Новости / Силовые структуры

5:04 / 27.02.15

Двигатель для ракеты «Союз-2-1в» успешно прошел контрольные испытания

Двигатель для ракеты «Союз-2-1в» успешно прошел контрольные испытания

РД НК-33 / Фото: www.soyuzmash.ru

На испытательном комплексе предприятия «Кузнецов» Объединенной двигателестроительной корпорации успешно прошли контрольно-сдаточные испытания очередного двигателя НК-33 для первой ступени российской ракеты-носителя «Союз-2-1в».

Четвертый летный двигатель по программе «Союз-2-1в» отработал на стенде положенные 40 секунд без замечаний. Изделие впервые испытывалось с усовершенствованной камерой сгорания, новой пусковой турбиной, и другими деталями конструкции, вновь изготовленными в процессе восстановления серийного производства НК-33. После испытаний двигатель подготовят и отправят на РКЦ «Прогресс».

Первый испытательный старт новейшей ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» с двигателем НК-33 состоялся 28 декабря 2013 года с космодрома Плесецк. Второй старт ракеты намечен на 2015 год.

Двигатель НК-33 создавался конструктором Николае Кузнецовым для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3 в конце 60-х – начале 70-х годов. Главное преимущество НК-33 – минимальный вес относительно тяги. По экономии топлива двигатель соответствует сегодняшнему уровню требований к развитию техники. В 1974 году «лунная программа» была закрыта. В 90-е годы двигатель НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал огромный интерес отечественных и зарубежных партнеров. В 2013 и 2014 годах состоялась серия запусков зарубежных носителей и российской ракеты с двигателями НК-33.

«Кузнецов» – одно из крупнейших предприятий авиационного и космического двигателестроения. Входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации», сообщила пресс-служба Ростеха.

Объединенная двигателестроительная корпорация объединяет более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия - комплектаторы отрасли.

 

Техническая справка 

Ракетный двигатель НК-33 

Двигатель НК-33 задумывался его конструктором Кузнецовым для полетов на Марс и Луну. В конце 60-х ракета Н-1 (Лунная ракета-носитель сверхтяжелого класса), оснащенная такими двигателями, четырежды стартовала с космодрома и все четыре раза безуспешно. 


Кадры высадки американцев на Луну для ЦК КПСС стали последней каплей. Советскую лунную программу приказали закрыть, а все оставшиеся силовые агрегаты уничтожить. Но у главного конструктора не поднялась рука, несколько десятков двигателей по его указанию были спрятаны в недрах Самарской Луки и пролежали там до сегодняшних дней. 

Непререкаемый авторитет, звания академика, дважды Героя Социалистического труда и изрядная доля смелости позволили Николаю Кузнецову ослушаться партийного приказа. Несмотря на неудачи, он верил в то, что за этим двигателем — будущее советской космонавтики, и в то, что рискованный поход против воли Политбюро когда-нибудь будет оправдан. 

Через четверть века после создания НК-33 показали иностранцам. Испытания НК-33, изготовленного 35 лет назад, показали, что он так же надежен, как и в год своего рождения. Двигатель перекрывает по своим основным показателям все существующие аналоги и стандарты. Такой задел современным моторостроителям оставило прошлое поколение ученых, конструкторов и производственников. 

Тактико-технические показатели

Cтартовая масса, т 
360
Компоненты топлива:

окислитель жидкий кислород 

горючее керосин
Тяга, Тс:

у Земли 154

в пустоте 171,475
Общий ресурс, с 
365
Удельный импульс тяги, с:

у Земли 297,23

в пустоте 331

Расчетный суммарный расход компонентов топлива через двигатель, кг/с:

горючего 147

окислителя 376
Масса двигателя, кг:

сухого 1240

залитого 1393

Габариты двигателя, мм:

высота 705

диаметр среза сопла 1490,5 


Техническая справка 

Ракета-носитель «Союз-2-1В» 

РН «Союз-2» этапа 1В - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса предназначена для запуска КА с доработанного стартового комплекса РН «Cоюз-2», расположенного на космодроме «Плесецк». Ракета-носитель разрабатывается на базе РН «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-33А и рулевого двигателя РД0110Р (разработки ОАО «КБХА»). 

Блок второй ступени заимствуется с доработкой с блока 3 ступени РН «Союз-2» этапа 1Б. Разработка РН легкого класса обусловлена наблюдающейся в настоящее время тенденцией к увеличению потребности запуска малых КА. Создание РН «Союз-2» этапа 1В с использованием блоков РН «Союз-2» этапа 1Б, существующих технического и стартового комплексов позволяет резко снизить затраты на разработку, эксплуатацию и запуск. 

Для обеспечения устойчивости и управляемости и работы систем регулирования РН «Союз-2-1В» используется система управления с РН «Союз-2» этапа 1Б с доработкой программно-математического обеспечения и изменением приборного состава. 

На РН «Союз-2-1В» для сопряжения со стартовым устройством произведены следующие доработки: · на блоке 1 ступени устанавливаются 4 кронштейна под несущие стрелы стартового сооружения; на хвостовом отсеке блока 1 ступени устанавливаются 4 кронштейна под направляющие устройства стартового сооружения.



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
www.arms-expo.ru
12

Теги: Двигатели, космос, Кузнецов, ОДК