Новости / Силовые структуры / Вооруженные силы

18:00 / 12.12.19

Николай Евменов: "Укрепляя мощь морской державы"

Николай Евменов: "Укрепляя мощь морской державы"

Главком ВМФ России адмирал Николай Евменов / Фото: Пресс-служба МО РФ

Стремительное развитие сил на море диктует необходимость видеть его перспективу как можно дальше.

Уходящий год для ВМФ был весьма насыщенным событиями и мероприятиями боевой подготовки. Чем они были обусловлены, какое всестороннее развитие ждёт флот в свете возможных угроз национальной безопасности Российской Федерации – в интервью главкома ВМФ России адмирала Николая Евменов.

– Николай Анатольевич, какие основные задачи стоят сегодня перед Военно-морским флотом с учётом складывающейся обстановки в Мировом океане, принимается ли при этом во внимание исторический опыт?

– Прежде всего хочу напомнить, что в этом году Военно-морскому флоту России исполнилось 323 года. Нами действительно пройден огромный исторический путь развития. За это время, конечно же, прошла эволюция стратегии и тактики применения военной силы на море. Но полученный громадный, более чем трёхвековой, практический опыт участия российского флота в сражениях, исследованиях Мирового океана, поддержании необходимого баланса сил на морских и океанских направлениях лёг в фундаментальную теорию нашего военно-морского искусства, которая позволяет нам сегодня формировать подходы и основные направления развития.

Отмечу, что ведущие морские державы продолжают отводить военно-морским силам ключевую роль в достижении своих политических и военных целей. В настоящее время передовые зарубежные государства осуществляют строительство и ввод в состав своих ВМС подводных лодок и боевых надводных кораблей с высокой концентрацией современного управляемого высокоточного ударного ракетного оружия и комплексов с зенитными управляемыми ракетами, обладающими потенциалом противоракетной обороны.

В связи с этим мы не можем оставить без внимания факты резкого нарастания интенсивности мероприятий оперативной и боевой подготовки США и стран НАТО вблизи наших границ при формировании и реализации приоритетов развития ВМФ России.

Целью коалиционных учебно-боевых мероприятий, организованных на основе единого замысла и на общем оперативном фоне, стали проверка планов и отработка вариантов оказания военной помощи странам Балтики, Польши, Болгарии и Румынии в случае агрессии со стороны «противника», сопоставимого по военной мощи с Североатлантическим союзом. Отмечу и подчеркну – надуманной агрессии. Особое внимание при этом уделялось оценке готовности обеспечить ускоренную переброску войск усиления на «восточный фланг» альянса и оперативного оборудования территорий принимающих стран.

В отличие от аналогичных мероприятий прошлых лет учения объединённых вооружённых сил НАТО характеризуются всё более масштабным привлечением сил и средств, широким географическим охватом, а также комплексной отработкой вопросов применения и обеспечения войск.

Следовательно, реально существуют угрозы национальной безопасности и необходимость защиты интересов России в Мировом океане, а это требует наличия современного Военно-морского флота, способного парировать данные угрозы. И сегодня основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности, является Морская доктрина.

Главнейшей же задачей, которая сегодня стоит перед ВМФ, является военно-морское присутствие в Мировом океане. И сейчас, на момент нашего с вами разговора, в различных его районах выполняют задачи свыше 70 кораблей и судов различных классов, достойно демонстрируя Андреевский флаг.

– Основная ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана скрытно и действовать быстро, – подводные силы ВМФ. Как идёт их развитие?

– Развитию подводной атомной и неатомной составляющей уделяется особое внимание. Основу группировки морских стратегических сил будут составлять ракетные подводные лодки стратегического назначения нового поколения, обладающие высокими боевыми возможностями. Сейчас я говорю прежде всего о проекте «Борей». Но также отмечу, что уже ведётся работа и по созданию атомных подводных ракетных крейсеров 5-го поколения. Прогресс стремительного развития сил на море диктует необходимость как можно дальше видеть перспективу.

Перспективными подводными лодками из состава сил общего назначения ВМФ будут многоцелевые носители, способные решать широкий спектр задач в любом районе Мирового океана.

