Новости / Силовые структуры

9:07 / 03.02.15

Возможность замены ракет "Зенит" на «Ангару» космодрома "Морской старт" обсуждается специалистами

Возможность замены ракет "Зенит" на «Ангару» космодрома "Морской старт" обсуждается специалистами

Плавучий космодром проекта "Морской старт" / Фото: img-fotki.yandex.ru

Возможность замены украинских ракет-носителей "Зенит", применявшихся для коммерческих запусков с плавучего космодрома "Морской старт" (Sea Launch), на новые российские ракеты-носители типа "Ангара" обсуждается специалистами, сообщил РИА Новости представитель Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). 

"Перед Роскосмосом, ОРКК и РКК "Энергия" стоит задача дальнейшего эффективного использования проекта "Морской старт", и сейчас специалисты изучают возможность эксплуатации на комплексе российских ракет-носителей, в том числе и ракет семейства "Ангара", - сказал представитель ОРКК. 

В настоящее время уникальный плавучий космодром "Морской старт" (Sea Launch), предназначенный для коммерческих запусков ракет-носителей "Зенит-3SL" со спутниками с мобильной стартовой платформы из экваториальной части Тихого океана, законсервирован до 2016 года. 

Международный консорциум "Морской старт" был создан в 1995 году. После реорганизации в 2010 году штаб-квартира компании Sea Launch AG располагается в Берне (Швейцария). Ракета-носитель "Зенит-3SL" состоит из двухступенчатой ракеты-носителя "Зенит-2S" украинского производства и разгонного блока ДМ-SL производства РКК "Энергия". Носитель способен выводить на низкие околоземные орбиты от 11 до 15 тонн полезной нагрузки, на переходные к геостационарной орбиты - шесть тонн, на геостационарные орбиты - четыре тонны.

   

Техническая справка   


Морской старт

Морской старт (англ. Sea Launch) — плавучий космодром для запуска ракет «Зенит» и одноименный международный консорциум по эксплуатации космодрома «Морской старт».   

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли).   

В 1993 году Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившем название «Морской старт». Международный консорциум Sea Launch Company (SLC) создан в 1995 году.   

В него входят:

  • американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала)
  • российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %)
  • украинские КБ «Южное» (5 %)   
  • ПО «Южмаш» (10 %)
  • норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %)

Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин». Начальная стоимость проекта составляла $3,5 млрд долл.   

22 июня 2009 года компания объявила о своём банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве. Согласно данным, указанным в заявлении компании, её активы составляют от 100 до 500 млн долл., а долги — от 500 млн 1 млрд долл.   

1 апреля 2010 года совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» «главную роль» в проекте «Морской старт».   

К убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2—3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию.   

В конце июля 2010 года по решению суда Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации «Энергия», получила 95 % акций консорциума «Морской старт», Boeing — 3 % и Aker Solutions — 2 %.   

Прорабатывается проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток. 22 августа 2014 года на фоне Вооружённого конфликта на востоке Украины было объявлено, что "Морской старт" приостанавливает деятельность до середины 2015 года.

Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999 года. В октябре того же года был успешно произведен первый коммерческий запуск. На 31 мая 2014 года осуществлёно 36 запусков, в том числе 32 успешных, 1 частично успешный и 3 неудачных.   

Морской сегмент   

Морской сегмент комплекса «Морской старт» состоит из двух морских судов:

  • стартовой платформы (СП) Odyssey   
  • сборочно-командного судна (СКС) Sea Launch Commander   

Стартовая платформа Odyssey («Одиссей»)

Стартовая платформа Odyssey имеет свою историю. Это бывшая самоходная нефтедобывающая платформа OCEAN ODYSSEY, построенная в Йокосуке, Япония в 1982—1984 годах. Платформа соответствовала классу для неограниченного района мореплавания.   

Буровая вышка платформы была полностью укрыта и оборудована подогреваемым полом, чтобы можно было работать при температуре окружающего воздуха до −35 °C. 22 сентября 1988 года во время добычи нефти в Северном море на платформе возник сильный пожар, вошедший в мировую историю крупнейших морских катастроф.   

После пожара платформа была частично демонтирована и по прямому назначению больше не использовалась. В 1992 платформа прошла ремонт и переоборудование в буровую платформу на Выборгском судостроительном заводе.   

