Новости / Техника и вооружение / Новые разработки

13:30 / 19.06.19

Как достраивается головной атомный ледокол проекта 22220

Как достраивается головной атомный ледокол проекта 22220

головной атомный ледокол проекта 22220 / Фото: sudostroenie.info

6 июня на головном универсальном атомном ледоколе проекта 22220 "Арктика" прошло учредительное заседание Общественного совета Северного морского пути. О сути события портал Sudostroenie.info уже рассказывал. В этот раз речь пойдёт о судне, на котором прошло мероприятие. Вернее, о некоторых его помещениях, поскольку на то, чтобы обойти целиком такое сложное инженерное сооружение, как атомный ледокол, потребуется не один день.

Ледоколы проекта 22220 у набережной Балтийского завода

Строительство ледокола "Арктика" типа ЛК-60Я ведётся на Балтийском заводе по заказу "Росатомфлота" с 2013 года. Разработчиком проекта 22220 является ЦКБ "Айсберг". По завершении строительства ледокол должен иметь примерно следующий вид.


Макет ледокола проекта 22220

 
Насколько судно в металле соответствует макету можно увидеть, побывав на седьмом причале достроечной набережной Балтийского завода, где с марта 2019 года базируется "Арктика".



Атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"


 
Поскольку в мае на ледокол начали загружать ядерное топливо, попасть на строящееся судно можно только по специальному разрешению.




Универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"


 
Преодолев все формальности, можно пройти в надстройку и подняться в кают-компанию.


Универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"


 
Внутри надстройки продолжаются работы по отделке помещений. После нанесения тепловой и противопожарной изоляции, затяжки кабелей и коммуникаций производится зашивка.


Внутренние помещения ледокола "Арктика"


 
Примерный объём работ можно представить, исходя из того, что на ледоколе проекта 22220 насчитывается 1380 помещений.


Внутренние помещения ледокола "Арктика"

 
По завершении всех работ и установки мебели помещения ледокола принимают примерно следующий вид.



Кают-компания ледокола "Арктика"


 
Из иллюминатора кают-компании открывается хороший вид на Неву и переднюю часть палубы (бак) судна.



 
Иллюиминатор ледокола "Арктика"

Бак атомного ледокола "Арктика"


 
Здесь продолжаются достроечные работы, хотя основное палубное оборудование, в том числе подъёмные краны, лебёдки, уже на своих местах.

 
На палубе ледокола "Арктика"

На палубе ледокола "Арктика"


 
Далее судостроители решили показать журналистам блок жилых помещений. Вот так изнутри выглядят помещения для капитана судна. Интересно, что часы во всех помещениях пока стоят и показывают одно и то же время – 12 часов.


Жилой блок ледокола "Арктика"

Жилой блок ледокола "Арктика"


 
Снова выходим на лестницу и поднимаемся выше. Преодолев семь ярусов надстройки, поднимаемся на капитанский мостик. Кстати, подниматься можно не только по лестнице, но и на лифте. На "Арктике" их четыре. Как минимум, один из лифтов работает, энергоснабжение осуществляется с берега.


Внутренняя лестница на ледоколе "Арктика"


 
Отсюда будет осуществляться управление самым мощным в мире ледоколом. Пропульсивный комплекс "Арктики" состоит из трёх винтов фиксированного шага диаметром 6,2 м, приводимых во вращение тремя гребными электродвигателями мощностью 20 МВт каждый.


Капитанский мостик ледокола "Арктика"


 
Основное оборудование установлено, но пока ещё скрыто под защитным брезентом. Активная работа здесь закипит во время пуско-наладочных работ и ходовых испытаний.

 
Капитанский мостик ледокола "Арктика"

Капитанский мостик ледокола "Арктика"


 
По словам главного строителя ледокола "Арктика" Вадима Голованова, на ходовые испытания головной ледокол проекта 22220 выйдет в начале зимы. Запланированная дата отправки судна – 3 декабря 2019 года.


Главный строитель ледокола "Арктика" Вадим Голованов


 
Пройдёмся ещё немного по верхней палубе ледокола "Арктика".


На палубе атомного ледокола "Арктика"


 
Например, отсюда хорошо видна мачта с радиолокационным оборудованием. После её установки ледокол получил окончательный высотный габарит. Полная высота судна составляет 52 м.


Мачта ледокола "Арктика"


 
При этом наибольшая длина судна равна 173,3 м, ширина – 34 м. За счёт возможности набора водяного балласта осадка ледокола может меняться в диапазоне 8,5 – 10,5 м.


Палуба ледокола "Арктика"


 
Это позволит проекту 22220 работать как на глубоководных трассах Северного морского пути, так и на мелководье, в устьях сибирских рек. Поэтому ледокол и называется универсальным.


Палуба ледокола "Арктика"


 
Под надстройкой расположена новейшая реакторная установка "РИТМ-200". В состав главной энергоустановки входят два реактора и два парогенерирующих блока тепловой мощностью 175 МВт каждый.
 
По сравнению с реакторными установками предыдущего поколения, "РИТМ-200" отличается более компактными размерами и меньшим весом. Применение такого оборудования стало одним технических решений, обеспечивших возможность двухосадочной схемы работы.


Палуба ледокола "Арктика"


 
С верхней палубы "Арктики" хорошо виден первый серийный ледокол проекта 22220 "Сибирь". Неподалёку пришвартован и спущенный на воду 25 мая второй серийный ледокол данного проекта "Урал".


Вид с палубы ледокола "Арктика"


 
Глава госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв планирует не останавливаться на достигнутом и нарастить группировку ледоколов ЛК-60Я до пяти единиц. В августе-сентябре ожидается оформление контракта на строительство третьего и четвёртого серийных ледоколов проекта 22220.


Гендиректор госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачёв


 
На каком именно заводе будут строиться новые ледоколы, официально пока неизвестно. Хотя, кажется, у Балтийского завода есть все шансы на то, чтобы продолжить серию.


Атомный ледокол проекта 22220 "Арктика"

Ледоколы проекта 22220 на Балтийском заводе


Что касается сроков сдачи уже строящихся ледоколов, то "Арктика" должна приступить к работе на Севморпути в мае 2020 года, "Сибирь" – в 2021 году, "Урал" – годом позже.

Текст, фото: Александр Полунин


МОСКВА, сайт sudostroenie.info
1



Оригинал


Теги: Судостроение, ледокол, проект 22220, ЛК-60, Арктика, Сибирь, Урал, Балтийский завод, Росатом, Алексей Лихачев, ход строительства, репортаж