Новости / Наука и производство / Предприятия

18:00 / 07.06.18

Евгений Ковнир: "Отрасли экономики, работающие в условиях жесткой конкуренции, становятся цифровыми быстрее"

Евгений Ковнир: "Отрасли экономики, работающие в условиях жесткой конкуренции, становятся цифровыми быстрее"

Генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Евгений Ковнир / Фото:Radiorus.ru

Почти год назад была утверждена программа "Цифровая экономика", рассчитанная до 2024 года. Ее главная задача - развитие и внедрение технологий в госуправлении, предпринимательстве, социальной сфере, городском хозяйстве.

О том, как реализуется программа, "Российской газете" рассказал генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Евгений Ковнир.

- Развитие цифровой экономики зависит от диалога между государством и бизнесом - как вы оцениваете его эффективность?

Учредителями АНО "Цифровая экономика" стали лидеры российской цифровой экономики: "Ростелеком", Сбербанк, Mail.ru Group, МТС, 1С, "Росатом" и другие компании. Разработанная программа получила принципиальное отличие от других госпрограмм, поскольку планы ее реализации написал сам бизнес.

Утвержденные государством планы программы показывают, что диалог был эффективный. Бизнес и государство согласовали ключевые договоренности, зафиксировали их в формате программы, разделили ответственность и приступили к совместной реализации планов. Прошедшие с момента утверждения полгода совместной работы подтверждают, что между бизнесом и государством продолжается эффективный диалог с конкретными результатами. Бизнес участвует в контроле достижения ключевых результатов программы, АНО ЦЭ ежеквартально проводит мониторинг выполнения планов. Его ключевая цель - не только контроль формального исполнения мероприятий, но и оценка соответствия ожидаемым результатам. Между бизнесом и государством продолжается эффективный диалог с конкретными результатами

- Насколько активно бизнес формирует предложения по программе и в каких направлениях их больше?

Предложения отражены в планах по пяти направлениям, всего там более полутора тысяч мероприятий. При этом, конечно, движение вперед не заканчивается. Например, в ходе реализации выясняется, что некоторые мероприятия не совсем четко сформулированы, возникают непредвиденные трудности при их реализации или же были упущены какие-то важные для бизнеса направления. Для устранения таких сложностей есть механизм гибкой доработки, адаптации планов реализации программы. У бизнеса есть возможность совместно с государством корректировать план.

Наибольшее число мероприятий сформировано по нормативному регулированию, и это легко объяснить. Ускоренное развитие цифровой экономики невозможно без устранения законодательных барьеров, определения соответствующей терминологии, разработки мер налогового стимулирования. Так, с начала года эксперты рабочей группы при АНО ЦЭ одобрили 9 законопроектов, в том числе по повышению доступности финансовых услуг для граждан и налоговому стимулированию инвестиционной деятельности.

- Какие отрасли больше, а какие меньше готовы к цифровизации?

- На наших глазах за последние 10-15 лет произошла цифровизация медийной сферы, появились социальные сети, интернет-видеоресурсы и другие интересные каналы коммуникации в дополнение к телевидению и газетам, которые определяли облик индустрии 15 лет назад. Сейчас мы наблюдаем активную цифровизацию банковской сферы и также ажиотаж вокруг технологических прорывов путем цифровизации транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и многих других сфер.

«Цифровизация экономики к 2025 году увеличит ВВП России на триллионы рублей»

Вопрос готовности к цифровой трансформации определяется прежде всего наличием людей, которые понимают возможности, открывающиеся благодаря применению "сквозных" технологий, и желанием этих людей применять новые технологии. Мы называем таких людей лидерами цифровой трансформации, применяя аббревиатуру CDO (chief digital/data officer). Понятно, что в сферах, которые находятся в жестких конкурентных условиях, цифровизация пройдет быстрее, чем в других отраслях, так как у рыночных игроков есть большая мотивация повышать свою производительность.

Для оценки потенциала цифровизации отраслей в России по поручению правительственной Подкомиссии по цифровой экономике при АНО ЦЭ сформирован совет по цифровой трансформации экономики. Он оценивает команды и предлагаемые ими сценарии цифровой трансформации и рекомендует правительству перспективные направления. На сегодня совет рекомендовал для включения в программу новые направления "Цифровое здравоохранение" и "Цифровой транспорт и логистика", в работе находится еще ряд заявок - от цифрового сельского хозяйства и электронной коммерции до цифровой энергетики и промышленности.

- Недавно были представлены определения цифровых платформ - в чем их особенность и будут ли эти платформы универсальны?

Для того чтобы одинаково правильно использовать терминологию цифровых платформ, компания "Ростелеком" как центр компетенции по направлению "Информационная инфраструктура" выработала соответствующие предложения. Мы провели обсуждение предложенной терминологии с другими участниками процесса и договорились о том, как мы ее используем в рамках программы "Цифровая экономика". Это важно для единого понимания определений, чтобы понятия цифровых платформ без разночтений применялись как в различных нормативных документах, так и в рабочих документах участников процесса. Понятно, что это первый заход, и мы не претендуем на максимально финальную объективность. И, конечно, в случае если возникнет объективная потребность в уточнениях, то глоссарий будет скорректирован.

«3,9 процента составляет вклад цифровой экономики в ВВП России сегодня, это в 2-3 раза ниже, чем в ЕС и США»

Сегодня мы идем в какой-то новый мир, который до конца не определен и требует зачастую описания новыми терминами. Так вот, эти термины должны всеми пониматься одинаково. Поэтому мы будем продолжать работу в этом направлении, фиксируя понятия и договариваясь, каким образом мы их используем при реализации программы "Цифровая экономика". Естественно, мы рассчитываем на то, что по отраслевым направлениям эти понятия будут максимально использоваться. Первый наш диалог с отраслевыми направлениями говорит о том, что никаких противоречий при использовании термина платформы нет.

- Можно ли, на ваш взгляд, оценить экономический эффект от реализации программы цифровой экономики или корректнее говорить о качественных изменениях?

- Прямой экономический эффект достоверно оценить сложно, так как программа затрагивает все сферы жизнедеятельности. Скорее, корректно говорить о косвенном экономическом эффекте за счет повышения качества и продуктивности работы существующих отраслей. Относительно масштаба влияния можно привести прогноз McKinsey, по которому экономический эффект от цифровизации экономики России к 2025 году может увеличить ВВП на триллионы рублей.

Качественные изменения в процессе цифровой трансформации можно оценивать в категориях пользы для цифрового бизнеса и пользы для граждан. Для развития цифрового бизнеса в стране в рамках пяти направлений программы будет создана цифровая инфраструктура, обеспечены меры поддержки отечественных разработчиков и производителей, созданы механизмы опережающего нормативного регулирования, обеспечены научно-технологические заделы и масштабная подготовка компетентных кадров. Будут созданы все необходимые условия для обеспечения конкурентоспособности страны в эпоху цифровой трансформации всего мира.

Пользу для граждан дадут в первую очередь отраслевые инициативы, например, развитие дистанционной медицины и точной диагностики в здравоохранении, развитие сервисов формата Яндекс.Такси в транспорте и логистике, повышение эффективности энергетики, образования и многих других сфер жизнедеятельности. Для граждан развитие цифровой экономики наряду со снижением стоимости услуг позволит повысить качество и комфорт их жизни, обеспечив при этом безопасность в новом цифровом мире.

Беседовала Евгения Носкова


МОСКВА, "Российская газета"
12


Оригинал


Теги: Интервью, енеральный директор АНО "Цифровая экономика" Евгений Ковнир, реализация, программа "Цифровая экономика"

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).