Новости / Наука и производство / Предприятия

15:32 / 03.04.17

Арсений Брыкин: «Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная смена правил игры»

Арсений Брыкин: «Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная смена правил игры»

Заместитель генерального холдинга «Росэлектроника» Арсений Брыкин / Фото: кадры-опк.рф

Правила контрактации и ценообразования в оборонно-промышленном комплексе необходимо менять, так как они давно устарели и не соответствуют современным экономическим реалиям. С таким заявлением выступил на расширенном заседании Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ председатель координационного совета разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения «Союзмаша России», заместитель генерального директора АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин. 

В докладе он обратил внимание на слишком длинные сроки размещения государственного оборонного заказа и дальнейшего заключения контрактов с предприятиями, участвующими в работах. При этом действующая практика ценообразования не учитывает инвестиции компаний в науку и освоение новых производств, фактически приравнивая разработку новых уникальных технологий к поставкам серийных изделий, отметил докладчик. 

«На сегодняшний день бюрократические процедуры, связанные с реализацией гособоронзаказа, занимают полгода и более, - рассказал Арсений Брыкин, – то есть на протяжении минимум 6 месяцев производство фактически простаивает. Все это время идут «бумажные» мероприятия, связанные с размещением госзаказа, закупочными процедурами и заключением контрактов, денежными вопросами, снятием разногласий по договорам. Такая практика ставит под угрозу сроки выполнения ГОЗ и чревата снижением качества продукции, так как предприятия вынуждены экстренными темпами потом наверстывать упущенное время». 

Согласно исследованиям, проведенным координационным советом разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения «Союзмаша России», только процесс привлечения заемных денежных средств предприятиями для обеспечения работ в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223 может занимать до 4 месяцев. Согласительные процедуры с заказчиком по цене и срокам могут длиться от 1 до 7 месяцев. Еще 3-4 месяца требуется на заключение контрактов с предприятиями 1,2 и 3 уровня кооперации. В итоге сроки выхода на испытания и сдачи работ массово сдвигаются «вправо», что закономерно порождает претензии со стороны заказчиков и правоохранительных органов. 

Отдельной корректировки требуют правила ценообразования на продукцию ГОЗ, которые действуют с 2006 года и не соответствуют реалиям рынка, напомнил участникам заседания Арсений Брыкин. Сейчас цены на передовые разработки и серийную продукцию продолжают формироваться по одним и тем же нормативам, хотя очевидно, что создание новых технологий – процесс более трудоемкий и затратный. В результате рентабельность НИОКР становится почти нулевой, что создает препятствия для разработок по-настоящему инновационных продуктов. 

Проведенный анализ также свидетельствует, что оборонно-промышленные компании существенно ограничены в возможностях инвестирования в науку и производство – по действующим нормативам эти затраты не могут учитываться при формировании цен на услуги и продукцию. При этом формула расчета плановой прибыли фактически заставляет предприятия наращивать издержки - чем они выше, тем прибыльнее становится работа, отметил автор доклада. 

«Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная и согласованная всеми сторонами выполнения ГОЗ смена правил игры. Для этого положение о государственном регулировании цен в рамках ГОЗ, которое сейчас разрабатывает ФАС России, необходимо закрепить на уровне Постановления Правительства РФ. Следующим шагом должна стать гармонизация многочисленных локальных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые регламентируют сферу гособоронзаказа», - подытожил Арсений Брыкин. 

Как прозвучало в ходе заседания, прежде всего, должны быть пересмотрены процедуры, регулирующие закупки при выполнении ГОЗ. Необходимо ввести дифференцированное ценообразование на серийную продукцию и разработки высокосложных технологий в рамках НИОКР. При этом формирование цен должно осуществляться с учетом инвестиционных затрат предприятий, а также инфляционных и других рисков, которые могут приводить к изменению стоимости контрактов в ходе их исполнения. 

Сбор предложений и разработку нормативных изменений ведет сейчас Федеральная антимонопольная служба. Нововведения после детальной проработки могут быть закреплены специальным правовым актом - Постановлением Правительства РФ по регулированию цен на продукцию военного назначения. 



МОСКВА, АО «Российская электроника»
21


Теги: ОПК, ГОЗ, «Росэлектроника», Брыкин, НИОКР, Союзмаш, РЭА, ЭКБ

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).