22–25 ноября 2022 года, Республика Беларусь, г. Минск
Новости / Силовые структуры
Полеты на учебно-боевых самолетах Як-130 возобновятся в России с июля

Як-130 / Фото: Пресс-служба МО РФ.
"С июля месяца они начнут летать", - сказал он. Как сообщалось ранее, 15 апреля 2014 года в районе Ахтубинска потерпел катастрофу Як-130 Борисоглебского филиала Военного учебно-научного центра ВВС Военно-воздушной академии им.Жуковского и Гагарина.
Экипаж, состоявший из двух человек, успел катапультироваться, но один пилот погиб.
Техническая справка
Як-130 - учебно-боевой и тренировочный самолет. Самолет Як-130, оснащенный двумя ТРДД с тягой по 2500 кг, представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа "тандем".
Аэродинамическая схема и характеристики системы управления и силовой установки позволяют самолету выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам.
Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°. Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.
Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших грунтовых аэродромов.
Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает:
- имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет "воздух-воздух" с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны
- взаимодействие с другими самолётами в группе и наземными и воздушными пунктами управления
- имитацию атак наземных целей с пуском ракет "воздух-поверхность" с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны
Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.
Основные технические характеристики
Вариант
| Як-130 |
Масса: | |
взлетная максимальная, кг
| 9 000 |
взлетная нормальная, кг | 5 700 |
топлива, максимальная:
| |
во внутренних баках, кг | 1 750 |
в подвесных баках, кг | 2 х 450 |
максимальной боевой нагрузки, кг | 3 000 |
Силовая установка
| 2 ТРДД |
Взлетная тяга (МСА), кг | 2 х 2 500 |
Тяговооруженность
| 0,9 |
Скорость: | |
максимальная горизонтального полета, км/ч | 1 050 |
взлетная (с полным запасом топлива), км/ч | 200 |
посадочная, км/ч
| 195 |
Максимальная высота полета, м | 12 500 |
Полетные углы атаки | < 40° |
Практическая дальность полета при максимальной внутренней заправке, км | 2.000 |
Перегрузка: | |
установившаяся на высоте, м (футов) g | 4572 (15 000) 5,2
|
эксплуатационная перегрузка +g; -g | +8; -3
|
Длина полосы на аэродромах базирования, м | 1 000 |
Ресурс л. ч. | 10 000 |
Решением главнокомандующего ВВС России в тот же день полеты на самолетах Як-130 в России были временно приостановлены. Причиной катастрофы самолета стал отказ в системе управления.

Як-130 / Фото: Ростех

Як-130 / Фото: Ростех
"Доработанный комплекс управления должны сначала "обкатать" на самолете ОКБ Яковлева, затем испытать на строевом самолете, после этого доработку можно будет внедрять на все строевые самолеты Як-130", - подчеркнул Таскаев.