Новости / История / Памятные рубежи

12:30 / 31.03.15

31 марта - годовщина первого полета дальнего бомбардировщика ДБ-3

31 марта - годовщина первого полета  дальнего бомбардировщика ДБ-3

ДБ-3 на музейной стоянке / Фото: ru.wikipedia.org

31 марта 1936 г., в день рождения С.В. Ильюшина, дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30) совершил свой первый полет под руководством летчика-испытателя В. К. Коккинаки. 

В этом же году удивительная машина установила сразу 5 мировых рекордов, и позднее не раз выполняла рекордные по дальности перелеты. 

1-0.jpg


Тем не менее, история гласит, что изначально ЦКБ-30 задумывался как бомбардировщик ближнего, а не дальнего радиуса действия. Во время постройки первого опытного образца самолет решено было.. снять с производства – он не выдерживал конкуренции с машинами Туполева. 

Тогда Ильюшин пошел на хитрость, он решил увеличить дальность полета и грузоподъемность ДБ-3, тем самым заполнив нишу дальних бомбардировщиков. Самолет с первых испытаний превзошел самые смелые ожидания: хорошая маневренность и управляемость позволяли даже выполнять на нем «мертвую» петлю. 

М.М. Каганович [слева] и летчик-испытатель В.К. Коккинаки (в центре).jpg

Летчик-испытатель В.К. Коккинаки на фоне ДБ-3 / Фото : legendary-aircraft.blogspot.ru

К началу ВОВ машину существенно модернизировали, и на свет появился модификации (ДБ-3С, ДБ-3Т, Ил-4 и др.) с более мощными моторами. Так, в составе ВВС РККА бомбардировщики ДБ-3Т в августе 1941 нанесли первые удары по Берлину. Как ни странно, до наших дней не сохранилось ни одного самолета этой модели. Все находящиеся в музеях и на постаментах самолеты были восстановлены и собраны энтузиастами авиации.

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников.


Техническая справка


ДБ-3 (ЦКБ-30) — дальний бомбардировщик, разработанный в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина.

Первый полёт опытной машины БДД (ЦКБ-26) выполнен летом 1935 года лётчиком-испытателем В. К. Коккинаки. В 1936 году на самолёте установлено пять мировых рекордов. В серии самолёт получил обозначение ЦКБ-30, или ДБ-3. До начала Великой Отечественной войны началось массовое серийное производство самолётов, а также доработки и постройка опытных машин ЦКБ-30Н-1 и ЦКБ-30Н-2 для выполнения рекордных перелётов.

В дальнейшем были разработаны модификации под более мощные моторы и иной состав оборудования и вооружения — ДБ-3С, ДБ-3Т, ДБ-3М, ДБ-3Ф (Ил-4). Самолётов модификации Ил-4 построено 5256 шт. на 4 авиазаводах СССР.

Самолёты принимали участие в советско-финской войне зимой 1939—1940 года, в Великой отечественной войне и в советско-японской войне в качестве основных дальних бомбардировщиков ВВС РККА, в качестве торпедоносцев в ВВС ВМФ, а также в качестве транспортных самолётов, буксировщиков планеров и разведчиков. ДБ-3 и Ил-4 оказался основным и самым массовым дальним бомбардировщиком в СССР военного периода.

Первые удары по Берлину в ночь на 8 августа 1941 года выполнялись экипажами особой группы, сформированной на базе 1-го мтап ВВС Балтийского флота на переоборудованных самолётах ДБ-3Т. Три группы из 15 машин поднялись с аэродрома подскока острова Эзель после дозаправки и загрузки бомбами (Сааремаа), успешно выполнив боевую задачу. Ночные налёты на Берлин проводились девять раз.

Самолёт отличала строгость в пилотировании. После окончания Великой Отечественной войны все находящиеся в строю самолёты стали поэтапно списывать в связи с заменой на более современные. Несмотря на большое количество построенных бомбардировщиков, до настоящего времени не сохранилось ни одного экземпляра. Все находящиеся в музеях и на постаментах самолёты восстановлены и собраны энтузиастами авиации. 

Характеристики дальнего бомбардировщика ДБ-3


Экипаж, чел     3    
Силовая установка: 2 х М-87А
Мощность, л.с. 2 х 950
Размах крыла, м  21,44
Площадь крыла, м² 65,5
Длина самолета, м14,22
Высота, м 4,19
Масса, кг:пустого - 5270;
взлетная - 
9500
Максимальная скорость, км/ч 439
Дальность, км 3800
Практический потолок, м 9300
Вооружение: 3 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм;
2500 кг бомб


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян 
www.arms-expo.ru
12




Теги: Ильюшин, ДБ-3, ЦКБ-30, первый полет, летчик-испытатель, Коккинаки