01 - 03 сентября 2022 года, Республика Армения, г. Ереван
Новости / Наука и производство / Оснащение производства
Василий Бровко: Ростех создает центр компетенций в области промдизайна

Директор департамента по коммуникациям и стратегическим исследованиям «Ростеха» Василий Бровко / Фото: pda.fedpress.ru
Современный смысл промышленного дизайна
Важнейшей причиной снижения конкурентоспособности российской промышленной продукции (особенно гражданского назначения), по мнению В. Бровко, является игнорирование при производстве промышленного дизайна.
«В том, что мы можем создавать продукты, конкурентоспособные по своим техническим характеристикам, сомнений нет. Другое дело, что они чаще всего оторваны от рынка. Это приводит к тому, что функция явно доминирует над формой», – отметил директор по коммуникациям и стратегическим исследованиям Ростеха.
Еще в начале ХХ века западные компании осознали, что промдизайн – один из важнейших элементов рыночного продвижения. Ведь он работает с потребностями людей, заново придумывая окружающие их предметы. Промышленный дизайн оперирует такими параметрами, как эргономика, безопасность, полезность, привлекательность.
С развитием отрасли промдизайн стал одним из показателей развития экономики и науки страны. Такая роль промдизайна объясняется тем, что он перешагнул уровень исключительно стилизации внешнего вида. Сегодня индустриальный дизайн – это работа с продуктом от формы до программирования его жизненного цикла. Более того, именно промышленный дизайн как этап разработки продукта сегодня отвечает за внедрение инноваций.
В начале XX века наша страна была главным мировым драйвером дизайна, разработав такие направления, как конструктивизм и русский авангард. Позднее, в 1960-е годы, промышленный дизайн в нашей стране утвердился, когда был создан ВНИИ технической эстетики (ВНИИТЭ), а также ряд дизайнерских школ в вузах бывшего СССР.
В то время как в западном дизайне шла ориентация на чисто коммерческие маркетинговые цели, во ВНИИТЭ в секторе перспективных исследований и дизайн-программ велся поиск новых путей развития профессии, ориентированный на высокое потребительское качество и системное проектирование.
Однако в дальнейшем дизайн выпал из производственной системы страны и к настоящему моменту только начинает возрождаться, претерпевая те трудности, которые возникают в результате потерянного времени.
Ключевая задача возрожденного ВНИИТЭ стать фасттреком между дизайнерами и промышленностью. ВНИИТЭ должен стать интегратором, связывающим потребности производства и возможности сообщества дизайнеров. Центр не преследует цель стать лучшей дизайн-студией и не попытается перетянуть на себя все заказы в госссекторе. Напротив, ВНИИТЭ должен стать инструментом формирования спроса на услуги в сфере промышленного дизайна.
Фото: Ростех
Другая важная задача - формирование каталога промышленной продукции Ростеха, который уже сегодня позволит увидеть реальность нашей продукции, ее внешний вид и потребительские свойства. ВНИИТЭ также будет разрабатывать стандарты по развитию промышленного дизайна совместно с Минпромторгом и сертифицировать промышленную продукцию на соответствие им.
Курировать работу ВНИИТЭ внутри Ростеха будет директор по коммуникациям и стратегическим исследованиям В. Бровко, в поле ответственности которого находятся вопросы, связанные со Стратегией Ростеха до 2025 года и организацией исследований в области стратегического маркетинга. Это позволит ВНИИТЭ сфокусироваться на стратегических рынках, выход на которые является приоритетным для Ростеха.
Сегодня передовые страны переходят к индустрии 4.0. (или так называемому Интернету вещей), происходит изменение технологического уклада. Эксперты сходятся во мнении, что если даже наша страна преодолеет разрывы в критических технологиях, то отсутствие сферы промышленного дизайна может не позволить нам выйти на глобальные рынки, а, следовательно, капитализировать идеи и разработки. Для Ростеха вопрос развития промышленного дизайна в России является критическим, так как на него в значительной степени завязана реализация Стратегии Корпорации (выход на новые высоконкурентные рынки с соответствующей продукцией).
