Новости / История / Памятные рубежи

8:01 / 03.12.15

В Самаре установят памятник истребителю МиГ-23

В Самаре установят памятник истребителю МиГ-23

МиГ-23 / Фото: army.lv

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех установит памятник легендарному многоцелевому истребителю МиГ-23. Инициатором установки стало руководство самарского предприятия «Технодинамики» «Авиаагрегат». Установка памятник будет установлен на Заводском Шоссе. Работы будут осуществлены за счет предприятия.

В настоящее время рассматривается возможность передачи на баланс администрации городского округа Самара нелетающего образца самолета МиГ-23. оплату расходов на проведение демилитаризации и доставки планера истребителя с аэродрома Кубинка Московской области до Самары с последующей установкой его в качестве памятника возьмет на себя «Авиаагрегат».

«Советский фронтовой истребитель МиГ-23 был разработан в 1960-е годы, на замену истребителя МиГ-21, а тогда ОКБ А.И. Микояна начало проявлять интерес к самолетам с крыльями изменяемой геометрии, которые обладали заметным преимуществом»
Проект по созданию памятника легендарному самолету-бойцу был поддержан молодежными патриотическими и ветеранскими организациями, объединяющими в своих рядах ветеранов военных действий, летчиков-испытателей и сотрудников авиационно-космических предприятий.

«Со времен Великой Отечественной войны Самара по праву считается авиационно-космической столицей страны. Памятник штурмовику Ил-2 давно является визитной карточкой города. Однако авиационно-космическая отрасль активно развивалась в Самаре и в послевоенное время. На авиационных предприятиях города трудятся десятки тысяч людей, поэтому необходимо установка нового памятника давно », - говорит генеральный директор «Авиаагрегата» Павел Майоров. Он считает, что памятник еще раз подчеркнет преемственность российского и советского авиастроения, и напоминает, что «Авиаагрегат» производил шасси в том числе и для этого типа воздушного судна.

Советский фронтовой истребитель МиГ-23 был разработан в 1960-е годы, на замену истребителя МиГ-21. Тогда ОКБ А.И. Микояна начало проявлять интерес к самолетам с крыльями изменяемой геометрии, которые обладали заметным преимуществом. По взглядам военных, при полномасштабной войне крупные аэродромы с бетонными взлетно-посадочными полосами (ВПП) станут слишком уязвимы, и поэтому нужны самолеты, способные эксплуатироваться с укороченных ВПП. На истребителе МиГ-23 было установлено крыло изменяемой стреловидности для того, чтобы улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета. Первый полет на таком самолете был совершен в 1967 году летчиком-испытателем А. В. Федотовым.

Справочная информация


АО «Авиаагрегат» образовано в июне 1932 года. Является крупнейшим разработчиком и производителем шасси для гражданских, транспортных и военных самолетов и вертолетов в России. С 2009 года входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех.  Количество сотрудников предприятия превышает 1900 человек. Средняя заработная плата составляет более 32 тыс. руб. Согласно годовому отчету за 2014 год, выручка от реализации продукции составила 2,3 млрд руб., чистая прибыль - 238 млн. руб.

Холдинг «Технодинамика» специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании систем и агрегатов воздушных судов. Кроме того, холдинг производит детали и агрегаты для таких отраслей промышленности как нефтяная и газовая, автомобилестроение, транспорт, энергетика. «Технодинамика» включает в себя 36 предприятий, расположенных по всей стране – в Москве, Московской области, Уфе, Самаре, Екатеринбурге, Архангельской области и других регионах России. Холдинг входит в состав Госкорпорации «Ростех».

Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Вертолеты России, ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн руб. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд руб.

Об этом сообщила пресс-служба холдинга "Технодинамика".


Техническая справка


МиГ-23

История создания этого самолета началась в 1961 г., когда ОКБ А. И. Микояна приступило к работам над истребителем нового поколения, условно названным "МиГ-23" и призванным заменить МиГ-21, в то время только начавший поступать на вооружение ВВС.

Первоначально новый самолет предполагалось создать с использованием ряда элементов конструкции предшественника. Прототип такой машины Е-8/1, пилотируемый летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым, впервые поднялся в воздух 17 апреля 1962 г. Самолет был выполнен по модной сегодня схеме "продольный триплан". Его особенностями стали небольшое переднее горизонтальное оперение и подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник.

В соответствии с модой того времени, пушечное вооружение отсутствовало, т. к. считалось, что самолет будет применяться, главным образом, для сверхзвукового перехвата скоростных высотных целей, поражая противника ракетами в первой же атаке (при М"1 вероятность выхода в повторную атаку была слишком мала). Ведению маневренного боя на дозвуковой скорости особого значения не придавали, считая, что сверхзвуковому ракетоносцу, действующему в соответствии с правилом "бей и беги", не нужно втягиваться в "карусель" на виражах.

Во время одного из испытательных полетов 11 сентября 1962 г. произошла авария. Мосолов катапультировался и получил тяжелые травмы, а самолет был потерян. К тому времени уже почти два с половиной месяца летала вторая опытная машина Е-8/2, но после аварии Мосолова дальнейшие работы по теме Е-8 решили прекратить.


Практически сразу же после прекращения работ по Е-8 ОКБ Микояна приступило к созданию совершенно нового фронтового истребителя. Первоначально реализовать программу предполагалось в два этапа. На первом планировалось создать самолет с треугольным крылом и перспективным двигателем Р-27Ф-300. Максимальная скорость должна была достигать 2700 км/ч (почти как у МиГ-25), что предполагало применение новых конструкционных материалов и технологий.

