Новости / Оружие мира / Иностранные разработки

7:02 / 10.03.15

АН-70: почему Россия отказывается от украинского самолета

АН-70: почему Россия отказывается от украинского самолета

ВТС Ан-70 / Фото: image.goodvin.info

Министерство обороны России готовит иск к КБ «Антонова» о взыскании с компании неустойки в размере 2,95 миллиарда рублей, переведенных на проектирование военно-транспортного самолета Ан-70. Это машина должна была заменить в российских ВВС парк устаревших Ан-12. В 2012 году военные заказали 70 новых самолетов, однако теперь полностью отказались от планов закупки. В причинах этого решения разобрался телеканал «Звезда». 

Разработка Ан-70 началась еще в 1978 году. Тогда советское КБ Антонова пообещало, что их новая машина сможет взлетать с грунтовых аэродромов длиной не более 600 метров (по заданию военных не более 800 метров), при этом будет иметь грузоподъемность 47 тонн против оговоренных 35 тонн и станет надежной заменой устаревающему парку военно-транспортных самолетов Ан-12. 

Однако начавшаяся перестройка и развал СССР фактически поставили крест на работе. Сначала под проект просто не осталось денег. А затем он и вовсе стал разменной монетой в отношениях Москвы и Киева. Первый серьезный конфликт произошел во времена президентства Виктора Ющенко, при котором идея вступления Украины в НАТО приобрела новое звучание. В результате в середине 2006 года финансирование проекта со стороны России прекратилось. По одной из причин - из-за «конструктивных недоработок» проекта. 

«Ахиллесовой пятой» самолета стал двигатель Д-27 компании «Мотор сич». В официальном акте госиспытаний от 25 декабря 2001 года № 01-02 указано, что в ходе полетов выявлено 22 случая самовыключения двигателя, 30 случаев неустойчивой работы, обнаружено 116 неисправностей агрегатов, систем и узлов. Средняя величина наработки на одно выключение моторов составляла всего 190 часов. 

«Недоработки» были устранены 3 года спустя, аккурат к переговорам по поводу газовых вопросов между премьер-министрами двух стран - тогда ими были Владимир Путин и Юлия Тимошенко. Минобороны России пообещало купить крупную партию украинских машин. В 2013 году планировалось начать госиспытания транспортника в ВВС России. В 2012 году Ан-70 был включен в госпрограмму вооружений до 2020 года. Военные планировали купить не менее 70 таких машин. По предварительной оценке, стоимость самолета после начала серийного производства должна была составить 67 млн долл.

  

Техническая справка  


Ан-70 / Средний военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки 

Ан-70 принадлежит к новому поколению средних военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. Ведь этот самолет способен решать качественно новые задачи, недоступные прежним ВТС. 

Это подтверждено в ходе обширной программы совместных российско-украинских Государственных испытаний, большая часть которой уже завершена. Ан-70 может перевозить всю номенклатуру аэромобильной военной и инженерной техники практически всех армий мира и доставлять ее на малоподготовленные грунтовые площадки, т.е. непосредственно к месту проведения операции.  

По этому качеству он на порядок превосходит все известные самолеты. Типовую транспортную задачу (доставка 20 т груза на 3000 км) Ан-70 может решать с грунтовых ВПП длиной всего 600-800 м, что вообще недоступно ни одному из существующих транспортных самолетов. С учетом всех вероятностных факторов можно заключить, что способность Ан-70 выполнять короткие взлет и посадку снижает потребный наряд самолетов и стоимость операции в 2 раза. 

Соласно расчетам, Ан-70 сможет базироваться на горных аэродромах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря. В сравнении с самолетами-аналогами Ан-70 может сбрасывать грузы и парашютистов с меньшим в два раза разбросом, а его экипаж может привести самолет в расчетную точку касания ВПП с высокой точностью. 

Четыре двигателя Д-27 с соосными винтовентиляторами СВ-27 обеспечивают высокую крейсерскую скорость при 20-30% экономии топлива по сравнению с современными самолетами с турбореактивными двигателями. Десантно-транспортное оборудование обеспечивает автономность погрузки и выгрузки грузов широкой номенклатуры и их воздушное десантирование. 

Комплекс погрузочного оборудования включает четыре электротельфера и две бортовые электролебедки. По желанию заказчика самолет может быть укомплектован легкосъемной второй палубой или рольганговым оборудованием для автоматизации операций с контейнерами. Бортовые средства контроля и диагностики дают возможность эксплуатировать самолет Ан-70 автономно на необорудованных аэродромах без использования каких-либо специальных наземных средств. Техническое обслуживание самолета основано на применении стратегии технической эксплуатации по состоянию.

Самолет Ан-70 оснащен современным радиоэлектронным оборудованием и бортовыми системами с цифровым управлением. Ан-70 имеет достаточный запас конкурентоспособности не только по характеристикам планера и силовой установки, но и бортовых систем. Первые серийные Ан-70, производство которых ведется на «Серийном заводе «АНТОНОВ», будут выпущены в современной конфигурации электронного борта. 

Новый облик самолета привлекает не только военных, но и гражданских заказчиков. Между ГП «Антонов» и крупнейшим перевозчиком крупногабаритных грузов российской авиакомпанией «Волга-Днепр» было подписано соглашение о намерениях по выведению на рынок среднего транспортного самолета Ан-70Т. В соответствии с документом, Группа компаний «Волга-Днепр» выступит заказчиком первой серийной партии этих самолетов.


Тактико-технические показатели

Условия базирования: Обычный взлет/посадка. Бетон-грунт     Короткий взлет/посадка. Грунт
Максимальная грузоподъемность, т4720
Потребная длина ВПП, м1 550-1 800600-700
Практическая дальность полета, км:

с грузом 47 т3 000

с грузом 35 т    

5 1001 200
с грузом 20 т6 6003 000
Без груза8 0006 700
Топливная эффективность, г/т-км150150
Скорость полета, км/ч:

максимальная780780
крейсерская700-750700-750
Крейсерская высота, м12 00012 000
Двигатели:ТВВД Д-27ТВВД Д-27
тип

количество х мощность, кВт(э.л.с.)4 x 10 300 (14 000)4 x 10 300 (14 000)
Экипаж, чел.3-53-5

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ  
www.arms-expo.ru  
12

Теги: МО РФ, Украина, НАТО, КБ "Антонов", Ан-70

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).