Также отмечу, что одним из приоритетных направлений является создание неатомных подводных лодок с воздухонезависимой энергетической установкой и дальнейшее серийное строительство дизель-электрических подводных лодок. Эффективность их применения была ярко продемонстрирована в ходе нанесения ударов по террористам в Сирии. Подводными лодками проекта 636.3 «Ростов-на-Дону», «Великий Новгород», «Колпино», стрелявшими из акватории восточной части Средиземного моря крылатыми ракетами «Калибр», все цели были поражены.

В связи с этим хочу отметить, что научно-технический задел, экспериментальная отработка ключевых конструкторских и технологических решений позволят иметь в составе ВМФ достаточно сбалансированные подводные силы, оснащённые современным ударным, в том числе высокоточным, оружием большой дальности.

– Лодки, про которые вы упомянули, поступили на флот не так давно. Ожидает ли подводные силы ещё пополнение новыми кораблями?

– На предприятии «Севмаш» готовится к передаче в состав ВМФ атомный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир». До конца года планируется спуск на воду дизель-электрической лодки проекта 636.3 «Волхов», которая является второй в серии из шести единиц, строящихся на «Адмиралтейских верфях» для Тихоокеанского флота. Первая подводная лодка этого проекта – «Петропавловск-Камчатский» – уже вошла в состав Военно-морского флота в ноябре этого года, начато строительство третьей и четвёртой – «Уфа» и «Магадан».

Завершается ремонт атомной многоцелевой подводной лодки «Вепрь» Северного флота. Как видите, в сегменте развития и поддержания уровня боеготовности подводных сил ведётся планомерная работа.

– А как идёт подготовка экипажей для подводных лодок нового поколения?

– Этот процесс в поле пристального внимания Главного командования ВМФ. Учебные центры Военно-морского флота разработали эффективную систему подготовки. Обучение в них позволяет поднимать на новый уровень натренированности экипажей и безаварийно эксплуатировать вверенную технику.

Активно развивается и тренажёрная база. В ноябре в Военном институте дополнительного профессионального образования ВУНЦ ВМФ в Санкт-Петербурге появился учебно-тренажёрный комплекс, позволяющий готовить будущих командиров подводных лодок с учётом самых современных требований. В соответствии с программой гособоронзаказа поступают новейшие тренажёры.

Кстати, как раз накануне нашего разговора в один из учебных центров ВМФ прибыл вновь сформированный экипаж неатомной подводной лодки «Волхов» проекта 636.3, которая готовится к спуску на воду. Личный состав уже приступил к подготовке эксплуатации новой техники.

– Николай Анатольевич, а как обстоят дела в сфере развития надводной составляющей ВМФ России?

– Здесь мы также хорошо видим перспективу. В военном кораблестроении, и это следует понимать, не бывает всё и сразу. Это наукоёмкий процесс, который зависит от многих факторов. Тем не менее, тенденции в этом вопросе устойчивые. Несомненно, что мы будем идти по пути строительства кораблей, способных нести гиперзвуковое и высокоточное оружие.

Основу группировок кораблей в океанской зоне в будущем составят корабли крупного водоизмещения нового поколения, обладающие повышенными боевыми возможностями по ударному и оборонительному потенциалу.

Для решения задач в дальней морской зоне расчёт идёт на фрегаты типа «Адмирал Горшков», а также развитие кораблей этого проекта. С начала эксплуатации хорошо себя зарекомендовали и фрегаты типа «Адмирал Григорович». Их возможности позволяют решать широкий круг задач в любой точке Мирового океана.

Основными перспективными типами для ближней морской зоны стали многоцелевые корабли, сочетающие в себе возможности противолодочных с ударным ракетным и оборонительным оружием. Это корветы типа «Стерегущий», «Бойкий», «Дерзкий», а также малоразмерные корабли проекта 22800 «Каракурт». Очередной из них – «Одинцово» недавно приступил к проведению заводских ходовых испытаний.

Отмечу, что привлечение к операции против террористов на территории САР и малых ракетных кораблей Черноморского, Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии показало их высокую техническую готовность к действиям в реальной боевой обстановке.

