Новости / Наука и производство / Профессиональное образование

6:11 / 09.11.15

Евгений Кучинский: "Искандер" за партой

Евгений Кучинский:  "Искандер" за партой

Евгений Кучинский: Если метишь в военачальники - тогда без академии Генштаба не обойтись. Фото: РГ, Сергей Куксин

Молодежь заново открыла все преимущества, которые дают в жизни диплом военного вуза и офицерские звезды. Оттого в военкоматах выстраиваются целые очереди парней и девчат, желающих стать курсантами армейских или флотских училищ. Какие вступительные испытания проходят, что за образование получат, какую технику осваивают? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью корреспонденту "Российской газеты" ответил начальник Управления военного образования минобороны генерал-майор Евгений Кучинский.

- Евгений Владимирович, в последние годы абитуриенты буквально атакуют военные вузы. Сказывается эффект "замедленного действия", когда после вынужденного простоя училища и академии возобновили набор курсантов и слушателей? Или у молодежи снова в цене офицерская служба?

Евгений Кучинский: Полноценный набор в военные вузы мы возобновили еще три года назад. А интерес молодежи к офицерской карьере, действительно, большой. Думаю, тут сказываются несколько факторов. Прежде всего проводимая министерством обороны работа по популяризации военной службы, в том числе через широко освещаемые в СМИ соревнования по танковому биатлону, авиадартсу и другим видам армейских состязаний.

Не последнюю роль играют социальный и материальный стимулы. Молодые офицеры сейчас получают приличные деньги, у них есть гарантия в получении квартиры.

Кроме того, с принятием нового закона об образовании выпускникам наших вузов вручают дипломы по специальностям, одинаково востребованным как в Вооруженных силах, так и в гражданской жизни. Что бы с офицером ни случилось, с такими "корочками" он без работы не останется. Более того, увольняемый военнослужащий имеет право пройти профессиональную переподготовку по избранной им специальности.

- По Болонской системе военные вузы теперь выпускают не просто лейтенантов, а бакалавров с магистрами?

Евгений Кучинский: Бакалавров мы не готовим. По программам специалитета обучаем будущих офицеров тактического звена. Курс магистратуры рассчитан на выпуск специалистов оперативно-тактического, а магистратуры академии Генштаба - оперативно-стратегического уровня.

Проще говоря, в военных училищах курсанты осваивают программу специалитета. Такие выпускники занимают младшие офицерские должности - командира взвода, батареи, а также ротного или батальона звена. Думаешь расти дальше, поступай в профильную академию - магистратуру. Это уже открывает дорогу к должности командира полка или бригады, замкомандира дивизии. Ну, а метишь в военачальники, мечтаешь о больших звездах, - тогда без академии Генштаба не обойтись.

Хочу подчеркнуть главное: по новому закону, в военных вузах теперь реализуются те же образовательные стандарты образования, что и в гражданских высших учебных заведениях.

- И тем не менее конкурс при поступлении в училища минобороны нередко выше.

Евгений Кучинский: Он на самом деле из года в год растет. Нынешним летом конкурс составил от 3 до 6 человек на место. Больше всего кандидатов оказалось в командных вузах Сухопутных войск - почти шесть человек на место. В Рязанском училище ВДВ - 5,3. В Военно-медицинской академии - 4,6. В Военном институте физической культуры - более четырех. Традиционно большим спросом у наших абитуриентов пользовались Военная академия материально-технического обеспечения и ее филиалы в Вольске, Пензе и Омске. А также Военный университет, где готовят офицеров гуманитарного профиля.

Но своеобразный рекорд поставили девять военных вузов, куда разрешено принимать девушек. Среди них конкурс достигал 12 человек на место. А в Военно-медицинской академии вообще превысил два десятка абитуриенток на одну курсантскую должность. И это при том, что далеко не всех претенденток допустили к вступительным испытаниям.

- Что вы имеете в виду? Разве дорогу в военные вузы не открывают результаты единого государственного экзамена?

Евгений Кучинский: Балл по ЕГЭ, конечно, определяющий. Но, помимо него, учитывается состояние здоровья кандидатов, многих приходится "отсеивать" как неподходящих для военной службы по контракту. Еще существует так называемый профотбор - его проводят с помощью тестирования абитуриентов по специальным компьютерным программам.

Наконец, не все ребята сдают зачеты по физической подготовке. Чтобы гарантированно победить в конкурсном отборе по физической подготовке необходимо пробежать три километра за 12,45 минуты, одолеть стометровку за 13,7 секунды и подтянуться на перекладине 12 раз. Нормативы на "троечку", конечно, пониже - подтягивание 4 раза, преодоление трех километров до 14,56 минуты, а стометровки - до 14,4 секунды. Однако такой уровень физической подготовленности снижает конкурентоспособность при поступлении в военное училище.

