Новости / Техника и вооружение / Новые разработки

12:03 / 17.02.21

Создание легкой бронемашины «Ласок» соответствует мировому тренду развития боевых машин

Создание легкой бронемашины «Ласок»  соответствует мировому тренду развития боевых машин

Бронемашина «Ласок-4» на зимних испытаниях / Фото: ПКЦ «Инновационное Шасси»

Многоместными и тяжелыми бронеавтомобилями сейчас сложно удивить, такие модели имеются в ведущих зарубежных странах, и в России, по примеру Запада, практически каждый производитель большегрузных автомобилей начал делать бронированные версии.

Но перспективные тенденции и соответственно Стратегии развития мирового рынка бронеавтомобилей и тяжелых колесных бронемашин в последние 5-6 лет стали меняться существенно.

Немаловажную роль в этом сыграли и большие потери бронетехники в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене и на Донбассе. Только в конфликте в Сирии потери противоборствующих Сторон, в танках и в другой тяжелой бронетехнике – превысили 2500 единиц.

Еще одна новая и большая проблема – высокая уязвимость бронетехники от беспилотников и даже от низко высотных, относительно не дорогих дронов-камикадзе.

Давно известно, что обнаружение средствами радиолокации габаритных наземных целей, по сути, больших железных коробок, даже на сравнительно большом расстоянии, не составляет особого труда.   

По последним данным, например, в ходе недавнего конфликта в Нагорном Карабахе, потери Армении и НКР по тяжелым машинам составили: 32 танка и 28 единиц др. бронетехники, при этом значительная часть машин была уничтожена с воздуха при помощи беспилотников.

И сейчас по всему миру наблюдаются стабильные тенденции к существенному росту подобных военных конфликтов низкой интенсивности, поэтому западные армии начали это учитывать в особенностях своей боевой подготовки.

Например, не смотря на поступление в армию США десятков тысяч новых 4-х (2-х) местных бронеавтомобилей типа Oshkosh L-ATV с противоминной защитой (в 2015 г. Минобороны США подписало контракт на 49,1 млрд. дол.) – в большинстве армейских подразделений боевые автомобили HMMWV до сих пор остаются на вооружении (в России известны, как «Хаммер»).

Это связано еще и с тем, что некоторые рода войск, в том числе морскую пехоту США, которая имеет в эксплуатации более 20 тыс. HMMWV – не устраивают чрезмерные массо-габаритные характеристики нового бронеавтомобиля Oshkosh L-ATV. В связи с чем, по некоторым сведениям, начаты новые разработки по снижению габаритов и массы бронеавтомобилей типа Oshkosh L-ATV. 

В настоящее время, в ведущих армиях мира, одно из приоритетных направлений развития боевых машин – создание и совершенствование Малых бронированных штурмовых Средств, с дальнейшей перспективой полного перехода на Автономные Системы боевых бронированных Роботов.

И в России создан Опытный образец сверхкомпактного бронеавтомобиля – Аэромобильная легкая бронемашина (АлБМ) «Ласок 4-П» (Пикап), см. фото 1.  

1 = БМ Ласок-4 на зимн. Испытаниях.JPG

Опытный образец сверхкомпактного бронеавтомобиля – Аэромобильная легкая бронемашина (АлБМ) «Ласок 4-П» (Пикап) / Фото 1: ПКЦ «Инновационное Шасси»

Опытный образец собран в инициативном порядке, в 2020 г, под руководством специалистов ПКЦ «Инновационное Шасси».

Для обеспечения массы бронемашины в пределах 2-х тонн (для перевозки вертолетами типа Ми-8), при заданном классе баллистической и противоминной защиты и снижения радиолокационной заметности – в конструкции машины комплексно применены фасеточные технологии в сочетании с рациональными углами наклона броне-поверхностей корпуса (см. фото 1).

Естественно, фасеточные технологии для бронетехники несколько отличаются от применения в авиастроении, например, фасеточных форм у самолетов, где особенности архитектуры летательных аппаратов – для снижения радиолокационной заметности, практически не связаны с бронированием корпуса.  

