Новости / Безопасность / Безопасность на дорогах

18:00 / 29.12.18

Сергей Постников: "Ошибки на дороге бывают дорогими"

Сергей Постников: "Ошибки на дороге бывают дорогими"

Начальник ВАИ МО РФ ГУ военной полиции МО РФ полковник Сергей Постников / Фото: Пресс-служба МО РФ

ВАИ реализует комплекс мер по снижению аварийности с участием военных водителей.

Что предпринимает Военная автомобильная инспекция для сокращения количества ДТП с участием водителей в погонах? Что такое КАТИУС? Какие личностные характеристики шофёра в наибольшей степени влияют на безопасное вождение? Планируется ли в Министерстве обороны поощрять военных водителей за безаварийную езду?

На эти и другие вопросы, касающиеся обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств военными водителями, отвечает начальник Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации полковник Сергей Постников.

– В Указе Президента России Владимира Владимировича Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который глава государства подписал 7 мая уходящего года, Правительству РФ поставлена задача – в 2024 году обеспечить снижение смертности на наших дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырёх человек на 100 тысяч населения. Какой вклад в выполнение этой задачи могут и должны внести военные водители, военнослужащие – владельцы личного транспорта и Военная автомобильная инспекция?

– Майским указом Президент Российской Федерации поставил задачу на снижение уровня аварийности и смертности в дорожно-транспортных происшествиях, и военная автомобильная инспекция не останется безучастной к данной проблеме на уровне Вооружённых Сил. В рамках выполнения указанного поручения в сентябре уходящего года под руководством министра обороны Российской Федерации проведено заседание Коллегии Министерства обороны Российской Федерации, на котором были поставлены задачи по снижению количества ДТП с участием транспортных средств Вооружённых Сил и исключению гибели людей в ДТП, а именно – разработать ведомственную целевую программу Министерства обороны с перечнем мероприятий, направленных на снижение аварийности.

Для этого на начальном этапе нами была разработана и утверждена министром обороны Концепция безопасности дорожного движения в Вооружённых Силах. В числе основных направлений концепции – повышение профессионального уровня мастерства водительского состава с применением тренажёров вождения, сопряжение существующих на сегодняшний момент автоматизированной информационной системы (АИС) и системы мониторинга положения транспортных средств Вооружённых Сил ­(ГЛОНАСС) в единую комплексную автоматизированную транспортную информационную управляющую систему (КАТИУС) для контроля за использованием транспортных средств Вооружённых Сил.

Кроме того, концепция предполагает внедрение в войска специального оборудования для проверки психофизиологических качеств водителей, обучение инспекторов военной автоинспекции оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП, ужесточение контроля за использованием транспортных средств на дорогах общего пользования, а также организацией работы должностных лиц воинских частей по вопросам обеспечения безопасности движения и другие мероприятия.

Утверждение концепции стало основанием для разработки ведомственной целевой программы по безопасности дорожного движения на 2020–2022 годы, которая будет утверждена до 1 ноября 2019 года.
Для обеспечения вклада в снижение аварийности непосредственно самих водителей (как военных, так и военнослужащих – владельцев личного транспорта) также необходимо применять целый комплекс мер. Не каждый водитель в состоянии обеспечить должную безопасность дорожного движения. Это объясняется квалификацией и индивидуальными особенностями каждого человека. На безопасное управление автомобилем оказывает влияние стаж и возраст водителя. Установлено, что с увеличением водительского стажа происходит снижение количества ДТП, но этот процесс происходит неравномерно.

Чаще всего ДТП совершают не­опытные водители со стажем до трёх лет. Исходя из этого, необходимо на более высоком педагогическом уровне проводить с ними занятия, в том числе практические. Следует заставить водителей знать и соблюдать законы, акцентировать внимание каждого водителя на неотвратимости административного и уголовного (в случае гибели людей) наказаний за нарушения ПДД. Вместе с тем планируется материально поощрять водителей транспортных средств Вооружённых Сил за безаварийную эксплуатацию машин.

– В уходящем году на дорогах России, к сожалению, совершено немало дорожно-транспортных происшествий с тяжёлыми последствиями. А как обстоят дела с аварийностью в Вооружённых Силах РФ в 2018 году?

