Новости / Техника и вооружение / Новые разработки

12:06 / 08.03.15

Вспомогательная силовая установка от холдинга «Авиационное оборудование» – новое слово в авиатехнике

Вспомогательная силовая установка от холдинга «Авиационное оборудование» – новое слово в авиатехнике

ВСУ-120 в разрезе / Фото: Ростех

Среди более чем 20 тысяч наименований изделий, производимых компаниями, входящими в холдинг «Авиационное оборудование», немало инновационных разработок, значительно превосходящих существующие российские и зарубежные аналоги. Сегодня расскажем про одну из них – новейшую вспомогательную силовую установку ВСУ-120.

Модель новейшей вспомогательной силовой установки (ВСУ-120) для перспективных российских самолетов была представлена летом 2014 года, на открытии центра проектирования холдинга «Авиационное оборудование».


«По своей мощности новая ВСУ-120 превосходит российские аналоги, а ее технические характеристики отвечают концепции «более электрического самолета» (БЭС)», – рассказал генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк.

Поясним, вспомогательные силовые установки – это дополнительный источник энергии для самолетов, бронетехники, судов, локомотивов, автомобилей и прочей большой наземной и морской техники. Задача ВСУ – запуск основного двигателя, а также обеспечение транспортного средства энергией на стоянках.

В авиации ВСУ – это относительно небольшой газотурбинный двигатель. Его используют для выработки электричества, создания давления в гидравлической системе и кондиционирования воздуха во время нахождения самолета на земле.

С помощью сжатого воздуха, отбираемого от компрессора ВСУ, происходит запуск основных двигателей самолета. Когда же применяется электрический запуск, генератор ВСУ работает в форсированном режиме. Сама же вспомогательная силовая установка запускается с помощью электростартера.

Фото: Ростех

Впервые газотурбинный двигатель был использован в качестве ВСУ в 1963 году. Благодаря ему, самолеты Boeing-727 смогли приземляться в небольших региональных аэропортах и не зависеть от оборудования наземных служб.

ВСУ-120, созданная специалистами холдинга «Авиационного оборудования», легче и мощнее современных зарубежных аналогов. Она позволяет перевести на электрический привод большую часть бортовых устройств воздушного судна, повысив эффективность их работы и снизив расход топлива воздушных судов на 20–25 %.

В качестве ноу-хау, как пояснил Максим Кузюк, использована новейшая схема без коробки приводов, которая позволила уменьшить количество узлов и деталей ВСУ-120 на 30 процентов. Другими словами, инженеры холдинга разработали высокооборотный генератор, ротор которого соединили с валом газотурбинного двигателя (ГТД) напрямую.

В итоге генератор ВСУ-120 получил способность работать на 40–60 тыс. оборотах в минуту (для сравнения: максимальное количество оборотов генератора прочих современных силовых установок – 12–24 тыс. в минуту). А снижение числа узлов и деталей, в свою очередь, повлекло за собой и уменьшение себестоимости установки. Таким образом, предварительная цена одного изделия составила около 10,5 млн рублей.

Другими важными преимуществами ВСУ-120 являются: высокая надежность, простота конструкции, возможность бесперебойной работы при температуре от –55 до +55 ⁰С, уменьшенные эксплуатационные расходы за счет гибкой программы управления (ГТД) с применением электронной системы управления двигателем с полной ответственностью (FADEC), повышенный ресурс, а также снижение массы на 20 процентов и габаритов на 15 процентов.

Разработчиком и производителем ВСУ-120 является Уфимское агрегатное предприятие (УАП) «Гидравлика» (входит в холдинг «Авиационное оборудование»). Оно осуществляет поддержку всего жизненного цикла изделия, включая производство, послепродажное обслуживание и эксплуатационный ремонт.

Фото: Ростех

Продукция УАП «Гидравлика» хорошо известна отечественным авиастроителям. Она применяется в самолетах «Ту», «Ил», «Ан», «Як», «Су» и «МиГ», вертолетах «Ми» и «Ка», а также в системе «Энергия-Буран».

ВСУ-120, как предполагается, будут использоваться на бортах среднемагистрального лайнера МС-21 и других перспективных отечественных самолетов. Создание силовой установки нового поколения, по мнению экспертов, способно решить проблему импортозамещения авиационной техники.

Сейчас ВСУ-120 находится на стадии эскизно-технического проекта. Первый опытный образец будет готов к концу 2015-го. Серийный выпуск установки планируется начать в 2017 году.

Холдинг «Авиационное оборудование» производит и другие вспомогательные силовые установки, которые используются, в частности, на таких уникальных летательных аппаратах, как военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А или крупнейший в мире многоцелевой транспортный вертолет Ми-26. К 2020 году «Авиационное оборудование» планирует увеличить выпуск вспомогательных силовых установок в три раза.

«Холдинг намерен расширить участие в проектах по созданию перспективной российской и зарубежной авиационной техники, – заявил глава «Авиационного оборудования» Максим Кузюк. – Поэтому мы планируем, что к 2020 году количество ВСУ, выпускаемых на базе «Гидравлики», достигнет 150 изделий в год».

В июле прошлого года «Авиационное оборудование» и французская компания Microturbo (Safran) договорились о совместных инвестициях в разработку и подготовку производства новой ВСУ, предназначенной для рынка вертолетной техники. Соответствующий меморандум о сотрудничестве был подписан между ними во время встречи на авиасалоне Farnborough-2014.

Фото: Ростех

Французская компания будет проектировать и разрабатывать основные компоненты и выступать интегратором системы. «Авиационное оборудование» разработает систему зажигания, электростартер, электрогенератор и систему управления двигателем, а также запустит сборочную линию производства ВСУ для российской авиационной техники.

«Соглашение с компанией Microturbo является важным стратегическим шагом для выхода на международный рынок с продуктами нового поколения», – считает генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк.

МОСКВА, Ростех
12

Оригинал

Теги: холдинг «Авиационное оборудование», УАП) «Гидравлика», ВСУ-120, БЭС, Boeing-727, ГТД

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).