Новости / Наука и производство / Модернизация и импортозамещение

11:33 / 30.06.15

Газовые турбины для фрегатов, строящихся на заводе в Калининграде, построит НПО "Сатурн"

Газовые турбины для фрегатов, строящихся на заводе в Калининграде, построит НПО "Сатурн"

НПО "Сатурн" / Фото: www.rybinsk-portal.ru

Научно-производственное объединение (НПО) "Сатурн" построит газотурбинные двигатели (ГТД) для фрегатов так называемой "адмиральской" серии проекта 11356, серия которых строится на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде, сообщил журналистам врио генерального директора предприятия Игорь Пономарев.

Энергетические установки для шести фрегатов данного проекта поставляло украинское предприятие "Зоря-Машпроект". Российская верфь получила двигатели только для первых трех кораблей серии.
«По газовым турбинам подписано решение министерством промышленности и торговли и министерством обороны в части импортозамещения, начата работа на НПО "Сатурн", город Рыбинск»
В середине июня 2014 года в связи с обострением российско-украинских отношений официальный Киев принял решение заморозить военно-техническое сотрудничество с РФ. В частности, под запрет попали поставки турбин.

"По газовым турбинам подписано решение министерством промышленности и торговли и министерством обороны в части импортозамещения, начата работа на НПО "Сатурн", город Рыбинск. Деньги из федерального бюджета выделены. Ориентировочно, сроки реализации - 2017-2018 годы", - сказал И. Пономарев.

15067_originalimage_pPpopnpopmpachrchBpv pI.pB..JPG

Игорь Пономарев / Фото: portnews.ru

По его словам, руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и принадлежащего корпорации завода "Янтарь" работает над тем, чтобы сроки сдачи фрегатов "адмиральской" серии сдвинулись минимально, в частности, обсуждают изменение компановки энергетических систем. Пономарев отметил, что на заводе сформирован профессиональный коллектив, есть перспективы для наращивания темпов развития предприятия, сообщило РИА Новости.

"Работаем с министерством обороны, есть тематика в части получения новых заказов. К новому гособоронзаказу 2016 года сформируем определенный портфель заказов. Ведем переговоры с рыболовецкими компаниями в части размещения заказов больших многофункциональных рыболовецких траулеров", - добавил И. Пономарев.





Справочная информация


ОАО «НПО „Сатурн“» (ОАО «Научно-производственное объединение „Сатурн“») — российская машиностроительная компания, специализирующаяся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации и судов военно-морского флота. Штаб-квартира и основное производство расположено в городе Рыбинске Ярославской области. НПО «Сатурн» — единственная компания области, вошедшая в Перечень системообразующих организаций России.

История

В 1916 году на основе государственного кредита создан автомобильный завод в городе Рыбинске — АО «Русский Рено». В 1918 году завод был национализирован, в 1920-23 годах числился как Государственный автомобильный завод № 3, специализируясь на ремонте автотранспорта. В 1924 году завод передан в систему предприятий авиационной промышленности и годом позднее получил наименование «завод № 26». В 1928 году начат выпуск первой серии двигателей М-17 для самолётов-разведчиков Р-5 и тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3; ремонт и испытание авиамоторов «Лорен-Дитрих».

В 1935 году создано ОКБ под руководством главного конструктора В. Я. Климова. В 1938 году разработана серия двигателей М-103, М-105 (главный конструктор В. Я. Климов) для истребителей Як-1, Як-3, Су-1, Су-3, ЛаГГ-3 и бомбардировщиков СБ-3, Пе-2, Ар-2.

В 1939 году создано конструкторское бюро В. А. Добрынина. В декабре 1941 года Рыбинский завод, КБ В. Я. Климова и Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе эвакуированы на площади Уфимского авиамоторного завода. В Уфе ряд местных и эвакуированных предприятий были объединены в завод № 26, ныне — Уфимское моторостроительное производственное объединение. В 1943 году КБ В. А. Добрынина переведено в Рыбинск. В 1944 году возобновлён серийный выпуск продукции на Рыбинском заводе (завод № 36). Создано КБ под руководством А. М. Люльки.

В 1945 году в Рыбинске начат выпуск двигателя АШ-62ИР для многоцелевого самолёта Ан-2 и военно-транспортного Ли-2. В 1947 году начат выпуск первого советского турбореактивного двигателя ТР-1, начато производство поршневого двигателя АШ-73ТК конструкции А. Д. Швецова для самолётов Ту-4 и Ту-70. В 1949 году создан двигатель ВД-4К конструкции В. А. Добрынина для стратегического бомбардировщика Ту-85. В 1954 году начат серийный выпуск турбореактивных двигателей конструкции В. А. Добрынина: ВД-7Б для стратегического бомбардировщика 3М; ВД-7М для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и М-50. В 1957 году под руководством А. М. Люльки создан турбореактивный двигатель АЛ-7Ф-1 для истребителей Су-7, Су-9 и Су-17; выпускался серийно в Рыбинске в 1960—1974 годах.