С учетом особенностей фасеточных форм для наземной техники, на бронемашине «Ласок 4-П» выполнена специальная конфигурация бронирования крыши, боковых поверхностей, передней и задней частей корпуса, а также плоскостей моторного отсека машины.

В числе других особенностей конструкции: передние бронестекла уменьшены и расположены вертикально с небольшим смещением под углом, это дает ряд важных преимуществ, среди которых – существенное повышение антибликовых характеристик бронестекол, что также снижает заметность машины на большом расстоянии.

Конечно, дизайн основных поверхностей бронекорпуса АлБМ «Ласок 4-П», как и у большинства утилитарных внедорожников, достаточно прост, ведь здесь в первую очередь, приоритеты были отданы другим более важным задачам.

При этом бронемашина «Ласок 4-П» получила низкий силуэт и несколько суровый внешний облик, но необычно приземистый корпус новой машины практически не влияет на ее проходимость, например, на бездорожье, так как бронемашина имеет короткую колесную базу.

Для соблюдения конфиденциальности по конструкции отдельных элементов, некоторые из них на Опытном образце изменены, также часть элементов корпуса и складывающаяся башенная установка на фото закрыты непрозрачной пленкой.

Название бронемашины "Ласок" происходит от названия самого маленького плавающего, стремительного и бесстрашного ночного охотника животного мира: Ласки.    

Предназначение и основные характеристики БМ «Ласок 4-П» 

Бронемашина «Ласок 4-П» создана на основе детального анализа боевых операций в различных локальных конфликтах и предназначена для выполнения задач спецподразделениями, передовыми боевыми и разведывательными группами (до 3-х бронемашин на штатное отделение), а также для патрулирования, обеспечения действий инженерно-штурмовых подразделений – в сложных условиях квартальной застройки, горной и сильно пересеченной местности.

Сверхлегкая бронемашина «Ласок 4-П» с броне-капсулой и модулем грузового отсека, специально разработана с низким силуэтом и параметрами небольшой массы (компактный несущий бронекорпус), для обеспечения возможностей транспортировки внутри многоцелевых вертолетов типа Ми-8 АМТШ (Ми-171 Ш) – вместе с боевой группой.  

Снаряженная масса Опытного образца АлБМ «Ласок 4-П» – 2045 кг (двигатель, др. агрегаты и узлы от серийных легких внедорожных шасси Российских производителей), полная масса машины – до 2700 кг, грузоподъемность около – 650 кг.    

В конечной конструкции Изделия снаряженная масса АлБМ «Ласок 4-П» предполагается в пределах – 1900 кг (в базе, по 4-му классу защиты), а грузоподъемность – не менее 800 кг.

Высота бронемашины «Ласок 4-П» – 1720 мм, ширина – 1880 мм, длина – 4580 мм (при сложенном кузове грузового отсека, длина машины – 3970 мм), колесная база – 2420 мм, дорожный просвет 260 (370) мм, преодолеваемый брод – 0,9 м.

Длина бронемашины до 4-х метров необходима для авиа транспортировки, а также для перевозки, например, одновременно 3-х машин – в кузове трейлера (фуры), со стандартной длиной 12 м или в 40-футовом морском контейнере.

За счет эффективно-рациональных углов наклона броне-поверхностей и компонентов разнесенной брони, общая толщина элементов стальной брони корпуса не превышает 4,5 мм (при этом толщина лобовой брони на отдельных участках: 6-8 мм), и с учетом специальной компоновки бронестекол, масса броне-капсулы совсем не большая.

Состав и характеристики штатных элементов разнесенного бронирования зависят от класса защиты, в базе – это 4-й класс (5-й кл. – опция) по предыдущему ГОСТу Р 50963 «Защита броневая специальных автомобилей» или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010. Причем в состав разнесенного бронирования специалисты подобрали компоненты, как из стали средней твердости, так и из стали высокой твердости.  

Броне-капсула АлБМ «Ласок 4-П» вмещает 4 человека и спроектирована с учетом обеспечения противоминной защиты военнослужащих, она имеет противоосколочный подбой и оснащается антитравматическими сиденьями.

