Новости / Политика и общество

7:30 / 13.01.14

О необходимости повышения роли политических партий в сфере противодействия терроризму


Фото пресс-службы МВД РФ

Террористические акты в Волгограде накануне нового 2014 года, унесшие десятки жизней снова вызвали жаркие споры среди экспертов, политиков и простых людей о путях обеспечения безопасности граждан в сфере противодействия террористической угрозе.

 

Все претензии, а порою и гнев общества и политиков, по сути, свелся к проблеме неэффективной деятельности специальных служб и органов правопорядка.

 

О проблемах повышения роли политических партий в сфере противодействия терроризму рассуждает кандидат политических наук, Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев.

 

У нас в России спецслужбы вообще существуют? – писали в те дни возмущенные блоггеры в социальных сетях. Учитывая настроения общества, не отставали и политики разных рангов.

 


Фото пресс-службы МВД РФ

Лидер фракции «Единой России» Владимир Васильев

 

Так, например,

 

В. Васильев, сразу же после информации о повторном теракте в Волгограде заявил о намерении депутатов Госдумы сразу после новогодних каникул провести «правительственный час» с участием руководителей силовых ведомств и спецслужб.

 


Фото пресс-службы МВД РФ

Секретарь генсовета «ЕР» и вице-спикер Сергей Неверов

 

А Сергей Неверов добавил, что депутаты хотят услышать, «какие еще необходимо дать инструменты и какие предоставить возможности нашим специалистам и силовикам, чтобы не допустить впредь подобные ситуации».

 

И так, высшие представители «партии власти» в Государственной Думе решили, что их роль сводится только к работе по совершенствованию системы законодательного обеспечения антитеррористической деятельности силовых и специальных служб. Но насколько справедливо и правильно такое суждение с точки зрения построения эффективной национальной антитеррористической системы?

 

Сразу хотелось бы заметить, что спецслужбы и силовые структуры находятся под управлением органов государственной власти, которые, в свою очередь, формируются из представителей ведущих политических партий страны.

 


Фото пресс-службы МВД РФ

А кого определяют в этом случае ответственным наши руководящие документы?

 

Первое.

В Федеральном законе «О противодействии терроризму» в статье 5 говорится о том, что основные направления государственной политики в области противодействия терроризму определяет Президент России.

 

Глава государства также определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет по борьбе с терроризмом.

 


Фото пресс-службы Кремля

В свою очередь Правительство Российской Федерации:

 

  • определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму
  • организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма
  • организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами

 

Кроме этого законом определено, что Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

 


Фото arms-expo.ru

Второе.

 

Статьей 104 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года определено, что Государственная политика в области противодействия терроризму формируется Национальным антитеррористическим комитетом - межведомственным органом, обеспечивающими координацию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере.

 

Третье.

 

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации определено, что «субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий».

 

То есть, получается, что с точки зрения права, виноватыми в низкой антитеррористической защищенности граждан являются все: Президент, Правительство, органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, общественные организации и сами … граждане, а не только спецслужбы!

 

Однако, на мой взгляд, такое положение вещей стало возможным в отсутствии в наших руководящих документах различения трех понятий (или направлений деятельности), которые являются слагаемыми, или если хотите, тремя китами национальной антитеррористической системы:

  • «борьба с терроризмом»
  • «противодействие терроризму»
  • «антитеррористическая политика»

 

А ведь именно закрепление такого различения, на мой взгляд, позволяет, во-первых, четко определить задачи всем элементам политической и государственной системы. Во-вторых, создает условия для построения и повышения эффективности национальной антитеррористической системы.

 


Фото arms-expo.ru

Поэтому, мною предлагается в национальной антитеррористической системе выделять три направления:

 

  • Силовое, то есть «борьба с терроризмом» – работа силовых структур по пресечению террористической деятельности, розыск, поимка или ликвидация террористов и их пособников.
  • Организационно-административное, то есть «противодействие терроризму» – деятельность органов государственной и муниципальной власти по профилактике появления и роста террористической угрозы.
  • Политическое, то есть проведение антитеррористической политики – деятельность парламентских политических партий по обеспечению стабильности политической системы, формированию антитеррористического сознания, противодействие идеологии террористов и экстремистов.

 

Под антитеррористическим сознанием я понимаю как часть политического сознания граждан по неприятию идеологии террористов и негативному отношению к террористической деятельности. Для наглядности сведем все рассуждения к табличной форме.

 


Иллюстрация автора.

 

В рамках статьи невозможно дать полный комментарий к таблице, но в то же время наглядно видно, что спецслужбы не могут и не должны работать за все политические и государственные институты в сфере противодействия терроризму.

 

Обратим внимание на то, что политические партии, являясь важнейшими элементами политической системы, не только не имеют права быть просто помощниками спецслужб в общенациональной борьбе с терроризмом, но обязаны формировать в стране эффективную антитеррористическую политику.

 

И чем больше та или иная партия завоевывает голосов на выборах в органы власти, тем выше становится ее ответственность за формирование и проведение политики в сфере противодействия терроризму.

 

Поэтому на съездах политической партии «Единая Россия» в речах ее руководителей хотелось бы услышать не только отчеты об удачно проведенной выборной кампании, но и о задачах партии по проведению эффективной партийно-политической работы в сфере обеспечения безопасности граждан страны.

 

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).