В 1960 году директором завода назначен П. Ф. Дерунов. В 1961 году главным конструктором КБ моторостроения в Рыбинске назначен П. А. Колесов, под руководством которого создавалась серия авиационных двигателей РД. В 1963 году создан турбореактивный двигатель РД36-35 для самолётов МиГ-21, МиГ-23 и Т-58ВД. В 1968 году начат серийный выпуск двигателя РД36-51А для пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144Д. В 1970 году под руководством А. М. Люльки создан двигатель АЛ-21Ф-3 для самолётов Су-17М, Су-20, Су-24 и МиГ-23Б. В 1972 году в Рыбинске начат серийный выпуск двигателей П. А. Соловьёва Д-30КУ для Ил-62М и Д-30КП для Ил-76. В 1976 году создан военный двигатель АЛ-31Ф для Су-27 (главный конструктор А. М. Люлька). В 1979 году создан двигатель РД-38 П. А. Колесова для палубного истребителя Як-38М. В 1980-е годы созданы ракетно-турбовальный двигатель РТВД-14 и турбопривод ТП-22, прошедшие лётные испытания в ракетно-космической системе «Энергия-Буран». В 1983 году начат серийный выпуск двигателя Д-30КУ-154 П. А. Соловьёва для среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154М. В 1988 году создан двигатель АЛ-31ФП (генеральный конструктор В. М. Чепкин) для истребителей-перехватчиков Су-30МК, Су-30МКИ, Су-37. В 1990 году начато создание двигателя РД-600В для вертолётов Ка-62 и двигателя ТВД-1500 для самолётов местных воздушных линий.

В 1992 году Рыбинский моторостроительный завод преобразован в открытое акционерное общество «Рыбинские моторы». В 1997 году завершено объединение ОАО «Рыбинские моторы» и Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Начат выпуск газовых турбин для энергетической и газовой отраслей. В 1999 году рыбинский Волжский машиностроительный завод вошёл в состав ОАО «Рыбинские моторы». В 2000 году успешно проведены испытания и получены сертификаты соответствия на теплоэлектростанцию ГТЭС-2,5 и турбовинтовой газотурбинный двигатель ТВД-1500Б. В 2001 году успешно проведены испытания двигателя 36МТ для беспилотных летательных аппаратов.

В 2001 году произошло слияние ОАО «Рыбинские моторы» и ОАО «А. Люлька — Сатурн», образовано ОАО «НПО „Сатурн“». В 2002 году двигатель SaM146 выбран для установки на региональный самолет RRJ (Sukhoi Superjet 100). В 2003 году открыто совместное предприятие НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs — PowerJet для управления маркетингом, производством, сертификацией и послепродажным обслуживанием двигателя SaM146. В 2003 году проведены испытания ГТЭ-110 — первой российской газовой турбины мощностью более 100 МВт. В 2003 году получены сертификаты на вертолётный двигатель РД-600В и на двигатель Д-30КУ-154 с малоэмиссионной камерой сгорания. В 2003 году проведены испытания на энергетическую установку ГТА-6РМ; в 2004 году — газоперекачивающего агрегата ГПА-4РМ. В 2004 году двигатель АЛ-55И выбран для установки на учебно-тренировочный самолёт HJT-36. В 2005 году открыто «ВолгАэро» — совместное производственное предприятие ОАО «НПО „Сатурн“» и Snecma Moteurs. В 2005 году открыты научно-технический центр в Санкт-Петербурге и инженерный центр в Перми. В 2005 году в состав ОАО «НПО „Сатурн“» вошло ОАО «ПАО „Инкар“». В 2006 году проведены испытания энергетической установки ГТА-8РМ и первого российского корабельного газотурбинного двигателя М75РУ; в 2007 году — газоперекачивающих агрегатов ГПА-6,3РМ и ГПА-10РМ.

В декабре 2011 года ОАО «НПО „Сатурн“» продало свою дочернюю компанию ОАО «Сатурн — Газовые турбины», занимающуюся наземными промышленными программами, ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация».

В ноябре 2012 года ОАО "ОДК" принято решение о создании дивизиона Гражданских авиационных двигателей, в рамках которого ОАО НПО Сатурн переданы полномочия на управление ОАО Авиадвигатель и ОАО ПМЗ.