Получит дальнейшее развитие класс патрульных кораблей. В мирное время они будут обеспечивать безопасность судоходства, а в военное – усиливать ударные группировки флота.

27 ноября под руководством Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации состоялась закладка второго уникального патрульного корабля ледового класса «Николай Зубов». Первый – «Иван Папанин» – уже спущен на воду.

Для решения задач противоминного обеспечения в планах – обладать в составе ВМФ серией морских тральщиков проекта 12700 типа «Александр Обухов». Данные корабли строятся по уникальной технологии с использованием современных композитных материалов и имеют на вооружении самые современные средства поиска и уничтожения мин.

Планируется, что в ближайшее время в состав ВМФ войдут фрегат «Адмирал флота Касатонов», корвет «Гремящий», малый ракетный корабль «Ингушетия», корабль противоминной обороны «Владимир Емельянов», средний морской танкер «Академик Пашин» и другие суда обеспечения.

«Наличие у Российской Федерации современного Военно-морского флота, способного парировать возможные угрозы, – необходимое условие национальной безопасности страны»

– Николай Анатольевич, учитывая, какую активность демонстрировал в уходящем году флот, какие мероприятия боевой учебы вы бы особо выделили?

– Насчёт активности вы абсолютно правы. И она полностью оправдана требованием времени. В уходящем году подготовка проводилась в условиях высокой динамики развития военно-политической обстановки. Как я уже упомянул, военная политика США и их союзников продолжила трансформацию в сторону наращивания конфликтного потенциала по периметру границ Российской Федерации. В этих условиях силы ВМФ России выполняли задачи боевой службы практически во всех районах Мирового океана.

Военно-морской флот провёл самые масштабные за последние тридцать лет учения «Океанский щит – 2019». В рамках манёвров «Центр-2019» личный состав Каспийской флотилии продемонстрировал возросшее боевое мастерство и морскую выучку при высадке морского десанта на необорудованный участок побережья полигона Турали в Республике Дагестан. Северный флот в условиях Арктики успешно провёл тактические учения на плато Путорана. При поддержке авиации и боевых кораблей была произведена высадка морского десанта на необорудованное побережье Енисея в районе Дудинки. Полученные результаты в очередной раз подтвердили высокую готовность к применению сил и войск ВМФ в условиях Арктики.

Особо отмечу, что в этом году впервые в новейшей истории Военно-морского флота был выполнен кругосветный поход отряда боевых кораблей во главе с фрегатом «Адмирал Горшков». Такие походы планируются и в будущем.

Продолжается штурманский поход учебного корабля «Перекоп». Курсанты военно-морских учебных заведений успешно прошли Северным морским путём без ледокольного сопровождения, получив при этом значительный опыт плавания в арктических широтах.

Не могу не сказать о здоровом духе состязательности в Военно-морском флоте. В течение 2019 года тактические группы, корабли, подводные лодки, воинские части и подразделения, службы Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии принимали участие в состязаниях на приз главнокомандующего ВМФ по тактике действий сил и применению оружия, а также по видам подготовки. Всего в 40 номинациях. В ходе состязаний была проверена готовность корабельных групп, кораблей, частей и подразделений береговых войск и морской авиации к выполнению задач по предназначению, проведена работа по совершенствованию тактики применения сил на море, в воздухе и на берегу.

В итоге лучшим по результатам 2019 года стал Тихоокеанский флот, который победил сразу в 19 номинациях. Отмечу, что в следующем, 2020 году мы планируем увеличить их количество. Состязания будут проходить в 44 номинациях.

– А что касается сферы военно-морского сотрудничества на море с участием ВМФ России, расскажите об этом.

– Наши корабли активно участвовали в отработке совместных действий в море с ВМС иностранных государств. В частности, в апреле-мае 2019 года в морской акватории Циндао было проведено масштабное российско-китайское военно-морское учение «Морское взаимодействие». В нём были задействованы 12 боевых кораблей и три судна обеспечения. В июне 2019 года в акватории залива Петра Великого прошло российско-японское военно-морское учение «Сарекс-2019» по организации поисково-спасательных действий. Во второй декаде ноября силы Черноморского флота в составе фрегата «Адмирал Макаров», патрульного корабля «Василий Быков» и спасательного буксирного судна «СБС-739» приняли участие в российско-алжирских военно-морских манёврах.