- Почему в вашей системе действуют и училища, и институты, и университеты? Разве эти вузы не одного уровня?

Евгений Кучинский: Институт у нас только один - физической культуры в Санкт-Петербурге. Военный университет - тоже в единственном числе. Другие наши вузы - это училища и академии.

Тут дело не в названии, тем более что по новому закону все вузы - и минобороны, и гражданские - являются образовательными организациями высшего образования. Это упразднило существовавшую прежде градацию учебных заведений по видам и статусу.

В минобороны сохранили традиционные, исторически сложившиеся названия вузов. Ведь, к примеру, академия Генштаба так же называлась еще в дореволюционной России. А военные училища и академии получили свои названия в советское время.


Оружие и технику будущие офицеры осваивают в том числе с помощью современных тренажеров /  Фото: ТАСС, Виталий Невар

Если говорить о Военном университете и Военном институте физической культуры, то за свои достижения в последние годы многим в России и за рубежом они известны именно под такими именами. Поэтому ничего в названии данных вузов менять не стали. Институт остался институтом, а университет - университетом.

-Но как с филиалами военных академий, их ведь в прежние времена не было ?

Евгений Кучинский: Там, где требовалось вернуть училищу самостоятельность, это было сделано. Сейчас таких высших учебных заведений в минобороны 26. Филиалы остались только у Военной академии материально-технического обеспечения, в Военно-морской, Военно-воздушной и Общевойсковой академиях, а также Военной академии РВСН. Это обусловлено учебными программами вузов, интегрированными под данную организационную структуру.

Здесь надо понять важную деталь. Самостоятельный статус в первую очередь необходим военным учебным заведениям, выполняющим кадровый заказ конкретного вида или рода войск.

Скажем, какой смысл был в том, что Рязанское училище ВДВ являлось филиалом Общевойсковой академии. Офицеров-то оно выпускало не для всех войск, а для воздушно-десантных частей. Понятно, что когда начался пересмотр вузовской структуры минобороны, десантное училище получило самостоятельность одним из первых.

Хочу подчеркнуть, что предложения по реструктуризации наших вузов готовились очень тщательно, с детальным анализом и всесторонним обсуждением. Их рассматривали на Совете безопасности, министр обороны докладывал эти предложения Верховному главнокомандующему. И только после этого новая структура вузов была утверждена правительством РФ.

В итоге у нас на сегодня в системе военного образования действуют 14 академий с 8 филиалами, Военный университет, 10 высших военных училищ и Военный институт физической культуры.

Никаких переводов училищ в филиалы академий или наоборот больше не планируется. Оптимизация сети военно-учебных заведений завершена.

- Еще один "структурный" вопрос. Зачем в этой системе сохранены Военные учебно-научные центры? Причем с непонятными названиями. Например "Военный учебно-научный центр ВМФ "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова"?

Евгений Кучинский: Понятие "военный учебно-научный центр" имеет не столько штатно-организационный, сколько прикладной смысл. Когда их создавали, речь шла о формировании организаций, способных одновременно заниматься и подготовкой, обучением офицеров-специалистов для Вооруженных сил и научно-исследовательской работой. Отсюда - решение объединить в такие центры видовые академии с филиалами, профильные военные НИИ и другие научные организации минобороны. У нас три вида Вооруженных сил - Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-морской флот - и столько же военных учебно-научных центров.

Не так давно именно при них стали формировать научные роты. Напомню, что первое такое подразделение появилось в Воронеже, где находится Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

Что же касается названия - разве в нем дело! Главное, чем занимается созданная на базе академии организация, каких специалистов она выпускает, какие научные разработки в интересах армии ведет.

- Есть решение министра обороны оснастить все военные училища и академии современной боевой техникой. Будете поставлять туда ракетные комплексы "Искандер" и атомные подлодки проекта "Борей"?

Евгений Кучинский: Система освоения курсантами и слушателями новой техники отработана десятилетиями. Здесь я проблем не вижу. Когда имеется такая возможность, осуществляем подготовку, в том числе, на реальном изделии. Но подводные лодки в училища ВМФ, конечно, доставлять никто не будет. А вот их отдельные отсеки и помещения с панелями приборов легко монтируются в учебных аудиториях, в вузах это делают.

Кроме того, практически по всем видам современного вооружения и техники разработаны специальные тренажерные комплексы. Они максимально полно имитируют работу систем и механизмов танка, самолета, ракетного комплекса и т.д. Использование тренажеров позволяет охватывать учебой большие группы людей и экономить моторесурс техники и вооружения. А их практическое освоение продолжается в ходе войсковых стажировок и морских практик.