В 2013 году завершены ГСИ нового короткоресурсного ГТД для нужд ВВС. Объем поставок двигателей SaM146 достиг 50 единиц в год, а с начала серийного производства произведено более 100 единиц

Собственники и руководство

84 % акций НПО «Сатурн» принадлежит государству, 16 % — физическим лицам.

В соответствии с указом Президента РФ от 16 апреля 2008 года ОАО «НПО „Сатурн“» входит в состав создаваемой ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группы — «Объединённая двигателестроительная корпорация».

Структура

  • Конструкторские бюро
    • Опытно-конструкторское бюро — 1 (Рыбинск)
    • Научно-технический центр (Санкт-Петербург)
    • Инженерный центр (Пермь)
  • Производственные площадки
    • Производственная площадка № 1 (Рыбинск)
    • Опытный завод (Рыбинск)
    • ЗАО «Сатурн — Инструментальный завод» (Рыбинск; инструментальное производство)
    • ОАО «ОМКБ» (разработчик и изготовитель малоразмерных ГТД, г. Омск)
  • Совместные предприятия в рамках реализации международных программ
    • ЗАО «Смартек» (проектно-конструкторские работы)
    • SA «PowerJet» (50 %; управление программой SaM146, Франция)
    • ЗАО «ВолгАэро» (75, 25 %; производство деталей и узлов двигателя SaM146)
    • ЗАО «Полуево-Инвест» (испытание авиационных двигателей)
    • ЗАО «РеМО» (совместное чешско-российское предприятие по ремонту и модернизации оборудования)

Деятельность

Общий объём производственных площадей составляет около 1 млн м². В производстве задействовано более 12 тыс. единиц оборудования.

Численность персонала на 1 января 2006 года — 17,9 тыс. человек. Объём продаж компании в 2006 году составил 8 млрд руб., чистый убыток — 183 млн руб.

Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.) — 4,8 млрд руб., чистая прибыль — 218,9 млн руб.

Выручка (РСБУ, 2011) — 10,6 млрд руб., чистая прибыль — 50 млн руб. Численность персонала — 11,5 тыс. чел. Все данные по головной компании без учета дочерних и зависимых обществ

В начале 2011 года американское издание «Fast Company», специализирующееся на теме инноваций, составило рейтинг ведущих инновационных компаний России; в этом рейтинге НПО «Сатурн» заняло 9-е место.

Выручка (РСБУ, 2012) - 13 млрд.руб. Численность персонала - 12 тыс. чел. Консолидированная выручка (с учетом дочерних и зависимых обществ) - 20 млрд. руб.

Выручка (РСБУ, 2013) - 17 млрд. руб. Численность персонала - 11,5 тыс. чел. Консолидированная выручка более 25 млрд. руб

Продукция

  • Военные двигатели.
    • Авиационные IV поколения: АЛ-31Ф, АЛ-31ФН, АЛ-31ФП, Изделие 117С.
    • Авиационные V поколения для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
    • Семейство двигателей АЛ-55.
    • Двигатели для беспилотных летательных аппаратов: 36МТ, 37-01Э
    • Морские корабельные двигатели: М70ФРУ, М75РУ, М90ФР.
  • Гражданские авиационные двигатели: SaM146, Д-30КП Бурлак, Д-30КУ, Д-30КУ-2, Д-30КП, Д-30КП-2, Д-30КУ-154, РД-600B, ТВД-1500Б.
  • Двигатели для снегоходов «Буран»: РМЗ-640-34. В настоящее время не выпускается
  • Двигатели для наземных газоперекачивающих агрегатов и электростанций ГТД-110, ГТД-6/8РМ, ДО49, ГТД-4РМ, ГТД-10РМ, ГТД-6,3РМ

Суперкомпьютер

В 2008 предприятием запущен самый мощный суперкомпьютер в промышленности России и СНГ АЛ-100. Название дано в честь 100-летия со дня рождения основателя компании, учёного и конструктора Архипа Михайловича Люльки, двигателям которого традиционно присваивалась марка «АЛ». Запуск в эксплуатацию суперкомпьютера мощностью 14,3 терафлопс (триллионов операций в секунду с плавающей точкой) — результат совместной работы ОАО «НПО „Сатурн“» и компаний КРОК инкорпорейтед, IBM, Intel, American Power Conversion.

 

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru
12


Теги: НПО "Сатурн", строительство, ГТД, фрегат, "адмиральской" серии, проект 11356, Прибалтика, ССЗ "Янтарь", Калининград, Игорь Пономарев