Конечно, исходя из обеспечения необходимой вместимости, заданного уровня противоминной защиты и аэромобильности – бронемашина «Ласок 4-П» по баллистическим показателям имеет относительно невысокий класс защиты. Например, ее баллистическая защита уступает легендарному Советскому легкому (боевая масса – 2,4 т.) бронеавтомобилю БА-64 (1942-1945 г) – лобовая броня которого, с рациональными углами наклона и толщиной до 15 мм, способна была выдерживать обстрел даже из пулемета кал. 12,7 мм.

Специальная конфигурация и компоновка броне-капсулы АлБМ «Ласок 4-П», в числе других преимуществ, также обеспечивают возможность быстрой замены водителя на водительском сиденье (например, в случае его не дееспособности) – без покидания салона бронемашины.  

С учетом специальных габаритов машины, грузовой отсек выполнен небольшим, но широким – 1,82 м. Для размещения дополнительных грузов и снаряжения, на крыльях задних колес и по бортам имеются специальные крепления (см. фото).  

Броне-капсула сообщается с грузовым отсеком посредством броне-люка на задней стенке. Грузовой отсек закрывается тентом и при необходимости в нем могут разместиться еще до 3-х чел. десанта (спиной к броне-капсуле) – здесь они имеют фронтальную и некоторую защиту по бортам (с дополнительными боковыми броне-щитками).

Бронирование моторного отсека АлБМ «Ласок 4-П» имеет специальную систему защиты – на принципах «сэндвич-сегментирования» разнесенной брони, снижающую тепловизионную заметность машины, а также уникальную ленточно-рантовую броне-защиту радиаторов жидкостного охлаждения двигателя.

Спереди моторного отсека имеется специальное место (площадка перед бампером) для установки лебедки и др. дополнительного оборудования – в штатных габаритах машины.    

Компактные размеры и малая масса бронемашины «Ласок 4-П», при достойных показателях противоминной и баллистической защиты (даже при обстреле с верхних этажей зданий), достигаются непосредственным применением инновационной блок-рамной конструкции шасси – в комплексе со специальной конфигурацией рационального бронирования (указанные Инновации зарегистрированы в Роспатенте как Изобретение).  

По мнению специалистов фирмы-разработчика: ПКЦ «Инновационное Шасси», на основе легкой компакт-модульной платформы АлБМ «Ласок 4-П» возможны модификации бронированных командно-штабных машин (КШМ): машины управления для командиров подразделений батальонного звена, машины для патрульных групп, машины связи и др.   

Для ряда модификаций колесных бронемашин «Ласок 4-П» предусмотрено специальное оснащение – в виде дополнительного комплекта резинометаллических гусениц: на осенне-зимний период или для применения на местности со слабой несущей способностью грунтов (песок, болотистые почвы, снег). 

Вооружение АлБМ «Ласок 4-П» 

Из-за ограниченной высоты грузового отсека (1,8 м) на вертолете Ми-8, для бронемашин серии АлБМ предусмотрены башенные установки со складными броне-щитками и механизм убирающегося в салон пулемета калибра 12,7 мм (на специальном погоне). См. фото 1: на крыше бронемашины башенная установка в разложенном виде.

Базовое вооружение бронемашины «Ласок 4-П»: пулеметы ПК и РПК кал. 7,62 (5,45) мм и пулемет «Корд», кал. 12,7 мм.

Отдельно по приоритетам вооружения сверхлегкой бронемашины. Известно, что на дистанциях до 1300-1500 м, из крупнокалиберного пулемета (со специальным прицелом), практически на любой современной бронемашине Противника (включая танки), можно уничтожить: внешние приборы наблюдения и управления вооружением, триплексы механика-водителя и др. оборудование (в том числе защищенное броне-створками), то есть фактически надолго «ослепить» бронемашину Противника.

Также из пулемета кал. 12,7 мм. «Корд», на указанных дистанциях, несложно поразить бронеавтомобили типа: «HMMWV», Fennek, Iveco LMV и др., а также большинство РСЗО и ракетных установок Противника.