– В этом году количество дорожно-транспортных происшествий с участием воинского транспорта по вине водителей, к сожалению, сократить не удалось. При этом работа, проводимая Главным управлением военной полиции Министерства обороны Российской Федерации и командованием воинских частей по профилактике дорожно-транспортных происшествий, позволила значительно снизить уровень аварийности на личном транспорте.

По сравнению с 2017 годом количество дорожно-транспортных происшествий по вине военнослужащих – владельцев личного транспорта уменьшилось на 7 процентов, погибших в них людей – на 2 процента, раненых – на 8 процентов. Также снизилось на 5 процентов количество дорожно-транспортных происшествий с участием военнослужащих в качестве пассажиров и пешеходов.

– В 2018 году сформировано Главное военно-политическое управление Вооружённых Сил Российской Федерации. Намечались ли у вас с ним совместные подходы к воспитанию военнослужащих в части, касающейся соблюдения Правил дорожного движения?

– На заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации заместитель министра обороны Российской Федерации – начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил генерал-полковник Андрей Валериевич Картаполов предложил уделить особое внимание мероприятиям по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием военно­служащих. Ведь основная причина нарушений ПДД – личная недисциплинированность.

В этой связи нами был разработан проект Системы работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием военнослужащих при управлении личным транспортом. Данный проект в настоящее время мы согласовываем с заинтересованными заместителями министра обороны и центральными органами военного управления. Далее, после проведения правовой экспертизы, направим проект системы на утверждение начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил – первому заместителю министра обороны.

Надеюсь, что в будущем данный документ позволит нам совместно с Главным военно-политическим управлением Вооружённых Сил добиться повышения ответственности военнослужащих за соблюдение Правил дорожного движения.

– Профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма ВАИ продолжает заниматься?

– В течение 2018 года мы провели ряд мероприятий в детских учреждениях, а именно в феврале-марте подвели итоги конкурса детского творчества «Главная и безопасная дорога детства» на лучший новый дорожный знак и дорожную разметку среди военных довузовских общеобразовательных организаций. В октябре организовали новый конкурс «Акция моей жизни», по итогам которого мы увидели, какие актуальные профилактические акции нам предложили дети. Не исключаю, что некоторые из них будем проводить в масштабе Вооружённых Сил.

Подразделения ВАИ регулярно проводили и проводят занятия в детских учреждениях, как правило, в преддверии каникул или перед началом учебного года.

Отдельные ВАИ организовали хорошее взаимодействие с отрядами юных инспекторов движения, с которыми проводят совместные мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В лучшую сторону в этом вопросе отмечается 71-я ВАИ Тулы.

– А с «Юнармией» вы взаимодействуете?

– Взаимодействие со Всероссийской общественной организацией «Юнармия» у нас организовано с 2016 года. В этом году мы провели соревнование с символичным названием «Юный инспектор» в ходе международного конкурса «Дорожный патруль». В соревнованиях приняли участие юнармейцы местного отделения «Юнармия» Ногинска Московской области.

В планах у нас также взять под шефство 100-й ВАИ Москвы по одному из классов средних школ в Щербинке и Москве.

По военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения мы ведём целенаправленную работу.

– Какие крупные мероприятия общегосударственного и ведомственного масштаба обеспечивали подразделения ВАИ в уходящем году?

– В 2018 году подразделения военных автомобильных инспекций выполняли задачи по обеспечению безопасности дорожного движения при подготовке и проведении различных мероприятий в Вооружённых Силах Российской Федерации с массовым привлечением войск (сил). Перечислю основные из них.

Во-первых, это военные парады, митинги (шествия) и артиллерийские салюты, куда для обеспечения привлекалось около 900 инспекторов и более 600 автомобилей ВАИ. Конечно, в числе таких мероприятий чемпионат мира по футболу – 2018, который обеспечивали около 300 инспекторов и свыше 200 автомобилей ВАИ. В-третьих, это военно-морской парад в Санкт-Петербурге, который обеспечен силами инспекторов 38-й ВАИ Санкт-Петербурга. В-четвёртых, это Армейские международные игры – 2018, где для регулирования дорожного движения привлекалось более 200 инспекторов и более 150 автомобилей ВАИ. В-пятых, это манёвры «Восток-2018», где было задействовано более 80 инспекторов и более 30 автомобилей ВАИ.

