Новости / История / Памятные рубежи

17:01 / 04.06.20

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: истребитель Ла-5

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: истребитель Ла-5

Советский истребитель Ла-5 / Фото: Sputnik / Сергей Мамонтовc

Военные летчики называли их «лавочками» — маневренные, надежные и живучие истребители семейства Ла (ЛаГГ). Модель под номером 5 не только внесла вклад в победу в Курской битве и в боях за Сталинград, но и помогла КБ Лавочкина выстоять в непростой военной обстановке. Массовое производство боевой машины началось июне 1942 года.

Ла-5 создавался конструкторским бюро Лавочкина на базе истребителя ЛаГГ-3, он должен был стать маневреннее и быстрее, но, в то же время, сохранить преемственность конструкции для скорейшего налаживания серийного производства. На новую машину поставили мотор М-82 конструкции А.Д.Швецова мощностью 1700 л.с. В результате значительно возросли скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность самолета.

Как и все боевые машины военного времени, Ла-5 проходил испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. Специалисты института работали над улучшением летно-технических характеристик самолета, и в результате добились увеличения скорости с 575 до 680 км/ч, а также — поднятия потолка полета с 9700 до 11000 м. О процессе работ коллектива ЦАГИ над этим истребителем в «Записках научного работника ЦАГИ» вспоминает профессор А.К. Мартынов: «Буквально в одну ночь самолет переделывался. Самолет Ла-5 С.А. Лавочкина, с которым пришлось иметь мне дело, прибавил 25 км/ч максимальной скорости, улучшил маневр, поднял потолок и дальность полета. Эти работы ЦАГИ во многом способствовали преимуществу советских самолетов над фашистскими. Именно тогда мы убедились, что „малые изменения“ форм самолета могут приводить к существенным изменениям летно-технических характеристик». Впоследствии рекомендации ЦАГИ по улучшению показателей Ла-5 были полностью использованы КБ при разработке следующего истребителя — Ла-7.

В результате всех доработок, Ла-5 блестяще прошел заводские, государственные и военные летные испытания. По скорости на боевых высотах он превосходил Мессершмитт-109 на 40-50 км/ч. В результате, этот самолет был принят на вооружение 19 мая 1942 г. Вскоре новые истребители стали поступать в строевые авиачасти. Машину высоко оценили как летчики, так и техники.

Ла-5 воевали на Курской дуге, в Крыму, на Кубани. Всего за 1942-1944 годы было собрано 10 000 самолетов Ла-5 всех модификаций.

В 1943 году за создание этого истребителя С.А. Лавочкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии во второй раз.



МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»


Оригинал

Теги: ЦАГИ, Ла-5, С.А. Лавочкин, КБ Лавочкина, ЛаГГ-3, М-82, А.Д.Швецов, принят на вооружение 19 мая 1942 г.

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).