Сегодня "Салют" имеет договоренности с рядом вузов о создании на их кафедрах заводских КБ, что позволит не только использовать в практической работе преподавателей и студентов, но и повысить качество подготовки специалистов и сократить сроки их адаптации на производстве.

На заводе ежегодно проходят практику порядка 1300 студентов колледжей, вузов и лицея №1550, что также способствует профориентации студентов и ускорению адаптации молодых специалистов, приходящих на работу на завод.

Созданная система непрерывного профессионального образования позволяет более полно и достаточно быстро удовлетворить потребности предприятия в специалистах. Такая политика дает свои плоды: на предприятии более 50% работающих имеют высшее или среднее (профессиональное) образование; работает 122 кандидата наук, 15 докторов технических наук, 36 профессоров, доцентов, старших научных сотрудников. Среди рабочих более 25% имеют высшее и среднее профессиональное образование.

И в заключение.

В целях принятия первоочередных мер по повышению эффективности работы отечественных машиностроительных предприятий, в том числе и ОПК, полагаю целесообразным рассмотреть правительством РФ следующие вопросы:

1. Введение государственного контроля за уровнем цен на энергоносители и сырье для предприятий машиностроения, выпускающих продукцию по государственному заказу или поставляемую на экспорт.

2. Существенное снижение ставки НДС и налога на прибыль для образования на предприятиях фонда, используемого для технического перевооружения и создания новой инновационной продукции, включая затраты на НИОКР.

3. Предусмотреть для предприятия льготное кредитование для приобретения технологического оборудования за рубежом (снижение кредитной ставки до 5% и увеличение сроков возврата кредита до трех лет).

4. Уточнить закон РФ "Об образовании", предусмотреть в нем целевую контрактную подготовку специалистов в вузах и колледжах для студентов, обучение которых финансируется за счет государственного бюджета. В контракте должны быть учтены и сбалансированы интересы студента, предприятия и учебного заведения, а также предусмотрена 3-5-летняя работа специалиста на предприятии после окончания учебного заведения.

5. Для стимулирования участия бизнеса в подготовке кадров ввести компенсацию затрат предприятиям за счет уменьшения налогооблагаемой базы на сумму, затраченную на участие в подготовке специалистов и повышении квалификации персонала.

6. Законодательно закрепить начальное и среднее профессиональное образование для предприятий машиностроения как единую систему профессиональной подготовки с двумя уровнями с акцентом на подготовку квалифицированных рабочих: 1-й уровень – подготовка рабочего, 2-й – подготовка дипломированного техника (ввести в закон РФ "Об образовании"). Это позволит сократить сроки обучения за счет унификации программ обучения и повысить качество подготовки.

7. Передать в управление регионов учебные заведения среднего профессионального образования.