Новости / История / Памятные рубежи

16:33 / 13.11.18

100-летие ЦАГИ в истории авиации: бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

100-летие ЦАГИ в истории авиации: бомбардировщик-ракетоносец Ту-95

Ту-95. Русский "медведь" в воздухе / Фото: Ucrazy.ru

Единственный в мире бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями Ту-95 получил обозначение «Bear» в кодификации НАТО. Гигантский русский «медведь» до сих пор в строю. Его основные преимущества — скорость, дальность и скрытность от систем обнаружения, способных вычислять стратегические бомбардировщики по выхлопам из реактивных двигателей.

Необходимость разработки скоростного дальнего бомбардировщика возникла в начале 1950-х годов, когда руководство СССР опасалось ядерной угрозы со стороны США. Кроме того, важность тяжелой авиации в бою показала война в Корее. Сталин вызвал к себе авиаконструктора Андрея Туполева, чтобы обсудить создание межконтинентального реактивного носителя ядерного оружия. Туполев возразил, что это невозможно, так как реактивные двигатели потребляют много топлива и для сверхдальних перелетов не годятся. В итоге было решено спроектировать бомбардировщик с турбовинтовыми двигателями, обладающими достаточной мощностью. Таких силовых установок в мире на тот момент не существовало. В поиске вариантов ученый заинтересовался разработанным под руководством генерального конструктора опытного завода № 276 Николая Кузнецова в Куйбышеве турбовинтовым двигателем ТВ-2. Созданный на базе трофейного немецкого механизма JUMO-022, он показал взлетную мощность 6250 л.с., экономичность и ресурс порядка 200 ч. В итоге два этих двигателя объединили в один — 2ТВ-2Ф.

884535a5d7c081196c5422c4607030c0.jpg

Испытания макета самолета Ту-95 с имитацией работы силовой установки в аэродинамической трубе Т-101 / Фото: tsagi.ru

Однако такой двигатель не давал достаточной крейсерской скорости. Решить эту задачу помогли аэродинамики ЦАГИ. Совместно с ОКБ К.И. Жданова они создали уникальный соосный винт с высокими значениями коэффициента полезного действия, не имеющий аналогов в мире и до настоящего времени. Результаты больших экспериментальных исследований и разработка методов расчета полностью подтвердились в летных испытаниях.

Первый полет Ту-95, представлявшего собой среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями в стреловидных крыльях, состоялся 11 ноября 1952 года. На вооружение «Медведь» стал поступать с 1956 года. Существует несколько серийных модификаций самолета, в числе которых — Ту-95М с увеличенным запасом топлива, Ту-95В для испытаний сверхмощной термоядерной бомбы, Ту-95МСМ с установленной новой навигационной системой и возможностью внешней подвески восьми ракет Х-101, Х-102. Самолеты Ту-95МР вели разведку в Атлантике и Тихом океане. Ту-95РЦ регулярно патрулировали удаленные районы Мирового океана. На Ту-95МС был выполнен беспосадочный облет границ СССР.




МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: Ту-95, русский «медведь», ЦАГИ, ОКБ К.И. Жданова, Ту-95МСМ, Х-101, Х-102

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).