Между прочим, по решению министра обороны, курсантов и слушателей военных вузов стали активнее привлекать на учения и маневры с боевой стрельбой и пусками ракет. Они также будут участвовать в испытаниях нового арсенала.

Если говорить в целом, то на практическое освоение военной профессии в вузах сейчас отводится до 80 процентов учебного времени.


Без троекратного "Ура!" не обходится ни один прием в Кремле лучших выпускников военных вузов. Фото: РИА Новости www.ria.ru

- Недавно командующий ВДВ Владимир Шаманов распорядился, чтобы курсанты Рязанского десантного училища по средам говорили только на английском. Не планируете распространить "языковую" инициативу на другие военные вузы?

Евгений Кучинский: В Рязанском училище, в том числе, готовят переводчиков, поэтому решение командующего вполне оправдано. К тому же офицеров ВДВ могут привлекать к миротворческим операциям, участники которых традиционно общаются на английском языке.

Если говорить о других наших вузах, то в рамках дополнительной образовательной программы там организуют учебу по специальности "переводчик в сфере профессиональной коммуникации". А для координации языковой подготовки и разработки новых методик преподавания иностранного языка в Военном университете сформирован специальный лингвистический центр.

Между прочим, именно там разрабатываются методические рекомендации, по которым учат не только курсантов и слушателей, но и суворовцев, нахимовцев, кадетов, воспитанниц пансиона министерства обороны. Девочки в этом смысле самые продвинутые - осваивают сразу три иностранных языка. Суворовцы, нахимовцы и кадеты - минимум два: основной (английский, французский или немецкий) и дополнительный. Это, как правило, более редкий для наших вузов иностранный язык, например, китайский.

- Сейчас чуть ли не в каждой школе есть кадетский класс, а в крупном городе - кадетское училище. Какие из них относятся к минобороны?

Евгений Кучинский: Это достаточно широкая сеть - 22 довузовских образовательных учреждения со специальными наименованиями: 7 президентских кадетских корпусов, 9 Суворовских и одно Нахимовское военные училища, 5 кадетских корпусов и одно военно-музыкальное училище.

Некоторые из них имеют еще и "видовую" принадлежность. К примеру, командование Воздушно-десантными войсками курирует Ульяновское СВУ и Омский кадетский корпус. В этих двух городах дислоцированы части ВДВ, поэтому такое "прикрепление" выглядит логичным. По такой же схеме Воздушно-космические силы шефствуют над Ставропольским президентским кадетским училищем, дополнительно ориентированным на летную подготовку ребят.

Хочу отметить, что в отличие от практики советской поры, учеба в Суворовском училище или военном кадетском корпусе не дает выпускнику право на внеконкурсное зачисление в военный вуз. В настоящее время имеется только преимущественное право при поступлении в вуз для некоторой категории подростков, в частности, сирот, детей погибших военнослужащих и некоторых других. Основная масса ребят поступает в военные училища на общих основаниях. Зато кадетам, суворовцам и нахимовцам дают такую образовательную и физическую подготовку, что, как правило, все, кто мечтает о курсантских погонах, их получают.

- Новые кадетки у минобороны появятся?

Евгений Кучинский: В будущем году планируем открыть президентское кадетское училище в Петрозаводске, а следом - такое же училище в подмосковном Монино.


Биографическая справка


Кучинский Евгений Владимирович. Родился 28 сентября 1958 г. в г. Душанбе Таджикской ССР. В 1976-1982 гг. - курсант Саратовского высшего военного инженерного училища химической защиты.

С 1982 по1999 годы служил инженером, инженером-испытателем, младшим научным сотрудником, начальником лаборатории, старшим научным сотрудником, замначальника и начальником отдела, начальника управления.

В 1999-2001 годы - начальник управления, заместитель начальника 27-го Научного центра минобороны. Затем был председателем военно-научного комитета Войск радиационной, химической и биологической защиты и замначальника войск РХБЗ по вооружению и научно-исследовательским работам. В 2007 году назначен начальником Военной академии РХБ защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко.

С августа 2014 года - начальник Управления военного образования - заместитель начальника Главного управления кадров минобороны.

Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Автор более полутора сотен научных трудов, имеет авторские свидетельства и патенты на изобретение.

Генерал-майор, доктор химических наук, профессор.

Награжден орденами Мужества, "За военные заслуги", медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.



МОСКВА, "Российская газета"
1


Оригинал

Теги: Минобороны России, интервью, Евгений Кучинский, ВУЗ, вступительные испытания, освоение, ВиВТ

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).