«В рамках Ростеха, с выручкой порядка 30 млрд долларов в год, у нас практически нет центров компетенций, которые занимались бы дизайном, – подчеркнул Василий Бровко. – Исключение составляют только три игрока, которые просто очень хорошо встроены в рынок. Это холдинг «Вертолеты России», КАМАЗ и АВТОВАЗ».
Фото: Ростех
Разрыв между промышленностью и дизайнерами в России
Сегодняшняя проблема российского дизайна для промышленности заключается в недостатке профессионалов нужного уровня, в неправильном понимании своей роли самими дизайнерами. Причина данной ситуации в катастрофической диспропорции на рынке дизайна. Так, по подсчетам экспертов области, более 70% рынка занимают графические дизайнеры, остальную долю делят дизайнеры интерьеров, упаковки и медиадизайнеры.
Процент настоящих промышленных дизайнеров крайне мал, особенно учитывая масштаб промышленного производства в России. В связи с таким разрывом на производствах дизайном занимаются либо инженеры, либо молодые дизайнеры без соответствующих знаний, которые чаще рисуют красивые футуристичные концепты. Однако данные концепты совершенно оторваны от жизни, от реалий конкретных заводов и предприятий, поэтому остаются на бумаге.
«Помимо таланта, должна быть еще рыночная составляющая – умение работать в рынке. Чего у российских компаний пока нет», – констатировал В. Бровко.
Компетенции промышленного дизайнера
() Профессия дизайнера поменяла свою суть, а значит, и компетенции. Дизайнер сегодня должен находиться не в плоскости «рисования», а в плоскости «мышления, изобретения».
Фото: Ростех
Специалист в области промышленного дизайна обязан обладать управленческими компетенциями:
- знание методологии управления проектами (умение управлять виртуальными и распределенными командами)
- владение инструментами маркетинга и социологии
- принятие решений в условиях неопределенности
- развитое стратегическое мышление
- владение инструментами риск-менеджмента
- знание новых технологий (цифровые технологии, 3D-принтинг, новые способы производства)
- знание новых материалов и методов работы с ними
- навыки быстрого прототипирования
- знание энергоэффективных технологий
- понимание Open source engineering
- непрерывное образование
- владение иностранным языком на высоком уровне
- междисциплинарное и кросс-отраслевое мышление
Сегодняшняя экономическая ситуация – не для фантастических концептов. Мы ждем от дизайнеров настоящего профессионализма и «умных» решений, отмечает В. Бровко. Ведь инновация – это умение видеть новые возможности, способные открывать для предприятий новые рынки.
Фото: Ростех
Дизайнер должен учитывать технологические возможности производства, потенциальную адаптацию к этому конкретному производству. При этом творческая энергия здесь ни в коем случае не должна быть потеряна, наоборот, существующие рамки должны создавать для дизайнера вызов.() Дизайн может переломить ситуацию, создать множество коммерчески успешных компаний, которые создают высокотехнологичные продукты, конкурентоспособные на глобальном рынке.
«К примеру, новый дизайн продлил жизненный цикл такого автомобиля, как ВАЗ-21010. Такая же история произошла с автоматом Калашникова», – напомнил В. Бровко.
Промышленный дизайн – это:
- добавленная стоимость
- глобальная конкурентоспособность
- эффективные цепочки жизненного цикла продукции
- стратегическое планирование инновационного развития продукта
- оптимальное применение инструментов господдержки
Ростех, совместно с Министерством промышленности и торговли и при поддержке Агентства стратегических инициатив, взял на себя задачу соинтеграции между промышленностью, заводами, реальным производством и креативными талантливыми людьми, которых сегодня в России немало, заключил он.
МОСКВА, Ростех
12
Оригинал