Новости / Политика и общество / Государство

5:00 / 13.10.19

Андрей Бочкарев: К 2023 году 90 процентов москвичей будут иметь подземку в пешей доступности от дома

Андрей Бочкарев: К 2023 году 90 процентов москвичей будут иметь подземку в пешей доступности от дома

Руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев / Фото: ekogradmoscow.ru

Москвичи помнят, как еще недавно в столице появлялось от силы две-три новые станции метро в год. Но к хорошему привыкают быстро. И вот уже в прошлом году было введено в эксплуатацию 17 станций, на текущий год намечено построить 14, и горожане воспринимают это как норму.

Андрей Бочкарев (на переднем плане) на стройплощадке Большой кольцевой линии. Фото: Сергей Михеев

Андрей Бочкарев (на переднем плане) на стройплощадке Большой кольцевой линии / Фото: "РГ", Сергей Михеев

Между тем по масштабам строительства Москва уже вышла на лидируюцие в мире позиции. Как строителям это удалось? Что меняют в жизни города такие темпы метростроения? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем департамента строительства Москвы Андреем Бочкаревым.

Ветки растут

- Андрей Юрьевич! Что все-таки позволило столице сделать рывок в сооружении метро за такое короткое время?

Принятая восемь лет назад Мэром столицы Сергеем Собяниным программа развития Московского метрополитена дала положительный результат. Были мобилизованы огромные трудовые и технические ресурсы. Москвичи видят только то, что происходит на поверхности. И это правильно. Но видимая часть представляет лишь мизерный объем от всей стройки. Для того же, чтобы она вовремя начиналась и вовремя завершалась, требуется большая планомерная работа всего города. И прежде всего, конечно, финансирование. Строители в Москве знают, что все объекты, заложенные в адресно-инвестиционную программу, будут профинансированы бюджетом точно в срок. Причем не только вводные, но и те, над которыми ведется работа, что называется, в задел, так как эта программа в Москве утверждается на три года. Развитие транспортной инфраструктуры и прежде всего метро - для правительства Москвы ключевой приоритет. В частности, на 2019-2021 годы запланировано ввести 70 километров новых линий и 27 станций, плюс три электродепо.

В свою очередь мы стараемся тратить выделенные средства максимально эффективно. Например, отказались, там где это возможно, от строительства станций глубокого заложения и вместо них строим на меньшей глубине. Себестоимость у станций мелкого заложения намного дешевле, да и строятся они быстрее. А значит, на одни и те же деньги можно выполнить гораздо больше работ. Отсюда и результат. Если за все время существования подземки (с 1935 по 2010 год) было построено 182 станции, то только с 2011-го - уже 50.

В настоящее время строится 35 станций. Проектируются новые линии и станции, строительство которых запланировано на 2023-2027 годы.

- Восемь новых станций введены уже с начала этого года...

Да, 3 июня на юго-востоке столицы открылся участок Некрасовской линии с четырьмя станциями - от "Некрасовки" до "Косино". Благодаря ей пассажиры сейчас экономят во время своих поездок до 40 минут в день. А 20 июня были запущены еще четыре станции на Сокольнической линии: от "Саларьево" до "Коммунарки".

Основные строительно-монтажные работы на втором участке Некрасовской ветки от "Косино" до "Авиамоторной" мы планируем завершить до конца года. Подготовим к пуску и две станции на Большой кольцевой линии - "Авиамоторную" и "Лефортово".



"Мичуринский проспект" - одна из 17 станций, открытых в 2018 году / Фото: ТАСС,  Михаил Терещенко


- Какие радиальные линии будут продлены в ближайшее время?

Работы по продлению Люблинско-Дмитровской ветки к поселку Северный уже стартовали. Этот участок пройдет вдоль Дмитровского шоссе и снизит транспортную нагрузку как с этой магистрали, так и с прилегающих улиц Широкой и Череповецкой. Там планируется открыть три новые станции: "Улица 800-летия Москвы", "Лианозово" и "Физтех". Сокольническая ветка пройдет дальше в ТиНАО: от "Коммунарки" до станции Потапово - это еще 2,3 километра. Рабочее название станции на данный момент - "Новомосковская". Построят ее в районе пересечения автомагистрали Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе с улицей Александры Монаховой. В настоящее время ведется работа по утверждению проекта планировки этой территории.

