Новости / Наука и производство / Предприятия

10:01 / 28.10.19

100-летие ЦАГИ в истории: сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-109

100-летие ЦАГИ в истории: сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-109

Модель Су-27 в аэродинамической трубе Т-109 / Фото: tsagi.ru

С 1 по 10 октября 1953 года состоялись первые пробные пуски большой сверхзвуковой аэродинамической трубы периодического действия Т-109. Установка и ее корпус были сооружены в сжатые сроки — за три года. Ввод Т-109 в работу обеспечил прорыв в развитии отечественной сверхзвуковой авиации и ракетостроения на многие годы вперед.

Необходимость создания такой установки была продиктована самим временем: шло активное развитие сверхзвуковой авиации и прорывное ракетостроение. У истоков ее создания стояли академик С.А. Христианович, О.В. Лыжин, С.А. Аристархов, В.Г. Книвель и многие другие известные специалисты ЦАГИ. Благодаря своим уникальным параметрам аэродинамическая труба (АДТ) Т-109 и сегодня является стратегическим объектом национальной технологической базы России. В ней можно проводить все известные виды аэродинамических испытаний. Без данной установки невозможно создание новых образцов сверхзвуковой ракетной и авиационной техники в Российской Федерации.

b001c68da7d6bc8ac3cfbfcb3b6f5e61.jpg

Внешний вид аэродинамической трубы Т-109 / Фото: tsagi.ru

За время своего существования аэродинамическая труба Т-109 постоянно совершенствовалась и развивалась. Первые десять лет шел этап наладки режимов работы установки, создания базовых методик проведения испытаний. Второй этап жизни АДТ связан с внедрением новейших на тот момент измерительных технологий, в том числе первых в ЦАГИ тензометрических весов. Здесь же была разработана вся методика тензометрического весового эксперимента. С середины 1970-х гг. по 1989 г. шла коренная модернизация основного технологического оборудования и автоматизация эксперимента в трубе. 

В результате этой модернизации в Т-109 было создано и отлажено регулируемое сопло, что позволило непрерывно изменять число М от 0.4 до 4.0. А также — проведен ряд других не менее важных работ. На следующем этапе, продлившемся до 2007 г., в практику аэродинамического эксперимента в сверхзвуковой трубе внедрялись новые измерительные, информационные и цифровые технологии. Завершилась полная автоматизация эксперимента. А также был введен в работу измерительно-вычислительный и управляющий комплекс нового поколения. Все это позволило практически полностью автоматизировать эксперимент в Т-109, значительно повысить экономическую эффективность установки и получить новое качество измерений.

Современный этап развития большой сверхзвуковой аэродинамической трубы связан с модернизацией ее основных технологических элементов, выработавших свой ресурс. В настоящее время успешно завершены работы по реконструкции регулируемого сопла и механизма изменения углов атаки и скольжения. Выполнение всех запланированных работ по реконструкции Т-109 позволит обеспечить проведение высокотехнологичных экспериментальных исследований современных летательных аппаратов в этой трубе на многие годы вперед.




МОСКВА, Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
21


Оригинал

Теги: ФГУП «ЦАГИ», Т-109, большая сверхзвуковая аэродинамическая труба

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).