22–25 ноября 2022 года, Республика Беларусь, г. Минск
Новости / Наука и производство / Предприятия

На Пермском моторном заводе / Фото: rostec.ru

Техническая справка
ПД-14 (Перспективный Двигатель тягой 14 тонн или Пермский Двигатель образца 2014 года) — проект семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлёте от 9 до 18 тонн, разрабатываемый предприятиями ОДК (Головной разработчик — ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь), Головной изготовитель — ОАО «ПМЗ» (г. Пермь)). Семейство двигателей ПД предназначено для установки на самолёты МС-21-200/300/400.

Фото: ru.wikipedia.org
Ход работ над двигателем
Разрабатывается на базе ПС-12 (1999), официально с 2008 года.
В начале апреля 2012 года началась сборка двигателя-демонстратора. Сейчас (на 16 апреля 2012 г.) в работе и доводке находятся также четыре газогенератора и несколько установок модуля модели вентилятора, полноразмерный компрессор, камера сгорания, две турбины, одна из которых уже прошла испытания в ЦИАМ (вторая проходит испытания сейчас (на 16 апреля 2012 г.)). Первый запуск на наземном испытательном стенде первого образца двигателя-демонстратора ПД-14 состоялся 9 июня 2012 года.
В сентябре 2013 планировалось завершить стендовые испытания.
Серийный выпуск планируется с 2016 года, в год будет выпускаться не менее 20-30 моторов. По расчетам ОАК, примерно в 2019—2020 годах потребуется до 200 двигателей в год. Стоимость всей программы оценивается в 70 млрд рублей, из которых 35 млрд руб. будет выделено из бюджета.
Сертификация
На апрель 2012 года подписано соглашение с Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) о сертификации двигателя ПД-14. Разработчик ПД-14 будет сертифицировать двигатель в АР МАК, параллельно проводя сертификацию со специалистами EASA, с последующей валидацией этого Сертификата в EASA. АР МАК имеет соответствующее соглашение об этом с EASA.
Сертификация производства начинается с сертификации материалов, в апреле 2012 года с ВИАМ оформлен график сертификации производства материалов на металлургических заводах России и далее сертифицировать все производства на предприятиях, участвующих в кооперационных поставках по программе изготовления ПД-14. В дальнейшем планируется сертификации производства в EASA.

Фото: www.avid.ru

ПД-14 — турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель, без смешения потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом и эффективной системой шумоглушения. Перспективный ТРДД создается на базе нового высокоэффективного газогенератора со структурной схемой «8+2». ПД-12 — турбовальный двигатель для замены украинского Д-136 устанавливаемого на тяжелый транспортный вертолет Ми-26.

Фото: www.avid.ru
Модель |
ПД-14А |
ПД-14 |
ПД-14М |
ПД-10 |
ПД-18Р |
Тип двигателя |
турбовентиляторный |
редукторный
| |||
Диаметр вентилятора, мм |
1900 |
1900 |
1900 |
1677 |
|
Сухая масса двигателя, кг |
2870 |
2870 |
2970 |
2350 |
|
Тяга на взлётном режиме (H=0, M=0), тс |
12,5 |
14,0 |
15,6 |
10,9 |
18-20 |
Удельный расход топлива
|
-(10-15) % от уровня современных двигателей аналогичного класса тяги и назначения |
на -(3-5)% от остальных двигателей семейства | |||
Схема двигателя |
1+3+8 −2+6 |
1+3+8 −2+6 |
1+4+8 −2+6 |
1+1+8 −2+5 |
|
Степень двухконтурности |
8,6 |
8,5 |
7,2 |
|
|
Степень повышения давления в компрессоре |
38 |
41 |
46 |
|
|
Применение |
МС-21-200 |
МС-21-300 |
МС-21-400, Ил-214 |
SSJ-NG |
Ту-214, Ил-96-300/400 |
В перспективе возможно расширение семейства двигателями с тягой свыше 20 тонн, возможно с более габаритным редуктором.
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Юрий Иванов
www.arms-expo.ru
21