«На 2019-2021 годы запланировано ввести 70 километров новых линий, 27 станций, 3 электродепо»

- Правда ли, что Солнцевская линия дойдет прямо до аэропорта Внуково?

- Правда. В отличие от других столичных аэропортов Внуково не только место, откуда летают самолеты, но и населенный пункт в границах Москвы. Станция, которую мы планируем там построить, улучшит транспортное сообщение для его жителей и для населения близлежащих поселков. Когда метро пришло в Рассказовку и до Внукова осталось всего несколько километров, мэр города Сергей Семенович Собянин посчитал, что было бы неправильным оставлять людей без своей станции. Так было решено построить на этом отрезке станции "Пыхтино" и "Внуково". Срок их ввода намечен на 2022 год.

У кольца начало есть и виден конец

- Особые надежды москвичи связывают со строящейся Большой кольцевой линией. И это понятно: ведь у многих из них отпадет необходимость ехать на метро в центр города только для того, чтобы пересесть с одной линии на другую. Как идет его строительство? Скоро ли замкнется второе метрокольцо?

Напомню: Большая кольцевая линия будет самой большой в мире - длиной 70 км, на ней расположится 31 станция. Первые шесть станций - от "Делового центра" до "Савеловской" мы запустили в 2018 году. Как я уже говорил, на подходе еще две - "Авиамоторная" и "Лефортово". Все остальные находятся в процессе строительства. Но поскольку степень готовности у всех различная, вводиться кольцо будет и дальше участками, а замкнуть его мы планируем в 2022 году.

В БКЛ будет интегрирована Каховская линия. Там идет замена облицовки стен и платформ, обновление путей, впереди - строительство дополнительного перехода между станциями "Каховская" и "Севастопольская". Проект также предполагает реконструкцию станций "Варшавская" и "Каширская", плюс строительство соединительной ветки с депо "Замоскворецкое".

- В районе Фили-Давыдково большое количество пятиэтажек попали в программу реновации. Прежде там станции подземки по соседству не было, а теперь, когда населения прибудет, появится?

Строительство станции "Давыдково" Большой кольцевой линии идет полным ходом. Она должна быть достроена до конца 2021 года.

- Уже в ноябре москвичам обещают запустить два первых Московских центральных диаметра. Как они будут связаны с метро? Предусмотрены ли удобные пересадки?

Шесть станций Большой кольцевой линии будут связны с МЦД-1 и МЦД-2. Пассажиры подземки с БКЛ смогут пересесть на МЦД-1 на Савеловском вокзале и станции "Кунцево". А с "Шереметьевской", "Ржевской", "Текстильщиков" и "Печатников" легко попадут на станции МЦД-1 "Марьина Роща", "Ржевская", "Текстильщики" и "Печатники" соответственно. Кроме того, с БКЛ будет еще 23 пересадки на другие линии метро, 4 на МЦК и 11 на линии железной дороги.

«После 2023 года начнется строительство Бирюлевской линии, которая соединит западное и восточное Бирюлево и ТиНАО»

- В Москве с недавних пор проходка перегонных тоннелей ведется в том числе и десятиметровыми щитами вместо традиционных шестиметровых. Насколько новшество оправдывает себя?

- Проходческие щиты большого диаметра - около десяти метров - позволят в одном тоннеле прокладывать сразу два пути в обоих направлениях. Платформы при таком способе строятся берегового типа. В Европе эта технология широко распространена. Строительство при ней ведется быстрее, так как один большой тоннель строить проще, чем два поменьше. К тому же это более выгодно экономически. Ведь при обслуживании щита-гиганта требуется меньше оборудования для вывоза грунта, меньше и всей соответствующей инфраструктуры - освещения, вентиляции, подвоза тюбингов и т.д. Мы испытали большие щиты на строительстве второго участка Некрасовской линии - от станции "Косино" до "Нижегородской" - и почувствовали все эти преимущества на практике. Сооружение этого участка 10-метровым щитом закончилось 16 июля. В сентябре стартовала проходка двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ - от тупиков за станцией "Карамышевская" до станции "Аминьевское шоссе". Восточный участок БКЛ от станции "Каширской" до "Текстильщиков" также будет построен 10-метровым проходческим комплексом.

