Новости / Наука и производство / Профессиональное образование

18:00 / 17.01.20

Максим Пеньков: «Здесь космос ближе, чем кажется»

Максим Пеньков: «Здесь космос ближе, чем кажется»

Начальник Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского генерал-майор Максим Пеньков / Фото: Пресс-служба МО РФ

16 января Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского исполнилось 308 лет.

Это одно из старейших высших военных учебных заведений России. Приказом министра обороны Российской Федерации № 311 от 22 сентября 1994 года академия была признана преемником не только инженерной школы, но и других военных вузов России, которые ведут свою родословную от неё. О том, чем живёт учебное заведение сегодня и как оно развивается, рассказывает начальник Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского генерал-майор Максим Пенькав.

– Максим Михайлович, существуют ли в академии традиции?

– В 1994 году сотрудниками академии по архивным документам было установлено, что наша академия – преемница Инженерной школы, созданной 16 января 1712 г. указом Петра I в Москве и положившей начало формированию системы подготовки инженерных и технических кадров для Российской армии.

В середине XVIII века Инженерная школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный корпус, который в 1800 году был переименован во 2-й кадетский корпус.

За годы Великой Отечественной войны академия подготовила 2271 военного авиационного инженера. Девять выпускников академии в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза.

9 июля 1945 года за выдающиеся успехи в деле подготовки высококвалифицированных авиационных кадров и научно-техническую помощь фронту академия была награждена орденом Красного Знамени.

19 марта 1955 года приказом министра обороны СССР № 42 в ознаменование 130-летия со дня рождения Александра Фёдоровича Можайского – создателя первого в мире самолёта – Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии Красной Армии было присвоено его имя.

В 1960 году академия сменила свой профиль и начала подготовку офицеров – специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники. С тех пор имя академии неразрывно связано с космосом.

«Космическая отрасль нашей страны представляет собой десятки предприятий промышленности, организаций и учреждений, проектирующих и разрабатывающих космические аппараты и ракеты-носители»

История подготовки специалистов в академии во все периоды сопровождала развитие наукоёмких средств вооружения армии. Сначала – артиллерия, в последующем авиация и ракетная техника, сейчас вооружение, основанное на новых физических принципах.

Главная и неизменная традиция в образовательной деятельности академии – прививать учащимся потребность постоянного поиска информации и собственного развития не только в период обучения, но и в ходе дальнейшей служебной деятельности. Это позволяет им постоянно развиваться и достигать карьерных высот в любых видах деятельности.

– Академия была и остаётся крупной научной школой. Она благополучно прошла через все реорганизации и реформы. Насколько сегодняшний облик академии и её учебно-материальная база соответствуют современным задачам?

– В настоящее время академия в своём составе имеет управление (командование, отделы и службы), девять факультетов, на которых обучаются курсанты по программам высшего образования, специальный факультет, факультет среднего профессионального образования, факультет переподготовки и повышения квалификации, офицерские курсы, шестнадцать общеакадемических кафедр, военный институт (научно-исследовательский) и подразделения обеспечения.

Учебно-материальная база академии в основном размещается в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Большинство зданий академии – памятники архитектуры, и их состояние, к сожалению, не всегда соответствует требованиям сегодняшнего дня. Поэтому для создания достойных условий для обучения и проживания обучающихся в настоящее время по решению министра обороны Российской Федерации реализуется поэтапное совершенствование инфраструктуры академии.

В целом же учебно-материальная база включает в себя около 7 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники, почти 6 тысяч средств вычислительной техники, современные технические средства обучения, тренажёрную базу. Полевая учебная база сосредоточена в базе (обеспечения учебного процесса) в п. Лехтуси Ленинградской области, на которой размещены учебные комплексы «Стрельбище», «Учебное тактическое поле», «Химический городок», «Инженерный городок», «Штурмовая огневая полоса», «Астрономогеодезический полигон». База для выполнения научных исследований академии насчитывает 109 специализированных научных лабораторий, в составе которых имеются 26 образцов испытательного оборудования и 31 уникальный образец вооружения и военной техники. База для общевоенной и физической подготовки имеет ёмкость, обеспечивающую проведение занятий в соответствии с учебными планами, содержит все необходимые элементы. Базу информационного обеспечения составляют три библиотеки и три читальных зала с фондом около 1 млн 300 тысяч экземпляров и электронная библиотека академии с фондом около 2 тысяч электронных учебных изданий. В подразделениях имеются фонды компьютерных программ, фото- и видеоматериалов. В академии создан объект Единого информационного ресурса электронных учебников Министерства обороны Российской Федерации. Организован доступ обучающихся в Интернет и к электронным библиотекам: Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина и Российской государственной библиотеке. Осуществляет вещание внутриакадемический информационный телеканал «Альтаир».

– Какие специальности у вас получают ребята? Кто основной заказчик кадров и куда попадают молодые выпускники?