Наконец, на Международный военно-технический форум МИнобороны России в 2018 году привлекалось около 150 инспекторов ВАИ и более 110 автомобилей ВАИ.

Все мероприятия обеспечены на высоком организационном уровне, должностные лица ВАИ с поставленными задачами справились на отлично.

«По сравнению с 2017 годом количество дорожно-транспортных происшествий по вине военнослужащих – владельцев личного транспорта уменьшилось на 7%, погибших в них людей – на 2%, раненых – на 8%»

– Принимали ли военные автомобильные инспекции на снабжение в 2018 году новые комплексы, автомобили?

– В 2018 году на снабжение Вооружённых Сил принято специальное транспортное средство военной полиции – комплекс организации безопасного дорожного движения на базе автомобиля «Форд-Транзит».

Комплекс предназначен для обеспечения управления силами и средствами ВАИ, контроля за передвижением воинских колонн (транспортных средств) по дорогам общего пользования с применением технических средств и систем (комплексы мини-БПЛА, АИС ВАИ, ГЛОНАСС/GPS), координации действий и оперативного маневрирования силами и средствами ВАИ при передвижении войск (сил), выявления и фиксации нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации в области дорожного движения, а также взаимодействия по средствам радиосвязи с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Этот комплекс позволит значительно увеличить эффективность работы подразделений ВАИ.

– В нашей стране из года в год, несмотря на санкции Запада, неуклонно продолжается прирост автотехники. Намного больше её стало и в военных городках. Сергей Юрьевич, а есть ли у вас данные о количестве автомобилей, которые находятся в пользовании у военнослужащих, ведётся ли такой учёт?

– В проекте системы работы по предупреждению ДТП с участием военнослужащих, управляющих личным транспортом, мы предусмотрели одно из мероприятий по учёту военнослужащих, имеющих водительское удостоверение и обладающих автомобилем, с соблюдением требований Федерального закона «О персональных данных».

Конкретного такого учёта нет, да и не может быть, но с большой уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день как минимум у 80 процентов военнослужащих по контракту в собственности есть личные автомобили или мотоциклы. Плюс к этому многие пользуются машинами родственников.

При этом у нас существует и регулярно обновляется база военнослужащих, допустивших грубые нарушения ПДД. Она используется для точечной воспитательной работы с нарушителями и выработки профилактических мер по предупреждению ДТП с военно­служащими – владельцами личного транспорта.

– Уже два года в рамках Армейских международных игр проводится конкурс «Дорожный патруль» между командами военных автомобильных инспекций вооружённых сил ряда государств. Каковы итоги конкурса и секреты успеха нашей команды в этом году, какие перспективы его проведения в 2019 году?

– В 2018 году в нашем конкурсе приняли участие пять команд: от Республики Армения, Исламской Республики Иран, Китайской Народной Республики, Российской Федерации и Республики Узбекистан.

Команда Российской Федерации с большим отрывом заняла первое место. При подготовке команды нам очень сильно помогли инструкторы командования Сил специальных операций в части, касающейся огневой подготовки, и психологи психологического центра Вооружённых Сил в части самоконтроля состояния участников в условиях экстремальных нагрузок. Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить коллег. Ну и конечно же высокий уровень специальной подготовки, домашние стены, знакомая трасса, поддержка гостей и зрителей стали составной частью успеха российской команды.

Если говорить о других участниках, то очень хорошо были подготовлены команды Китайской Народной Республики и Республики Узбекистан, которые заняли второе и третье места соответственно.

В 2019 году конкурс, скорее всего, пройдёт в Исламской Республике Иран, представители которой любезно пригласили нас провести это мероприятие на их базе. Но окончательное решение будет принято после проведения ряда рекогносцировок, в ходе которых предстоит проверить состояние учебно-материальной базы и её соответствие Положению о конкурсе.