Было принято решение использовать её в проекте «Морской старт». В 1996—1997 платформа прошла переоборудование на верфи Rosenberg в Ставангере, Норвегия и стала называться Odyssey.

Второй этап переоборудования СП проходил на Выборгском судостроительном заводе переименованном к этому времени в «Кварнер-Выборг-Верфь».   

Тактико-технические показатели

Длина, м133
Ширина, м67   
Высота, м60
водоизмещение, тыс.тонн46

Во время старта ракеты весь инженерный персонал со стартовой платформы перемещаются на сборочно-командное судно (СКС).

Сборочно-командное судно Sea Launch Commander

СКС было построено специально для проекта «Морской старт» компанией Kvaerner Govan Ltd., Глазго, Шотландия в 1997 году. В 1998 СКС было дооборудовано на Канонерском судоремонтном заводе, Санкт-Петербург.   

СКС оснащено системами и оборудованием, позволяющими проведение на его борту комплексных испытаний ракеты-носителя и разгонного блока, заправку разгонного блока высококипящими компонентами топлива и газов, сборку ракеты-носителя.   

СКС выполняет также функции центра управления при подготовке и пуске ракеты-носителя. На СКС располагаются командный пункт управления полетом разгонного блока и средства приема и обработки телеизмерений.   


Тактико-технические показатели

Длина, м   
203
Ширина, м   
32
Высота, м   
50
Водоизмещение, тыс.тонн   
27
Максимальная скорость, узел 21 


Техническая справка


Зенит-3SL

Ракета космического назначения (РКН) "Зенит-3SL" представляет собой трехступенчатую ракету на нетоксичных компонентах топлива жидкий кислород и керосин РГ-1, предназначенную для запусков космических аппаратов на различные околоземные орбиты и на отлетные траектории. Она создана на базе двухступенчатой ракеты-носителя "Зенит-2" разработки КБ "Южное".


РКН "Зенит-3SL" выполнена по моноблочной схеме с последовательным расположением ступеней и включает в себя:

  • блоки 1-й и 2-й ступеней, составляющие РН "Зенит-2S" разработки КБ "Южное";
  • разгонный блок ДМ-SL разработки РКК "Энергия";
  • блок полезного груза разработки фирмы "Боинг".

РКН "Зенит-3SL" эксплуатируется в составе ракетно-космического комплекса "Морской старт" (Sea Launch), используемого международной компанией Sea Launch для предоставления пусковых услуг. Первый пуск состоялся 27 марта 1999 года. По состоянию на 20.04.2009г произведено 29 успешных пусков. 

C 1985 по 2009 гг.было осуществлено 37 пусков базовой ракеты-носителя "Зенит-2", из них 30 успешных. Кроме того, доработанные блоки ее первой ступени использовались в качестве боковых блоков ракеты-носителя "Энергия" и успешно отработали при двух ее пусках (всего 8 ракетных блоков).

РКН "Зенит-3SL" представляет собой оптимальное решение по энергетическим характеристикам, надежности, точности и стоимости выведения КА, которое стало возможным благодаря использованию ранее эксплуатировавшихся отработанных систем и оптимальному планированию процесса производства и технологий транспортировки, подготовки к пуску и пуска. 


 

Максимальная стартовая масса, т

473

Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т

6,0

Масса горючего и окислителя, т

425

Тяга двигателей при старте, тс

740

Максимальная перегрузка при выведении, единиц

4,0

Компоненты топлива

керосин/жидкий кислород

Полная длина, м

59,6

Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м

3,9

Диаметр разгонного блока, м

3,7

Диаметр головного обтекателя, м

4,15

Количество ступеней

3

Начало эксплуатации

март 1999г.

Ракетный комплекс "Зенит М" обладает следующими достоинствами:

  • Высокая надежность и приемлемая себестоимость, заложенные при проектировании и обеспеченные отработанным процессом производства.
  • Горизонтальная технология сборки и транспортировки, позволяющая значительно упростить комплекс технологического оборудования и процедуры подготовки к пуску.
  • Полная автоматизация предстартовой подготовки, обеспечивающая возможность запуска РКН с морской стартовой платформы и наивысшую безопасность персонала.
  • Возможность запуска по любому азимуту, почти не ограниченному трассой полета.
  • Экологически чистые компоненты топлива.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ   
www.arms-expo.ru  
12


Теги: Роскос, "Зенит -3SL", "Морской старт", "Ангара", РКК "Энергия", ОРКК, ДМ-SL

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).