В период с 24 по 29 ноября проведены военно-морские учения у западного побережья Африки. В них приняли участие отряд боевых кораблей ВМФ России, корабли ВМС Китая и ЮАР. Несколько международных учений будут проведены и в декабре. Прямо сейчас, когда мы с вами говорим, отряд кораблей Балтийского флота приступает к выполнению задач морской части российско-индийского учения «Индра-2019». Успешно завершены российско-вьетнамские военно-морские манёвры, в которых приняло участие спасательное судно Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов».

– Николай Анатольевич, говоря об активном развитии и оснащении ВМФ, стоит упомянуть об обновлении инфраструктуры. Ведь не секрет, что это процессы взаимосвязанные…

– Действительно, развитие инфраструктуры, самодостаточной и комплексной системы базирования должно идти синхронно с развитием всех составляющих ВМФ России.

На Северном и Тихоокеанском флотах ведётся работа по подготовке к приёму поступающих на вооружение подводных лодок. В текущем году здесь планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию более 30 зданий и сооружений. К слову, ровно столько же должно быть сдано объектов, необходимых для обеспечения базирования кораблей, поступающих в состав Балтийского флота, где проводится реконструкция и дооборудование главной военно-морской базы. На Черноморском флоте идут работы по совершенствованию и развитию системы базирования в Новороссийске и Крыму.

На Каспийской флотилии ведётся активная работа по обустройству основного пункта базирования в Республике Дагестан, здесь до конца года ждём завершения строительства и ввода в эксплуатацию порядка 26 зданий и сооружений.

– Не так давно, 27 ноября свой профессиональный праздник отметили морские пехотинцы. Какое развитие ждёт береговые войска и морскую пехоту?

– В этом направлении также ведётся работа. Увеличить наши ударные возможности по отражению угроз в ближней морской зоне позволяет оснащение береговыми ракетными комплексами нового поколения «Бал» и «Бастион». В среднесрочной перспективе планируется создание и принятие на вооружение типоряда боевых машин морской пехоты для доставки по морю подразделений к месту выполнения боевой задачи. Это будет способствовать повышению боевых возможностей морской пехоты как отдельного рода сил ВМФ. Высокомобильные амфибийные боевые машины будут способны обеспечивать её действия в любых регионах и климатических условиях, в том числе арктических.

Отмечу, что в 2019 году морские пехотинцы приняли участие более чем в 20 боевых службах кораблей в различных районах Мирового океана. Для несения службы в составе антитеррористических групп на борту кораблей и судов, выполняющих задачи в море, свыше 600 прошли специальную подготовку в Учебном центре ВМФ в Санкт-Петербурге.

– А как обстоят дела у морской авиации?

– В этом году продолжалась активная подготовка лётного состава. Отмечу, что с начала 2019 года общий налёт морских лётчиков превысил 30 000 часов. Подготовка экипажей корабельных самолётов СУ-33, МиГ-29К /КУБ проходит на учебно-тренажёрном комплексе в крымском городе Саки. Экипажи морской авиации активно осваивают вертолёты Ка-27М, а на Черноморском флоте – вертолёты дальнего радиолокационного дозора Ка-31Р.

– Николай Анатольевич, мы уже затрагивали тему модернизации, как бы вы в связи с этим охарактеризовали положение дел в сфере судоремонта?

– В рамках деятельности по обеспечению жизненного цикла кораблей и судов продолжатся глубокая модернизация больших противолодочных кораблей проекта 1155. Ведутся работы по обновлению тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», ремонту тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Идёт ремонт больших десантных кораблей проекта 1171, находящихся в составе ВМФ и атомных подводных лодок проектов 971 и 949, а также модернизация этих кораблей. Данные работы идут планово. Предприятия оборонно-промышленного комплекса заинтересованы в том, чтобы не допускать срывов стоящих перед ними сроков.