- Некрасовская линия порадовала москвичей лифтами. Ими теперь оборудуют все новые станции?

Да, все новые станции строятся с подъемниками.

«574 километра составит протяженность метрополитена Москвы к 2024 году, количество станций возрастет до 310»

- Недавно председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская рассказала "РГ", что городские власти вернулись к вопросу строительства на БКЛ станции "Суворовская" - пересадочной "Достоевской" Люблинско-Дмитровской линии. Ее проект в свое время решили отложить, но сейчас, в связи с реконструкцией спорткомплекса "Олимпийский", вновь рассматривают. Решена ли судьба этой станции?

- Это сложный проект, предусматривающий работы на действующей Кольцевой линии метро. Сначала мы построим платформу станции "Суворовская", от нее переход на станцию "Достоевская", вестибюль и наклонный тоннель для эскалаторов. А в ходе дальнейших работ предполагается увеличить диаметр тоннелей в границах станционного комплекса. При этом сами станции закрываться не будут. Фактически работы будут вестись вручную. Так что окончание строительства можно ожидать не ранее 2023 года.

Новая Москва все ближе

- Всего семь лет прошло после присоединения к столице новых территорий, а туда пришли уже две линии метро. Говорят, и на этом город не остановится?

Действительно, на территории Новой Москвы в настоящее время действуют 8 станций подземки: "Говорово" и "Рассказовка" Солнцевского радиуса и "Румянцево", "Саларьево", "Филатов луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Коммунарка" Сокольнической линии. А в этом году началось строительство Коммунарской линии, которая протянется от станции "Севастопольский проспект" через юго-запад столицы за МКАД на присоединенные территории и дойдет до Троицка. Протяженность этой линии будет более 30 километров, на ней разместятся 16 станций. После 2023 года начнется еще и строительство Бирюлевской линии.

- Жители Бирюлево ждут прихода метро с советских времен...

В Генплане развития Москвы до 2025 года линия в этот район была заложена. И вот недавно поручено подготовить проект ее планировки. Уже известно, что пройдет она от строящейся станции "Кленовый бульвар" Большой кольцевой линии и соединит районы Бирюлево Западное и Бирюлево Восточное и ТиНАО. Такое решение приняла градостроительно-земельная комиссия под руководством Сергея Собянина. Появление линии улучшит транспортное обслуживание 840 тысяч местных жителей и 470 тысяч приезжающих на работу в районы Нагатинский Затон, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное, Южное Бутово и поселения ТиНАО. Дорога в подземке станет короче на 20-30 минут. А нагрузка на Серпуховско-Тимирязевскую и Замоскворецкую линии, которыми сейчас пользуются жители Москвы, уменьшится.

- Мэр города Сергей Собянин сказал, что Москва ставит перед собой задачу удвоить протяженность метро в городе - с 300 до 600 км. Насколько это реально и когда может быть осуществлено?

Напомню, в 2010 году протяженность линий Московского метрополитена составляла порядка 300 километров. С 2011 по 2019 год (с учетом МЦК) было построено 155 километров линий и 81 станция. Таким образом, сегодня московская подземка представляет собой сеть из 14 линий общей протяженность 455 километров. К 2024 году их длина увеличится до 574 километров, а количество станций возрастет до 310. Еще 66 километров линий и 26 станций мы намерены построить до 2027 года. Все четко просчитано, и все абсолютно реально.

Беседовала Любовь Проценко,


МОСКВА, "Российская газета"
12



Оригинал


Теги: Андрей Бочкарев, транспорт, общественный транспорт, столица, Москва, расширение московского метро