Новости / История / Календарь Дня Победы

13:01 / 05.10.20

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: Аэростаты заграждения и наблюдения

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: Аэростаты заграждения и наблюдения

Аэростаты / Фото: tsagi.ru

Военное лето 1941 года: враг наступает, немецкая авиация рвется к столице Советского Союза, чтобы разрушать и уничтожать. Но в московском небе летчиков люфтваффе встречают не только истребители и огонь зенитных установок. Важным звеном защиты города от прицельных бомбежек становятся аэростаты заграждения и наблюдения. Главным разработчиком этих «надувных защитников» в военный период являлся Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского.

Первый вражеский налет на Москву произошел в июле 1941 года. Часть самолетов сбили советские истребители, а прорвавшимся в город летчикам помешали ударить по целям аэростаты. В следующую ночь враг потерял еще два боевых самолета: во время атаки они зацепились за тросы заградительных баллонов и рухнули на землю. После этого неприятель стал летать на больших высотах и уже не мог вести прицельные бомбардировки. Вскоре в Москве, Ленинграде и других городах Советского Союза, подвергаемых фашистским налетам, появились дивизии аэростатчиков. Они входили в войска противовоздушной обороны.

«Очень многие москвичи помнят, как в военные годы по широким московским улицам шли аэростатчицы. Во все концы города, порой за десятки километров, пешком, в любую погоду — в ливень, в мороз — вели они громадные, слоноподобные, наполненные водородом газгольдеры, по 125 кубометров газа в каждом. Аэростаты были прожорливы, каждый день требовали подкачки...», — вспоминает в своей книге «Подвиг начинался в апреле» писатель Исай Давыдов.

f6d7aab7e7d4312850d1b71d5ce8935c.jpg

Аэростатчицы / Фото: tsagi.ru

Разработкой и совершенствованием конструкции аэростатов занимались ученые ЦАГИ. В частности — создали одиночный и тандемный варианты всепогодного аэростата БАЗ-136, который широко применялся для защиты Москвы, Ленинграда, Горького, Саратова, Ярославля, Сталинграда, Севастополя. Также специалисты института осуществили доводку варианта триплета (системы из трех аэростатов). Кроме того, в годы войны в институте разработали линейку заградительных устройств, таких как МАЗ-1 (в основном использовались на флоте), КАЗ-43, ВАЗ-1 и др.

Механизм действия аэростата был простым: он взмывал в воздух, неся на себе стальные канаты с закрепленными на них минами, что не оставляло шансов самолету при столкновении. Оболочка «надувного защитника» заполнялась подъемным газом, и он взмывал на высоту 2–3 тысячи метров, а в тандеме — 4–5 тысяч метров.

Аэростаты защищали небо городов до конца Великой Отечественной войны. Только в Москве с 1941 по 1945 год они поднимались в небо около 217 тысяч раз. А объединенными усилиями всех боевых средств Московского фронта противовоздушной обороны удалось уничтожить свыше 1300 самолетов противника.



МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»


Оригинал

Теги: ФГУП «ЦАГИ», МАЗ-1, КАЗ-43, ВАЗ-1, БАЗ-136, аэростат заграждения, ВОВ, 1941 год

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).