Компактная бронемашина «Ласок 4-П», по сравнению с указанными более громоздкими бронеавтомобилями, при почти равном классе баллистической защиты, имеет существенные преимущества по малозаметности, маневренности, а соответственно большей живучести в боевой обстановке и особенно в квартальной застройке. 

Другие особенности бронемашины «Ласок 4-П» 

За счет использования особой конструкции шасси, изготовление бронемашин серии АлБМ, возможно на узлах и агрегатах практически любого легкого внедорожного шасси, в том числе и зарубежного производства.   

В колесах бронемашины предполагается устанавливать пулестойкие пластиковые вставки - ограничители деформации шины, позволяющие даже при поврежденной шине продолжить движение.   

Планируется и амфибийная модификация АлБМ «Ласок 4-П» – плавающая.

В будущем предполагается устанавливать на бронемашины «Ласок» робототехнические комплексы управления машиной и вооружением, в этом случае каждая бронемашина сможет выполнять задачи прикрытия и огневой поддержки своей боевой группы в дистанционно-управляемом режиме. 

Приглашаем Инвесторов и Партнеров в этот Проект. 

«Ласок-РЭП» - борьба с беспилотниками 

На базе Аэромобильной легкой бронемашины (АлБМ) «Ласок» предполагается создавать ряд модификаций «Ласок-РЭП» с установкой специального оборудования для борьбы с низко высотными беспилотными летательными аппаратами (БпЛА).

Специальное оборудование радиоэлектронного противодействия (РЭП), но более увеличенной дальности предполагается устанавливать и на разрабатываемый сейчас для перевозки внутри вертолетов типа Ми-8 – аэромобильный легкий транспортер (АЛТ).

Коротко о легком транспортере. Аэромобильный легкий транспортер «Ласок 3-Т» – это компактный рамный автомобиль снаряженной массой до 1,8 тонны, с 3-х местной броне-кабиной, построенной на принципах противоминной защиты, легким шасси 4х4, низким силуэтом и универсальной модульной платформой.

Как и у компактной бронемашины «Ласок 4-П», на легком транспортере, предполагается бронирование кабины не менее 4-го класса (5-й класс – опция) по ГОСТ Р 50963 (предыдущему) или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010.

Габариты легкого транспортера «Ласок 3-Т» не превышают 1,8 м по высоте – для возможности его транспортировки внутри вертолетов типа Ми-8. Грузоподъемность АЛТ – до 1,2 т (отдельные модификации – плавающие). Базовое вооружение – пулемет РПК.

Компактный бронированный легкий транспортер оснащается универсальной платформой – для размещения различного вооружения, например минометов кал. 120 мм, легких зенитных установок и др., также АЛТ может использоваться для перевозки специального снаряжения боевых групп, различных грузов, в качестве легкого тягача и пр.   

В состав базового дополнительного оборудования указанных бронемашин может входить модульный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП), специальная демпфо-платформа комплекса и автономный дизель-генератор. На второй бронемашине может располагаться модуль скорострельного вооружения малого калибра.

Комплект активных элементов комплекса РЭП устанавливается в грузовом отсеке бронемашины «Ласок 4-П» или на грузовой платформе (у АЛТ «Ласок 3-Т») – в специальном защищенном «броне-колодце».

При переводе комплекса в рабочее положение, под управлением оператора, активные элементы обнаружения и радиоэлектронного противодействия, из «броне-колодца», подымаются над крышей машины – для осуществления непосредственного поиска, обнаружения и радиоэлектронного противодействия объектам противника.

Специальная демпфо-платформа комплекса сглаживает вибрации при движении бронемашины – для обеспечения устойчивой работы оборудования РЭП.

Купол-ПРО.png

Комплекс РЭП "Купол-ПРО" / Фото 2: ПКЦ «Инновационное Шасси»

Для комплектования бронемашин средствами борьбы с беспилотниками рассматриваются комплексные системы от различных отечественных производителей.