– В настоящее время академия – системообразующее высшее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Воздушно-космических сил, других органов управления Вооружённых Сил, федеральных органов исполнительной власти РФ, а также иностранных военных специалистов.

Подготовка специалистов носит комплексный характер, который определяется широким спектром специальностей высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
В академии организована подготовка военных специалистов: со средним профессиональным образованием по шести военным специальностям в рамках шести федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; с высшим образованием по программам специалитета по 41 военной специальности в рамках 14 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; с высшим образованием по программам магистратуры по трём военным специальностям и двум специализациям в рамках двух федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; с высшим образованием по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по 14 научным специальностям в рамках направления подготовки «Военные науки» по более чем 100 дополнительным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации.

21 июня 2019 года из стен академии состоялся 91-й выпуск офицеров и прапорщиков. Мы выпустили порядка 1200 человек, что на несколько сотен больше, чем в предыдущем году. Из них почти 200 отличников учёбы – золотых медалистов и краснодипломников.

Уникальность подготовки в академии специалистов и их дальнейшая профессиональная деятельность нацелены на обеспечение полного цикла подготовки, запуска и управления ракет-носителей и космических аппаратов, а также выполнение задач контроля функционирования космических аппаратов и космического пространства, обработки различной специальной информации, поступающей с них.

Подготовка специалистов по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в Российской Федерации только на базе академии.
География службы наших выпускников охватывает всю территорию Российской Федерации. Кроме этого, наши выпускники служат и на военных базах, расположенных за границами нашей страны.

– К вашей академии особый интерес, потому что Россия – космическая страна. Мы сейчас активно запускаем ракеты в космос с различными назначениями. Но для этого необходимо иметь соответствующие технологии, чтобы готовить специалистов. Есть ли они у вас?

– Разумеется. Космическая отрасль нашей страны представляет собой десятки предприятий промышленности, организаций и учреждений, проектирующих и разрабатывающих космические аппараты и ракеты-носители, готовящих запуски ракет космического назначения. Специалистов по управлению спутниковой группировкой военного, гражданского и двойного назначения, а также по сбору специальной информации, поступающей с космических аппаратов. Участие академии в жизни этой отрасли происходит через совместную научную деятельность.

Научной (научно-исследовательской) деятельностью в академии занимаются все без исключения структурные подразделения, а непосредственно научные подразделения сосредоточены в военном институте (научно-исследовательском), который был создан в академии в 2011 году.

«Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского проводит на своей базе Всероссийские открытые выставки «Научно-техническое творчество и инновации», на которых были представлены более 350 проектов»

Как я уже говорил ранее, в составе учебно-материальной базы академии имеется значительная база для проведения научных исследований, испытаний и отработки соответствующих технологий, например единственная в ВС РФ лётная лаборатория «Фотон». Её бортовые операторы имеют годовой налёт более 50 часов. В её составе имеются аттестованная безэховая камера, в которой успешно исследуются отражательные характеристики обтекателей самолётов Сухой-СуперДжет-100; баллистические стенды, стенды радиационных испытаний, аэродинамические трубы, вакуумные камеры.

Но «железо» без человека – ничто. Поэтому, исходя из характера проводимых научных исследований, в академии функционируют 63 общепризнанные научные школы, одна из которых признана ведущей научной школой Российской Федерации, а 12 внесены в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.

Подразделениями академии в 2019 году выполнено более 100 научно-исследовательских работ и проведено 15 всероссийских конференций и научно-деловых мероприятий по космической тематике и информационным технологиям, в которых приняли участие ведущие учёные и представители промышленности. На этих мероприятиях формулируются подходы и пути развития военного космоса.

В рамках выполнения оперативных заданий академия участвует в мероприятиях Минобороны России по проверке, разработке и апробации основных концепций, положений, наставлений и других нормативных и правовых документов Вооружённых Сил.

Результаты научной деятельности представлены в периодическом издании «Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского», включённом в перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнауки России. В прошедшем году в свет вышли шесть выпусков этого издания. В рамках популяризации и обмена опытом изобретательской и рационализаторской работы в академии издаётся журнал «Новатор».

– Уверен, что такой научный потенциал необходимо как-то демонстрировать. Расскажите, пожалуйста, в каких выставках участвует ваша академия?

– Военно-космическая академия принимает активное участие в выставках различного масштаба, где сотрудники академии традиционно участвуют в экспертных комиссиях по оценке и отбору экспонатов, а также представляют свои научно-технические разработки на различных выставочных платформах. Это Международная выставка «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации»; Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»; Международный военно-технический форум «Армия», на базе которого академия провела восемь круглых столов.

Также Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского проводит на своей базе Всероссийские открытые выставки «Научно-техническое творчество и инновации», на которых были представлены более 350 проектов.
По итогам участия в выставках академия стала обладательницей грамот, дипломов международного жюри за инновационные разработки, золотых, серебряных, бронзовых медалей, а также награждена кубком «Лучший стенд военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».

