Новости / История / Памятные рубежи

9:26 / 21.05.19

День полярника в России

День полярника в России

В Арктике завершается создание военной инфраструктуры / Фото: kret.defence.ru

День полярника впервые отмечается в России установлен в честь открытия 21 мая 1931 года первой дрейфующей полярной станции "Северный полюс-1".

День полярника в России отмечается 21 мая и в 2013 году праздновался впервые.

С инициативой учреждения Дня полярника в декабре 2012 года выступили члены Совета Федерации, в частности, сенатор, спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров. 25 апреля 2013 года в ходе "прямой линии" президент РФ Владимир Путин поддержал идею учреждения этого профессионального праздника и предложил отмечать его уже в этом году 21 мая.

В Минприроды полагают, что к полярникам можно отнести специалистов, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы, а также жителей районов Крайнего Севера, геологов и океанологов, военнослужащих и газо- и нефтедобытчиков. Общее число граждан России, которые могут быть отнесены к полярникам, насчитывает до двух миллионов человек. Эксперты полагают, что введение нового профессионального праздника позволит повысить престижность работы в Арктике и Антарктике, а также привлечет к работе в полярных районах высококвалифицированные кадры. 

Палаточный лагерь дрейфующей станции Северный полюс-1 / Фото: ru.wikipedia.org


По словам члена комитета СФ по местному самоуправлению и делам Севера Юрия Неелова, День полярника уже много лет стихийно отмечается на Севере и в Арктике.

Причем в одних местностях его празднуют в июне, в других — в сентябре, когда наступает конец экспедиционного сезона.

Дата праздника, 21 мая, выбрана не случайно: в этот день в 1937 году начала работу первая научно‑исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции "Северный полюс", которая позднее была названа "Северный полюс-1" ("СП-1").

Решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции Политбюро ЦК ВКП(б) приняло в феврале 1936 года. Станция предназначалась для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно‑хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелётов советских самолётов и т. п. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолётами с посадкой на лёд. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции "Север‑1" был назначен академик Отто Шмидт.

Начальником полярной станции "Северный полюс‑1" был утверждён Иван Папанин; в персонал станции были включены океанолог Петр Ширшов, геофизик‑метеоролог Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель.

В качестве транспортных самолётов выбрали АНТ‑6 (ТБ‑3) Андрея Туполева, отвечавшие необходимым требованиям по грузоподъёмности и дальности полёта. Четыре таких самолёта, названных "Авиаарктика", были доработаны применительно к арктическим условиям (кабины экипажа сделали закрытыми, улучшили герметизацию самолёта и т. д.).

Российкая полярная станция Барнео расположена в непосредственной близости к Северному полюсу / Фото: ru.wikipedia.org


Командиром лётного отряда и флагманского АНТ‑6 был назначен Михаил Водопьянов. Для разведки погоды и ледовой обстановки в отряд включили также двухдвигательный самолёт АНТ‑7 (Р‑6). Исходная база для броска на полюс была организована на острове Рудольфа, самом северном из островов архипелага Земля Франца‑Иосифа, являющемся ближайшей к Северному полюсу сушей (расстояние — около 900 километров). Туда заблаговременно по морю доставили запасы горючего и продовольствия, был установлен радиомаяк и подготовлен аэродром. Перебазирование отряда самолётов из Москвы на остров Рудольфа ввиду неблагоприятных погодных условий и весенней распутицы на промежуточных аэродромах заняло около месяца (с 22 марта по 19 апреля 1937 года). Летели с посадками в Холмогорах (здесь на самолетах колёсное шасси заменили лыжами), Нарьян‑Маре и на полярной станции Маточкин Шар. Старт на полюс предполагался при установлении благоприятной погоды. В начале мая 1937 года вылетевшие с острова Рудольфа летчики присмотрели ближайшую к Северному полюсу ледяную площадку, годную для посадки. 21 мая 1937 года флагманский самолёт экспедиции поднялся с острова Рудольфа и, перелетев 20 километров за Северный полюс, приземлился на льдину трехметровой толщины, которая имела длину 3,2 километра и ширину 1,6 километр.


На самолете прилетели 13 человек, в том числе четверо полярников. Следующие самолеты задержались, и вся экспедиция выгрузилась на лёд только 5 июня.

6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс‑1", в тот же день самолёты, доставившие на полюс зимовщиков и 10 тонн грузов, отправились в обратный путь.

На льдине осталась четверка исследователей, которых впоследствии стали называть папанинцами, и пес по кличке Веселый. В распоряжении полярников была палатка для жизни и работы, две мачты радиостанций, соединенных антенной, ледяные склады, мастерская, метеорологическая будка, теодолит для измерения высоты солнца, необходимого при определении местонахождения лагеря и скорости дрейфа льда. Предполагалось, что экспедиция будет работать в районе Северного полюса год, в течение которого будут проведены многочисленные эксперименты и исследования.

Каждый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в стандартные сроки наблюдений полярники отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения. 

Станция "СП‑1" пробыла на льдине 274 дня. За это время она была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море, проделав путь в 2050 километров. Под влиянием сильных сжатий льдина, на которой находилась станция, неоднократно разламывалась. Ввиду возникшей угрозы для жизни полярных исследователей было решено прекратить работу станции и эвакуировать людей.

Лыжный поход на Северный полюс организовал Экспедиционный центр Минобороны России / Фото: www.kp.ru


19 февраля 1938 года полярников сняли с льдины ледоколы "Таймыр" и "Мурман". На ледоколе "Ермак" 15 марта их доставили в Ленинград (с 1991 года — Санкт-Петербург).

На станции "Северный полюс-1" был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции "СП‑1" не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надёжные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики.

Члены полярной станции "Северный полюс-1" участвовали в метеорологическом обеспечении перелётов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку, а также последнего полёта экипажа Сигизмунда Леваневского и экипажей, участвовавших в поисках его самолёта.

6 марта 1938 года результаты экспедиции были представлены общему собранию Академии наук СССР и получили высокую оценку от руководства. Всем четверым членам экспедиции присвоили звание Героя Советского Союза.

Станция "Северный полюс‑1" открыла новую эпоху в исследовании Арктики, а данные её наблюдений вошли в золотой фонд науки.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



МОСКВА, РИА Новости
12


Теги: Праздничная дата, профессиональный праздник, День полярника