Новости / История / Календарь Дня Победы

10:05 / 12.02.20

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: аэродинамическая труба Т-106

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: аэродинамическая труба Т-106

Современные испытания в АДТ Т-106 / Фото: tsagi.ru

Трансзвуковая аэродинамическая труба Т-106 — экспериментальная установка, во многом опередившая свое время, — строилась в тяжелейший для страны период, в начале 1943-го года. Противник только-только отброшен от Москвы, Сталинградская битва еще не завершена, и исход войны еще не предопределен.

Ее создание началось задолго до начала Великой Отечественной — в июле 1938 года. Темпы строительства поражают: даже со скидкой на войну, задержавшую сдачу установки более чем на полгода, работы продлились чуть более пяти лет. В конце декабря 1942-го труба была сдана в эксплуатацию, а в период с февраля по сентябрь 1943 г. в ней велась интенсивная пуско-наладочная деятельность. В июле того же года состоялся первый промышленный пуск, и уже осенью начались полномасштабные эксперименты.

c02f85e86c2a978819b7a88b1b194a95.jpg

Испытания Як-1М (Як-3) в аэродинамической трубе Т-106 / Фото: tsagi.ru

С первых дней своего существования Т-106 стала неотъемлемой частью исследований в ЦАГИ. Один из первых испытанных объектов — истребитель Як-3, для которого вопросы трансзвуковой аэродинамики крыла на режимах пикирования уже приобрели актуальность.

В дальнейшем все самолеты СССР проходили в ней испытания на определение уровня аэродинамического качества. Также получили решение многие вопросы проектирования профилей воздушных винтов.

Во многом благодаря испытаниям в Т-106 у ученых появилась возможность начать новую эпоху исследований при больших дозвуковых скоростях.

cc6065e439b07aa0c7d638fab30ac7a4.jpg

Начальник лаборатории И. П. Горский во время первого пуска АДТ Т-106 / Фото: tsagi.ru

Аэродинамическая труба Т-106 — пример того, как далеко вперед смотрели ученые, инженеры, правительство в те годы. По словам одного из создателей установки, ученого-аэродинамика, академика С.А. Христиановича, «институт обрел трубу, из которой впоследствии буквально „вылетела“ реактивная авиация».

Сегодня Т-106, отметившая свой 76-й день рождения, по-прежнему остается в строю и является одной из самых востребованных установок ЦАГИ. В ней проходят исследования летательных аппаратов различного назначения в диапазонах больших дозвуковых и трансзвуковых скоростей.




МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: Трансзвуковая аэродинамическая труба Т-106, ФГУП «ЦАГИ», 1943 год, истребитель Як-3, СССР

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).