Новости / История / Памятные рубежи

9:05 / 05.06.18

100-летие ЦАГИ в истории авиации: сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

100-летие ЦАГИ в истории авиации: сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Первый сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту 144 / Фото: aviarf.ru

5 июня 1969 года на сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144 впервые была достигнута скорость звука. Этот авиалайнер, созданный в эпоху «Гонки вооружений», стал настоящим прорывом для советского самолетостроения. Про него до сих пор говорят, что он опередил не только звук, но и свое время.

Первые шаги по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера были предприняты в конце 1950-хгодов в США, Англии и Франции. В начале 1960-х годов аналогичные работы начал и Советский Союз, проект разрабатывался в ОКБ А.Н. Туполева

А в ЦАГИ развернулись многочисленные исследования основных проблем пассажирского сверхзвука. Наиболее трудоемким этапом стала разработка конструкции крыла — 200 вариантов его конфигурации прошли испытания на базе института. Треугольное крыло с наплывом по передней кромке, спроектированное учеными ЦАГИ и аэродинамиками ОКБ А.Н. Туполева, позволило обеспечить сверхзвуковую скорость самолета с числом Маха, близким 8. 

По аэродинамическому качеству советский самолет значительно превосходил англо-французский проект «Конкорд». На основе исследований ученых ЦАГИ была выбрана компоновка силовой установки, что дало преимущество в аэродинамике и дальности полета.

63a86d9d7c6767d664084213e5aacbf3.jpg

Фото: tsagi.ru

Также в процессе создания было реализовано предложение академика Г.С. Бюшгенса и его коллег из ЦАГИ по использованию интегральных алгоритмов в автоматизированной системе управления. Это обеспечило приемлемый уровень характеристик управляемости самолета вне зависимости от режима полета, центровки и веса.

Узнаваемый вид Ту-144 придала кабина пилотов с изменяемым углом наклона: для улучшения обзора при взлете и посадке «нос» опускался, а в крейсерском полете фиксировался в одной плоскости с фюзеляжем.

Самолет создавался по схеме «бесхвостка». Конструкторы подарили этой почти 200-тонной железной птице переднее горизонтальное оперение. Оно позволило улучшить управляемость лайнера на взлете и посадке. В то же время конструкция Ту-144 не предусматривала закрылки и предкрылки.

Первый полет сверхзвукового пассажирского самолета состоялся 31 декабря 1968 года. 26 июня 1970 года Ту-144 вдвое превысил скорость звука. С 1977 года самолет применялся в грузовых и пассажирских перевозках. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 — пассажирских.

aa54d7b4b0b575d544352493ffc90c36.jpg

Фото: tsagi.ru

Но надеждой советского авиапрома Ту-144 оставался недолго. 3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже с ним произошла первая катастрофа, в 1978 году — вторая. Как следствие — прекращение эксплуатации этой машины, а затем и полное сворачивание программы.

Однако уникальная машина Ту-144 нашла применение в других проектах. Ее задействовали во время проведения исследований солнечных затмений, озонового слоя, фокусированного звукового удара. Эти самолеты стали центрами подготовки космонавтов, тренировавшихся по программе «Буран». В 1983 году летчик-испытатель С.Т. Агапов установил на Ту-144Д тринадцать рекордов мировой авиации, которые не побиты до нынешнего времени.



МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: ЦАГИ, ОКБ А.Н. Туполева, Ту-144, академик Г.С. Бюшгенс, Ле Бурже

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).