Кстати, уже официально изъя­вили желание принять участие в конкурсе в 2019 году команды Республики Армения, Республики Бангладеш, Сирийской Арабской Республики и Республики Узбекистан. Всего мы ожидаем до восьми – десяти команд. Конкуренция в 2019 году будет очень серьёзная, что потребует от нас новых подходов к подготовке команды.

Если говорить об изменениях в программе конкурса, то на следующий год мы исключили из Положения о конкурсе соревнование по измерению величины суммарного люфта рулевого управления транспортного средства по причине отсутствия такого вида технического диагностирования в армиях иностранных государств. В положение включено новое соревнование «Разгон и экстренное торможение», в котором участник должен на прямом участке дороги разогнать транспортное средство до скорости 80 км/ч (за этим будет следить измеритель скорости) и применить экстренное торможение, остановившись не далее полуметра от финиша. Чем ближе к финишной линии, тем выше баллы. Соревнование сложное и обещает быть зрелищным, так как позволяет одновременный старт нескольких участников.

– Проводились ли в ВАИ организационно-штатные мероприятия в 2018 году? Формировались ли при этом новые подразделения ВАИ? Каковы в этой связи планы на 2019 год?

– В 2018 году, согласно решению Коллегии Министерства обороны Российской Федерации, сформированы две военные автоинспекции при российских военных базах за рубежом, а именно в Республике Таджикистан и Республике Армения, а также 51-я военная автоинспекция в н.п. Белушья Губа на Новой Земле.

К исходу 2019 года будут сформированы штатные ВАИ в составе наших военных баз на территории Абхазии, Киргизии и Южной Осетии. В настоящее время инспекторы ВАИ несут службу в этих воинских формированиях по временному штатно-должностному расчёту.

С июля 2018 года все ВАИ Вооружённых Сил переведены на новый штат, то есть поменялись номера штатов, наименования отделов и отдельных воинских должностей. В 2018 году введено 20 воинских должностей инспекторов для несения службы на мотоциклах в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Сочи. Новые мотоциклы ВАИ отечественного производства вы увидите уже в апреле 2019 года при подготовке парада Победы в Москве.

Также увеличен штат отдельных ВАИ в связи с возросшим количеством задач и численностью войск в районе ответственности. В целом работа по совершенствованию организационно-штатной структуры ВАИ ведётся постоянно.

– В 2019 году планируется переподчинение органов управления и подразделений Военной автомобильной инспекции командующим войсками военных округов и командующему Северным флотом. Как это может сказаться, по вашему мнению, на управлении подразделениями, выполнении ими специальных задач и состоянии работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий?

– В соответствии с решением Президента Российской Федерации для повышения эффективности управления региональными и территориальными органами военной полиции в 2019 году подчинённые нам подразделения будут включены в состав войск (сил) военных округов (Северного флота) и станут подчиняться соответствующим командующим.

Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2018 года № 597 в Устав военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации и Положение о военном округе Вооружённых Сил Российской Федерации внесены необходимые изменения.

Решение было принято не спонтанно, ему предшествовали глубокий анализ и полученный опыт, в том числе по итогам выполнения задач за пределами Российской Федерации.

Мы уверены, что оптимизация системы управления органами военной полиции и Военной автомобильной инспекции позволит в том числе снизить уровень аварийности в Вооружённых Силах и сохранить жизнь многим людям.

– Что бы вы хотели пожелать в следующем году всем автомобилистам, профессионалам и любителям?

– Прежде всего, удачи на дорогах! Быть бдительными, напоминать своим близким о необходимости соблюдения Правил дорожного движения и мер личной безопасности, быть примером для своих детей. А также пожелать всем исполнения желаний и намеченных целей в новом году, крепкого здоровья и благополучия!

Беседовал Дмитрий Кропачев.


МОСКВА, газета "Красная звезда"
12


Оригинал


Теги: Интервью, начальник ВАИ МО РФ ГУ военной полиции МО РФ полковник Сергей Постников, итоги, 2018 год, постановка, задачи, 2019 год

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).