Подходы к сервисному обслуживанию корабельного состава сегодня соответствуют реалиям. Мы выстраиваем систему обеспечения жизненного цикла кораблей и подводных лодок с привлечением мощностей тех заводов, где они строились. В процесс вовлечены и проектные организации. В частности, 51-й Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта, который разрабатывает всю необходимую ремонтную документацию по обозначенным проектам кораблей, и другие организации. Мы активно и постоянно взаимодействуем и с предприятиями, и с военно-научным сегментом в сфере ремонта и модернизации.

– Всё чаще в СМИ Военно-морской флот России называют лидером в освоении и изучении Мирового океана. Так ли это?

– Без лишней скромности скажу, что это действительно правда. Так сложилось исторически, и мы по праву этим гордимся. Совсем недавно – 3 декабря – из Кронштадта стартовала кругосветная океанографическая экспедиция ВМФ России, посвящённая 200-летию открытия Антарктиды и 250-летию со дня рождения великого русского мореплавателя и исследователя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. В экспедиции принимают участие океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский», гидрографическое судно «Маршал Геловани», океанографическое исследовательское судно «Янтарь». До июня 2020 года судам – участникам экспедиции предстоит пройти несколько десятков тысяч миль. Маршрут экспедиции спланирован таким образом, чтобы в день открытия Антарктиды, 28 января 2020 года, исследовательские суда «Адмирал Владимирский» и «Янтарь» прибыли к российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Здесь совместно с личным составом станции планируется провести памятные мероприятия.

Экспедиция проводится в тесном взаимодействии с Русским географическим обществом. В её ходе планируется получить уникальные батиметрические данные, провести океанографические и гидрометеорологические исследования в морях, омывающих Антарктиду, что позволит существенно пополнить базы климатических данных. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по созданию и поддержанию на уровне современности международных навигационных карт также предусмотрено выполнение гидрографических работ в море Беллинсгаузена. Эти материалы позволят переиздать российскую навигационную морскую карту, датируемую 1998 годом. Материалы маршрутного промера будут использованы для уточнения информации на навигационных морских картах всех морей и океанов. В море Дюрвиля планируется выполнить работы по уточнению местоположения Южного магнитного полюса. Планируется, что на этапе экспедиции порт Кронштадт – станция Беллинсгаузен на судне «Адмирал Владимирский» пройдут практику 14 курсантов штурманско-гидрографического факультета Военно-морского института ВУНЦ ВМФ гидрографической специальности.

Продолжая тему кругосветной экспедиции, хочу с читателями газеты «Красная звезда» поделиться важной новостью. При Главном командовании ВМФ России создан Центр Русского географического общества. Это произошло в преддверии кругосветной экспедиции. В состав центра вошли начальники органов управления Главного командования ВМФ. Задачи Центра РГО определены. Он будет координировать работу и способствовать дальнейшему освоению Военно-морским флотом Мирового океана, устранению белых пятен нашей морской истории. Первой задачей этого центра как раз и стали комплексное сопровождение и организация кругосветной экспедиции, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды и 250-летию со дня рождения адмирала И.Ф. Крузенштерна.

Таким образом, Военно-морской флот продолжает активные исследования Мирового океана в различных широтах. Могу поделиться и результатами завершившихся гидрографических экспедиций – в свет уже вышли Атласы морских навигационных карт Балтийского и Северного морей.

– Сегодня мы очень много говорили о развитии флота, но это немыслимо без совершенствования системы военного образования. Охарактеризуйте положение дел в этом важном сегменте.

– Планы наборов в образовательные учреждения ВМФ в 2019 году выполнены в полном объёме. Конкурсы не снижаются, что позволяет делать однозначный вывод: профессия военного моряка пользуется огромной популярностью.

Создание в период 2016–2018 годов филиалов Нахимовского военно-морского училища позволило завершить формирование единой системы довузовского образования на всех флотах. Мы никогда не забываем о воспитании и качественной подготовке новых поколений военных моряков, которым уже завтра предстоит занять ответственные должности на флоте, а в будущем – командовать кораблями и подводными лодками.

Беседовала Юлия Козак.


МОСКВА, газета "Красная звезда"
12



Оригинал

Теги: Николай Евменов, Антарктида, боевая подготовка, ВМФ, военное образование, РГО