Новости / Наука и производство / Предприятия

18:00 / 25.05.19

100-летие ЦАГИ в истории: гидроканал и гидродинамическая лаборатория

100-летие ЦАГИ в истории: гидроканал и гидродинамическая лаборатория

Гидроканал ЦАГИ / Фото: club.foto.ru

Самолеты-амфибии, гидросамолеты, скоростные суда, экранопланы, образцы морских вооружений — все эти объекты проходят обязательные испытания в гидроканале Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Одна из главных исследовательских лабораторий института, созданная 30 апреля 1930 года, находится на передовом рубеже науки без малого 90 лет.

bf2ff618b48112bec62a7cad0e35f28f.jpg

Строительство гидроканала ЦАГИ / Фото: tsagi.ru

Гидроканал стал одной из первых крупных экспериментальных установок ЦАГИ. 24 июня 1925 года Президиум Госплана одобрил проект гидродинамической лаборатории с собственным зданием и гидроканалом длиной 200 м. Проектирование и строительство опытового бассейна происходило в очень сжатые сроки. Еще до решения о создании новой лаборатории под руководством А.Н. Туполева была разработана необходимая документация, поэтому летом того же года были проведены все земляные работы, уложено бетонное основание, возведены перекрытия здания. В январе 1927 года гидроканал, за исключением доков, наполнился водой. Далее шла укладка рельсового пути, строительство буксировочной тележки и монтаж силового и измерительного оборудования. Через несколько недель после открытия нового объекта экспериментальной базы здесь начались систематические исследования, объем и содержание которых быстро возрастали.

d72997907dd4c4ae637b98f2328cc814.jpg

Строительство гидроканала ЦАГИ / Фото: tsagi.ru

С тех пор эксперты института участвовали в проектах самой разнообразной направленности, в том числе — в создании самого эффективного противопожарного самолета в мире — многоцелевой амфибии Бе-200. А также его важнейших частей — системы забора воды и системы сброса воды над очагами возгораний. Летательный аппарат демонстрирует высокие показатели эффективности и пользуется спросом как в России, так и за рубежом.

Другим важным практическим результатом гидродинамиков ЦАГИ стала разработка автоматически управляемых гидродинамических интерцепторов для скоростных глиссирующих судов. Они не имеют аналогов и используются на современных отечественных аппаратах. В результате их применения снизилось общее сопротивление судна, килевая качка уменьшилась в 1,5–2, а бортовая — в 6–8 раз.

Кроме того, ученые института проводят исследования для разработки ракет-торпед нового поколения, существенно превосходящих предыдущие образцы по всем основным тактико-техническим показателям. Гидродинамики ЦАГИ разработали передовые методы стабилизации траектории ракет при движении под водой. В настоящее время гидродинамическая лаборатория проводит исследования новейших образцов современной техники.

Несмотря на свой солидный возраст, гидроканал остается главным элементом экспериментальной базы ЦАГИ для исследования гидродинамических характеристик моделей при их движении над водой, по поверхности воды и под водой. Заложенные почти 90 лет назад удачные технические решения до сих пор позволяют ему находиться на мировом уровне.



МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: Гидроканал, ФГУП «ЦАГИ», исследовательская лаборатория, А.Н. Туполев, Бе-200