Новости / История / Памятные рубежи

15:05 / 18.09.20

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: дальний бомбардировщик ДБ-3

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: дальний бомбардировщик ДБ-3

Летающая лаборатория ЦАГИ на базе самолета ДБ-3 для исследования ламинарных профилей / Фото: zhukvesti.ru

С 7 августа по 5 сентября 1941 года советские летчики совершили серию авианалетов на Берлин. Этому предшествовала воздушная атака вражеских сил на Москву в конце июля того же года.

Одобрил операцию «Берлин» верховный главнокомандующий И.В. Сталин, руководил авиаударами командующий ВВС ВМФ СССР, генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков, ответственным за итог воздушной атаки стал нарком Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузнецов. Полет должен был проходить на высоте более 5000 метров с достижением отметки в 7000 для преодоления системы противовоздушной обороны противника и при температуре воздуха — 40, несмотря на летнее время. Около 700 км маршрута проходили над морем без визуальных ориентиров. Выполнял задание 1-й минно-торпедный авиационный полк 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота. Для поражения наземных целей планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-З (Ил-4), а также новые ТБ-7 и Ер-2 ВВС и самолеты ВВС ВМФ, которые с учетом максимального радиуса действия могли долететь до столицы Германии и вернуться обратно. Всего было совершено десять налетов, на город сбросили 33 тонны бомб и 34 контейнера с газетами и листовками.

Масштабная операция стала возможной благодаря новым дальним бомбардировщикам. В предвоенные годы для авиапромышленности страны актуальным стало создание передового поколения боевых самолетов, отвечавших возросшим требованиям ВВС. В одном из приказов наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина в октябре 1940 года было записано: «Впредь практиковать непременную отработку в ЦАГИ каждого принимаемого в серию нового самолета и прикрепление научных сотрудников ЦАГИ, ответственных за его улучшение. Начальнику ЦАГИ исследования и совершенствование конкретных новых самолетов включить в план как 1940 года, так и 1941 года и считать эту деятельность важнейшей научно-исследовательской работой института».

Так в ЦАГИ стали испытывать самолет ДБ-3. Чтобы получить характеристики профиля в условиях натурной турбулентности потока в процессе исследований пограничного слоя и ламинаризованных профилей впервые в практике института в полете проводилось изучение обтекания отсека крыла, поставленного вертикально на этой машине. Специалисты использовали и летающие лаборатории на основе бомбардировщика ДБ-3Б, на которых проводили исследования новых профилей крыла, систем управления и т.д.

По инициативе видного ученого — аэродинамика П.П. Красильщикова также была проведена большая работа, связанная с энергетическим способом увеличения подъемной силы с применением управления пограничным слоем (УПС) за счет его отсоса и выдува на отклоненную механизацию крыла. После предварительных исследований в аэродинамических трубах предложенный подход был внедрен и протестирован в полете на самолете ДБ-3. Летные испытания проходили в эвакуации, в Казани, и показали большие возможности увеличения подъемной силы за счет УПС. Спустя много лет система была использована на реактивных истребителях (в СССР первым из таких самолетов стал МиГ-21).



МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»


Оригинал

Теги: ФГУП «ЦАГИ», ДБ-З, операция «Берлин», 1941 год, СССР, ВВС

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).