Машину собирались оснастить новой РЛС "Сапфир-23" и двумя-четырьмя всеракурсными ракетами средней дальности К-23. Следует заметить, что ранее все фронтовые истребители советских ВВС вооружались лишь пушками и УР малой дальности, а ракетами средней дальности оснащались лишь перехватчики ПВО, предназначенные для борьбы с неманевренными самолетами. Как и МиГ-21, новый истребитель должен был эксплуатироваться с грунтовых аэродромов или бетонных ВПП 2-го класса.

Однако постоянно меняющиеся взгляды на боевое применение авиации привели к дальнейшему ужесточению требований к взлетно-посадочным характеристикам (ВПХ) тактических самолетов. Под влиянием таких взглядов ОКБ совместно с ЦАГИ подготовили предложения по второму этапу работ программы МиГ-23, в ходе которого предстояло создать более совершенный самолет, способный эксплуатироваться с укороченных ВПП. Достичь этого можно было двумя путями: за счет применения подъемных двигателей (ПД) или использования крыла с изменяемой стреловидностью. Оба эти направления в то время вошли в моду у нас и за рубежом.

ЦАГИ, опираясь на большой объем фундаментальных исследований, настойчиво рекомендовал использование крыла изменяемой геометрии. Применение такого крыла позволяло создать многорежимный боевой самолет, способный решать задачи фронтового истребителя, истребителя-перехватчика и маловысотного истребителя-бомбардировщика.

МиГ-23 в период проектирования рассматривался как ограниченно маневренный самолет, как и перехватчик МиГ-25П. Это отличало новую машину от МиГ-21, рассчитанного на максимальную эксплуатационную перегрузку 7,0-8,5 (в зависимости от модификации), и в дальнейшем создало много проблем.

Вероятно, облик нового МиГа формировался и не без западного влияния. На командование ВВС и политическое руководство страны произвели большое впечатление расчетные характеристики и многорежимность американского истребителя-бомбардировщика F-111, оснащенного крылом с изменяемой стреловидностью. Однако самолет, который создавался в ОКБ Микояна, в отличие от американской машины, оставался одноместным и имел значительно меньшую массу.


Улучшение ВПХ перспективного истребителя путем применения подъемных двигателей имело меньшее число приверженцев среди представителей науки, хотя и поддерживалось рядом авторитетных специалистов. В результате было решено параллельно с созданием истребителя с изменяемой геометрией крыла строить МиГ с дополнительными ПД.

К техническому проектированию МиГ-23 "второго этапа" в ОКБ Микояна приступили в 1964 г. Машина с крылом изменяемой геометрии получила обозначение "23-11". Проектирование истребителя "23-11" велось быстрыми темпами. Работы еще более ускорились после выхода в 1965 г. приказа МАП, определившего их основные направления. Этим документом создание механизма поворота крыла поручалось МКБ "Родина" (главный конструктор Селиванов). В январе-марте 1966 г. завершилась подготовка эскизного проекта самолета. Техническое руководство программой было возложено на А. А. Андреева.

Первый раз самолет поднялся в небо 9 июля 1967 г. - эту дату можно считать днем рождения МиГ-23.

Вскоре к первому самолету присоединились машины "23-11/2" (ведущий инженер Ю. Н. Федулов) и "23-11/3" (ведущий инженер А. Н. Сошин). На последнем самолете впервые установили РЛС "Сапфир-23". Работа по испытанию сложного и капризного радиолокационного комплекса велась с большим напряжением, в три смены.

Первый серийный вариант истребителя МиГ-23 (23-11, изд.2) имел штатную систему вооружения С-23 в составе РЛС "Сапфир-23Л", теплопеленгатора ТП-23 и прицела АСП-23Д. Вооружение: две ракеты средней дальности Р-23Р или Р-23Т и две ракеты малой дальности Р-3С (позднее - Р-60).

Был разработан так же вариант МиГ-23 (23-41) - опытный вариант истребителя с принципиально другой силовой установкой - ТРДФ АЛ-21Ф-3 тягой 11500 кгс конструкции ММЗ "Сатурн" (Генеральный конструктор А.М. Люлька).

1-н.jpg

Тактико-технические показатели

 

Модификация

  МиГ-23

Размах крыла, м

 

  минимальный

  7.78

  максимальный

  13.97

Длина, м

  16.71

Высота, м

  4.50

Площадь крыла, м²

 

  при угле стреловидности 16

  37.27

  при угле стреловидности 72

  34.16

Масса, кг

 

  пустого

  10690

  нормальная взлетная

  15500

  максимальная взлетная

  18200

  топлива

  4090

Тип двигателя

  1 ТРДФ Р-27Ф2М-300

Макс. тяга, кгс

  1 х 10000

Максимальна скорость, км/ч:

 

  у земли

  1350

  на большой высоте

  2500

Практическая дальность, км

 

Практический потолок, м

  18000

Макс. эксплуатационная перегрузка

  8

Экипаж, чел

  1

Вооружение:

две ракеты средней дальности Р-23Р или Р-23Т и две ракеты малой дальности Р-3С (позднее - Р-60)

Фотографии помещены на сайте авиационной энциклопедии "Уголок неба"

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru
12