Новости / История / Памятные рубежи

9:03 / 09.06.18

100-летие ЦАГИ в истории авиации: глиссер АНТ-2

100-летие ЦАГИ в истории авиации: глиссер АНТ-2

Глиссер «АНТ-2» / Фото: tsagi.ru

Создание специалистами Центрального аэрогидродинамического института и конструктором А.Н. Туполевым быстроходного речного глиссера АНТ-2 стало важной вехой как в истории института, так и на пути развития отечественного самолетостроения, в том числе гидроавиации.

В начале 1920-х гг. ЦАГИ получил срочное задание от военных моряков — сделать для флота быстроходные, маневренные глиссеры для ведения боевых разведывательных действий на мелководных реках, таких как Северная Двина и Белая. Суда подобного рода в стране еще не строились. Выполняя заказ, коллектив под руководством Туполева, занимавшего в то время должность заместителя директора ЦАГИ по АГОС (авиации, гидроавиации и опытному строительству), создал деревянный глиссер АНТ-1, но конструктор считал металл более перспективным материалом и продолжил работы.

820298d97a9a52830487c092537d6097.jpg

Глиссер «АНТ-2» / Фото: tsagi.ru

Опытный глиссер ЦАГИ АНТ-2 появился в 1923 году: в июне началась его постройка, а уже в ноябре конструктор вывел свое новое судно на воду. Глиссер получился небольшой, на 3–4 пассажира, на нем стоял мотор фирмы «Анзани» мощностью 30 л. и воздушный винт. Во время испытаний была получена скорость около 22 узлов (примерно 40 км/ч). Глиссер показал прекрасную проходимость по порогам и мелям.

Однако путь к этому достижению был нелегок. Туполев непрерывно вел работы сразу по нескольким направлениям. В самолетостроении благодаря усилиям Андрея Николаевича вводился легкий металл — дюраль, или кольчугалюминий. Параллельно в Крыму создавался гидродром — экспериментальная база для испытаний и доводок будущих морских конструкций. Кроме того, он искал способы борьбы с коррозией металла под действием морской воды и созданию водонепроницаемых соединений.

e3169ae7c708f7aef32b9bef35283f22.jpg

Глиссер «АНТ-2» / Фото: tsagi.ru

Свое изобретение конструктор испытывал на Москве-реке лично: «Те, кто был во время испытаний глиссеров с Туполевым, понимали: происходила не только проверка скользившей по речной поверхности конструкции судна, но и самого конструктора, которому важно было померяться силами с ветром, рекой и двигателем, почувствовать себя сильным и крепким, способным вершить большие дела», — так описывают этот процесс в книге «Становление» серии «Творцы науки и техники» Е. И. Рябчиков и А. С. Магид. Ниже в тексте авторы отмечают, что эти испытания утвердили конструктора в мнении о правильности найденной металлической конструкции глиссера.

Глиссер АНТ-2 стал первым отечественным скоростным судном на линии Чебоксары — Васильсурск. А в 1927 г. на нем был совершен поход Москва — Ленинград.




МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: ЦАГИ, А.Н. Туполев, глиссер, АНТ-2, изобретение

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).