Новости / Техника и вооружение

11:33 / 20.07.14

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 вернется в строй ВВС РФ

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 вернется в строй ВВС РФ

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 / Фото: kollektsiya.ru

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 "Альбатрос", который в советские годы планировался для замены Бе-12, а после распада СССР проект которого был заморожен, скоро вернется в строй ВВС - сейчас он проходит модернизацию, сообщил РИА Новости руководитель дирекции программ военной авиации ОАК, бывший главком ВВС РФ Владимир Михайлов. 

"К нему сейчас снова возвращаемся. Раньше машина была достаточно дорогая и не очень была нам нужна. Сейчас, с учетом обострения ситуации, А-40 необходим. Он стоит и находится в стадии разработки. Сейчас на нем меняется старое оборудование", - сказал В. Михайлов. 

А-40 "Альбатрос" (Бе-42, изделие "В", по кодификации НАТО: Mermaid) - советский многоцелевой самолет-амфибия. Планировался для замены Бе-12. Проект был остановлен после распада Советского Союза. Неоднократно заявлялось о возобновлении производства, пока в 2012 году министерство обороны окончательно не отказалось от самолетов этого типа. 




Техническая справка 


А-40 "Альбатрос" (Бе-42) - советский самолет-амфибия 

Разработка этого оригинального и красивого самолета А-40 "Альбатрос" (Бе-42) началась в 1983 году в ТАНТК им. Г.М. Бериева под руководством главного конструктора А.К. Константинова. После создания летающей лодки Бе-12 «Чайка» в 1960 году прошло более двух десятилетий, в КБ пришло новое поколение конструкторов, которым удалось спроектировать и довести машину до взлета.

Машина задумывалась прежде всего как самолет противолодочной обороны, но в процессе проектирования заложили решения, позволившие получить ее как многоцелевую: для поисково-спасательных работ, пассажирских и грузовых перевозок, в противопожарном варианте. 

Машина представляет собой летающую лодку с высокорасположенным крылом умеренной стреловидности и Т-образным хвостовым оперением. Крыло набрано из сверхкритических профилей, его удлинение равно 9, со стреловидностью по передней кромке 23,2°. 

Применение дифференциального выпуска и уборки закрылков с автоматической перестановкой стабилизатора позволило исключить попадание воды на средства механизации крыла, уменьшить высоту лодки и увеличить ее гидродинамическое качество. 


Под концами крыла на коротких пилонах установлены поплавки для повышения устойчивости самолета на воде. Еще во время проектирования, в гидроканале ЦАГИ испытывались многочисленные модели лодки. В результате на А-40 эксплуатационные перегрузки при взлете с воды получились в два раза меньше, чем у Бе-10 и Бе-12. 

Впервые на этом самолете от носа до редана применили днище переменной килеватости. По сравнению с предшествующими самолетами у него необычно низкий редан. В результате машина отличается повышенной мореходностью и способна взлететь при высоте волны 2,2 м. 

На самолете А-40 "Альбатрос" установлены два двигателя Д-ЗОКВП Пермского НПО «Авиадвигатель». Они располагаются на невысоких пилонах над обтекателями шасси за крылом, что защищает воздухозаборники от попадания в них воды при взлете и посадке. 

В носовой части фюзеляжа и перед реданом по бортам лодки установлены брызгоотражатели. Внизу основных двигателей установлены два стартовых двигателя, служащие при взлете как дополнительная тяга. Сверху носовой части корпуса находится топливоприемная штанга для дозаправки самолета в воздухе. Самолет-амфибия может эксплуатироваться как с воды, так и с суши. 

Шасси самолета трехопорное с носовым колесом, основные четырехколесные убираются в развитые обтекатели между крылом и фюзеляжем. Проработан вариант самолета противолодочной обороны, в арсенале которого может находиться полный комплекс управляемого и минно-бомбо-торпедного вооружения. 

В пассажирском варианте самолет может взять 105 человек на расстояние до 4000 км. В противопожарном варианте он может сбрасывать на очаг пожара до 25 т воды, а при наличии в районе водного бассейна, на режиме глиссирования может выполнять забор воды для ее сброса. 

Первый полет «Альбатроса» был успешно выполнен в декабре 1986 года, пилотировал его экипаж летчика-испытателя Е.А. Лахмостова. На этапе заводских испытаний на этой опытной машине были установлены 126 мировых рекордов! 

Во время первого показа машины за рубежом, на международном авиасалоне в Ле Бурже, ей присвоили почетное звание «Мисс Париж-91». Ее борт посетил президент Франции Франсуа Миттеран. 

a40-1.gif

Три проекции / Фото: www.airwar.ru

Тактико-технические показатели

Экипаж, чел. 
Двигатель маршевый, тип х кол, название ТРДД х 2, Д-ЗОКПВ
Двигатель стартовый, тип х кол, название  ТРДх2, РД-38А
Тяга, кгс  12 000 + 2750 
Размах крыла, м  41,6
Площадь крыла, м²   200,0 
Длина самолета, м  43,84
Высота самолета, м   11,0
Масса, кг: 
максимальная взлетная  86 000
пустого 44 000
полезной нагрузки 10 000
Максимальная скорость, км/ч 820
Практический потолок, м 9700
Перегоночная дальность, км 5500


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ 
www.arms-expo.ru


Теги: А-40 "Альбатрос", Михайлов, ВВС России, Бе-12, Бе-42

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).