Их условно можно разделить на 3 основных категории:

Категория А (масса 25-50 кг), легкий объектовый комплекс радиоэлектронного противодействия, например, типа "Купол-ПРО" (стоимость от 1 млн. руб.), см. фото 2. Подобный комплекс РЭП путем заградительного электромагнитного воздействия всенаправленного действия 360°х180°, выводит из строя радиоэлектронные системы БпЛА в радиусе: 2-3 км и по высоте: около 1,5-2 км.

Для защиты от БпЛА объектовый комплекс может устанавливаться на любой стационарный объект или отдельную машину, в том числе и для защиты небольшой группы машин.  

Категория Б (масса около 100 кг), более мощные комплексы с увеличенной дальностью обнаружения и зоной радиоэлектронного противодействия БпЛА. Они существенно больше предыдущей модели по габаритам, такой комплекс может устанавливаться непосредственно в грузовой отсек АлБМ «Ласок 4-П», и применяться как специализированное средство для борьбы с беспилотниками. 

Пример подобного устройства автоматический комплекс противодействия БпЛА в секторе 360° – "Бастион-Автоматика", имеющий  дальность обнаружения и идентификации БпЛА в условиях «прямой видимости», с сужением сектора до 60° в радиусе не менее 10 км, при дальности уверенного подавления каналов спутниковой навигации, связи и управления БпЛА не менее 2 км. 

Категория В (масса более 300 кг, при этом аппаратура РЭП занимает значительно больше места по габаритам). Это мобильные многофункциональные комплексы противодействия БпЛА, которые осуществляют комплексное противодействие БпЛА путем обнаружения и радиоподавления каналов управления и спутниковых систем навигации.

Такой многофункциональный комплекс РЭП оснащается системами: радиолокационного и радиотехнического обнаружения и идентификации БпЛА, оптико-электронного наблюдения БпЛА и системами обеспечения, а также системой прицельно-заградительного радиоподавления каналов управления и приемников спутниковой системы навигации.

Подобный комплекс может устанавливаться непосредственно на грузовую платформу легкого транспортера «Ласок 3-Т» совместно с броне-модулем управления, и применяться как специализированное средство для борьбы беспилотниками.

bastion-avtomatika конвой.jpg

Комплекс РЭП «Сапсан-Конвой» / Фото 3: ПКЦ «Инновационное Шасси»

Пример такого изделия: комплекс РЭП «Сапсан-Конвой», см. фото 3. Этот комплекс способен в секторе: 360°, и по высоте 0-5000 м, обнаруживать даже сверх малоразмерные цели, типа микро БпЛА (квадрокоптеры) с ЭПР=0,003 кв.м., на дальности до 6 км, и подавлять БпЛА на дальности – не менее 4 км. А беспилотники самолетного типа, данный комплекс РЭП способен подавлять на дальности уже не менее 25 км (при скоростях БпЛА до 300 м/с).

Подобные комплексы РЭП имеют возможность работы в любое время года и суток, в том числе при отсутствии оптической видимости: осадки, туман, задымление или запыление атмосферы.

Бронемашины, укомплектованным  комплексами РЭП как правило, работают в паре с другими легкими аэромобильными бронемашинами, которые используются как боевые единицы, оснащенные например, многоствольными системами скорострельного стрелкового вооружения малого калибра.

Эти системы вооружения предназначены для решения различных задач, и конечно для уничтожения на малых высотах сверх малоразмерных, низкоскоростных целей (типа полимер-пластиковых БпЛА и планеров), не поражаемых существующими системами РЭП.

Подобные БпЛА получили широкое распространение, т.к. конструктивно могут не иметь систем онлайн-управления, навигации, наведения и пр., например, летят по заданному маршруту с помощью инерциальной системы отчета.


Директор ООО ПКЦ «Инновационное Шасси» п/п Сергей Толмачев

 

Теги: «Ласок 4-П», бронемашина, ПКЦ «Инновационное Шасси», Сергей Толмачев, АлБМ, БпЛА, Ми-8, борьба с беспилотниками

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).