Новости / Техника и вооружение / Новые разработки

18:00 / 24.01.20

Сергей Целуйко: судоверфь станет центром для предприятий-спутников

Сергей Целуйко: судоверфь станет центром для предприятий-спутников

Генеральный директор судоверфи "Звезда" Сергей Целуйко / Фото: Пресс-служба "Роснефти"

Генеральный директор судоверфи "Звезда" Сергей Целуйко в интервью ТАСС рассказал об итогах работы за четыре года, о ходе строительства судоверфи, применяемых в работе технологиях крупнотоннажного судостроения и о том, когда будет готов первый танкер типа "Афрамакс".

— Что удалось реализовать за четыре года работы судоверфи?

— На сегодняшний день решены ключевые задачи с точки зрения технологии судостроения новой верфи — обеспечена возможность не только строительства и сборки секций судов в блоке корпусных производств и на стапеле, но и спуска судов на воду с помощью транспортно-передаточного дока для последующей достройки.

Продолжается строительство производственных цехов, достроечных набережных и складских площадок первой расширенной очереди. Полным ходом идут работы на площадке строительства основного объекта второй очереди — сухого дока, которому предстоит в скором времени стать самым большим в России гидротехническим сооружением. Его размеры — 485 м на 114 м на 14 м.

Помимо самой верфи, строятся предприятия-спутники. На данный момент для локализации производства винторулевых колонок и систем электродвижения судов на территории ССК (судостроительный комплекс — прим. ТАСС) "Звезда" уже создан завод ВРК "Сапфир". Проектные мощности завода позволят удовлетворить потребность в винторулевых колонках для судов различного класса.

— Строительство ССК "Звезда" идет параллельно с выполнением заказов. Каким образом удается одновременно строить и суда, и саму верфь?

— Заключение всех контрактов было заранее рассчитано с учетом графика строительства и ввода в эксплуатацию новых цехов и площадок, набора необходимого персонала.

«На данный момент число заказов на строительство судов достигло 43»

Сейчас для выполнения первых заказов мы используем уже построенные объекты — блок корпусных производств, окрасочные камеры и открытый тяжелый достроечный стапель.

И в то же время готовятся площадки для выполнения дальнейших заказов. Например, строительство ключевого объекта второй очереди — сухого дока — идет со значительным опережением графика: планируем ввести его в строй в этом году. Также начнут работу ряд цехов, достроечные и грузовые набережные.

— Большая часть работников — местные или приезжие? Какие меры поддержки есть для тех, кто едет из других регионов?

— Сейчас на "Звезде" работает уже около 3500 человек, а по окончании строительства верфи численность сотрудников возрастет до 7,5 тысяч, ведется набор специалистов на работы во вновь вводимых цехах.

Большая часть наших работников — 85% — это жители Приморского края. Но, конечно, опытных, квалифицированных судостроителей в нашем регионе в таком количестве не хватает, привлекаем кадры со всех уголков России.

«Сотрудникам, переехавшим из других регионов в рамках программы мобильности трудовых ресурсов, оплачивается дорога, частично компенсируются затраты по найму жилья и его обустройству, выплачивается единовременное пособие»

Мы используем все возможные источники поиска и подбора персонала, в том числе привлекаем молодых специалистов. Заключены соглашения о сотрудничестве с профильными инженерно-техническими вузами, взаимодействуем с 11 образовательными организациями среднего профессионального образования. Также идет работа по созданию собственного Учебного центра верфи.

Как решается вопрос с жильем для работников "Звезды", привлеченных из других регионов?

— Большой Камень — город небольшой, и новое жилье тут не строилось многие годы. Естественно, спрос на него огромный. Сейчас подрядчики ССК активно застраивают шесть микрорайонов: в настоящее время ведутся работы по строительству 74 жилых домов, которые рассчитаны на 4758 квартир. Ответственность за строительство 750 квартир в микрорайоне "Солнечный" возложена на администрацию Приморского края.

Какие заказы для "Звезды" можете отметить как наиболее интересные?

— Верфь новая, и каждый заказ по-своему интересен и уникален, поскольку люди получают опыт в ходе строительства каждого судна. Танкеры типа "Афрамакс", которые мы строим, — это самые большие суда, которые когда-либо создавались в России. По контракту первый танкер мы должны спустить на воду в мае, сдать — в сентябре-октябре. Но мы постараемся выполнить работы с опережением.

«Танкеры таких размеров не делали даже в Советском Союзе, их водоизмещение — 114 тысяч тонн, длина — 258 метров, ширина — 46 метров»

И конечно же, наиболее масштабный проект — атомный ледокол "Лидер" — самый крупный, самый мощный ледокол в мире, уникальный с точки зрения автоматизации, с абсолютно новым типом силовой установки.

"Звезда" позиционируется как верфь крупнотоннажного судостроения. Почему выбрана именно такая специализация верфи?

— Руководство страны ставит масштабные стратегические задачи — по развитию Северного морского пути, освоению арктических месторождений углеводородов. Это — крупные проекты, для реализации которых и потребуются крупнотоннажные суда.

В России же верфей, обладающих технологическими возможностями по строительству крупнотоннажных судов, не было. Именно для данного сегмента и создается ССК "Звезда". Среди заказов "Звезды" — "зеленые" танкеры класса "Афрамакс", арктические суда-газовозы высокого ледового класса, сверхмощный атомный ледокол "Лидер", который рассчитан на проводку во льдах караванов крупнотоннажных судов.

Многие типы судов впервые создаются в России. Как решается вопрос с технологиями?

— В целом необходимые технологии и опыт строительства на российских верфях имеется, и он очень позитивный. Так, например, у нас успешно строятся ледоколы и другие высокотехнологичные суда. С другой стороны, на отечественных верфях до настоящего момента действительно не производился целый ряд судов различных типов, которые сейчас весьма востребованы. В частности, суда для перевозки сжиженного природного газа или суда, работающие на газомоторном топливе.

Для освоения наиболее современных технологий в судостроении ССК "Звезда" идет по пути локализации в кооперации с ведущими зарубежными верфями, имеющими необходимый опыт. Сотрудничество имеет различные формы — от создания совместных предприятий до договоров на обучение персонала. В ходе работы с партнерами мы осваиваем апробированные и наиболее современные технологические решения, обучаем специалистов "Звезды", получаем консультационную поддержку.

Что строительство судоверфи "Звезда" даст региону?

— Строительство верфи "Звезда" будет иметь значительный мультипликативный эффект для всей российской промышленности. 

«Производство транспортных судов и ледоколов позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятий, в первую очередь — Дальнего Востока, создать мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР, которые считаются осью мировой экономики»

Плюс при этом создаются тысячи квалифицированных рабочих мест, повышается общий профессиональный уровень специалистов, в региональный бюджет идут налоги.

Я не сомневаюсь, что к своему десятилетию "Звезда" подойдет самым крупным предприятием отрасли, которое будет перерабатывать 330 тысяч тонн металла в год с опытом сдачи десятков судов. Думаю, что "Звезда" станет центром для предприятий-спутников, которые работают на обеспечение верфи.

Беседовала Полина Гриценко.


МОСКВА, ТАСС
12



Оригинал


Теги: Сергей Целуйко, итоги работы за четыре года, ход строительства судоверфи, применение, работа, технологии крупнотоннажного судостроения, готовность, первый танкер типа "Афрамакс"