Новости / История / Памятные рубежи

17:07 / 21.06.15

Бомбардировщик Ту-22, положивший начало легендарному "семейству" сверхзвуковых машин конструкции КБ Туполева

Бомбардировщик Ту-22, положивший начало легендарному "семейству" сверхзвуковых машин конструкции КБ Туполева

Ту-22М3 / Фото: ТАСС, Дмитрий Рогулин

55 лет назад, 21 июня 1960 года, свой первый полет совершил бомбардировщик Ту-22, положивший начало легендарному "семейству" сверхзвуковых машин конструкции КБ Туполева. За полувековую историю самолет прошел сложный путь модернизации и подвергался десяткам испытаний.

В результате такой "эволюции" ВВС России получили последнюю модификацию - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3.

Данная модель предназначена для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей днем и ночью в любых метеоусловиях. Всего было построено около пятисот Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолета - 2 тысячи км/ч, практическая дальность - 7 тысяч км, практический потолок - 14 тысяч метров. Экипаж - 4 человека. Может нести крылатые ракеты с обычным или ядерным зарядом.

В настоящее время ведется ремонт и модернизация самолетов этой модели, сообщило ТАСС.


Техническая справка


Самолёты серии Ту-22М – передовые для своего времени, технические наработки по которым были затем использованы при разработках как пассажирских, так и боевых машин, по всем авиационным КБ СССР (самолёты 4-го поколения). Самолёт впервые в СССР получил сложный и эффективный комплекс взаимосвязанных как цифровых, так и аналоговых решающих систем АО и РЭО.  

Самолёты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности. Конструкция выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов.  

Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Угол стреловидности поворотных консолей составляет от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки, трёхсекционные интерцепторы, элероны отсутствуют. Интерцепторы отклоняются дифференциально для управления по крену и синхронно — для использования как аэродинамический тормоз. Стабилизатор — цельноповоротный.  

Самолёт имеет фюзеляж типа полумонокок и трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ НК-25. В форкиле установлена ВСУ ТА-6А. 

Первый самолёт Ту-22М0 был построен к середине 1969 года, и 30 августа он совершил свой первый полёт (командир корабля — лётчик-испытатель В. П. Борисов). Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года был запущен в серийное производство. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года. 

Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено около 500 самолётов Ту-22М различных модификаций.  

Летно-технические характеристики 


Размах крыла, м      при стреловидности 20°

34,28

Размах крыла, м      при стреловидности 65°

27,70

Длина самолета, м

42,46

Высота самолета,  м

11,05

Максимальная взлетная масса, т

124

Двигатели

2 х ТРДДФ НК-25

Максимальная скорость полета, км/час

2000

Тактический радиус действия, км

2200

Практический потолок, м

14 000


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru
1


Теги: Ту-22, 55-летие, первый полет, модификация, Ту-22М3

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).