Наряду с международными и всероссийскими мероприятиями академия стала постоянным участником выставок, проводимых в Национальном центре управления обороной Российской Федерации, как в рамках Коллегий Министерства обороны Российской Федерации, так и конференций.

За последние 5 лет академия приняла участие более чем в 20 выставках, 3200 конференциях, академией получено более 90 патентов на изобретения и полезные модели.

– В названии академии есть слово «космическая». Насколько тесно её деятельность связана с космосом? Что такое современный военный космос? Россия сегодня способна отразить угрозу из космоса? И готовы ли мы к пропорциональному ответу на эту угрозу?

– Обучение специалистов нацелено на обеспечение полного цикла подготовки, запуска и управления ракет-носителей и космических аппаратов, а также выполнение задач контроля функционирования космических аппаратов и космического пространства, обработки различной специальной информации, поступающей с них. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые академией, направлены на развитие космических технологий.
Уровень подготовки наших специалистов и развития космических технологий позволяет России отражать любые космические угрозы.

– С большим удивлением мы узнали, что у академии существует своя собственная орбитальная группировка. Что это означает? Планируете ли вы её расширять?

– Во второй половине 90-х – начале 2000-х годов сразу несколько кафедр академии приняли активное участие в проводимых приоритетных разработках и научных исследованиях в области создания и применения малых космических аппаратов. Был разработан эскизный проект учебного малого космического аппарата «Можаец» и его технологический образец. Через некоторое время состоялся запуск «Можайца-1», а затем ещё трёх аппаратов. Академия стала первым вузом России, имеющим свою группировку малых космических аппаратов.

Затем были разработаны программы проведения космических экспериментов по отработке и испытаниям элементов перспективных космических систем, и в настоящее время в академии развёрнут учебный наземный комплекс управления группировкой малых космических аппаратов типа «Можаец». В рамках создания научно-образовательного кластера наземного комплекса управления организовано учебное дежурство обучающихся и взаимодействие различных подразделений академии с целью внедрения в учебный процесс технологий управления МКА и формирования профессиональных навыков курсантов соответствующих специальностей.

– Расскажите, пожалуйста, о профессорско-преподавательском составе академии.

– Ключевой показатель, определяющий качество образования, – научно-педагогический потенциал вуза. В настоящее время в академии трудятся 132 доктора наук, 833 кандидата наук, 104 профессора и 420 доцентов. Около 40 человек имеют почётные звания Российской Федерации: заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный военный специалист Российской Федерации, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. Около 150 работников академии имеют ведомственные награды – знаки почётных работников высшего профессионального образования Российской Федерации, 115 человек – почётных работников науки и техники Российской Федерации.

Научно-педагогический потенциал академии ежегодно растёт. Эффективность работы адъюнктуры составляет свыше 98 процентов, а докторантуры – 80 процентов.

– Что вы можете сегодня посоветовать будущим абитуриентам, которые планируют поступать в Военно-космическую академию?

– Для поступления в академию и учёбы в ней необходимо здоровье, состояние которого должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Хорошая физическая подготовленность. А также хорошее знание математики, русского языка, физики или географии в зависимости от выбранной специальности подготовки. И главное – готовность переносить тяготы и лишения военной службы, то есть высокая мотивация к службе в Вооружённых Силах, к овладению профессией защитника Родины.

– Несколько лет назад вы говорили о том, что в академии реализуется проект внутреннего академического телевидения. Какое развитие получил этот проект?

– С уверенностью можно сказать, что проект реализуется весьма успешно. Наш внутриакадемический информационный телеканал «Альтаир» пользуется большой популярностью среди постоянного и переменного состава. Мало того, наше ТВ постоянно наращивает свой потенциал. В академии сложилась определённая система информационного обеспечения, в которой задействованы как профессорско-преподавательский состав, так и сами курсанты. Еженедельно выходят в эфир информационные передачи «События академии», «События недели», «Академия в лицах». Они освещают все стороны академической жизни: конференции и симпозиумы, спортивные соревнования и концерты, дни открытых дверей, профессиональные праздники, юбилеи и ещё многое другое. В подготовке этих передач вместе с сотрудниками телецентра участвуют и сами курсанты нашего вуза. Они привлекаются в качестве ведущих, пишут дикторский текст и синхроны. Таким образом, развиваются их творческие и коммуникативные способности.

Наше ТВ транслируется в локальную сеть академии, в которую объединены компьютеры всех сотрудников. Любой пользователь со своего рабочего места может получить доступ к просмотру передач телеканала.

Академическое телевидение призвано решать не только информационные, но и прежде всего учебно-методические задачи. Все показные занятия и лекции при помощи мобильной студии обязательно напрямую транслируются на канале, демонстрируя новые интересные методики обучения в режиме реального времени, после чего данное видео попадает в архив. Таким образом, каждый преподаватель может посмотреть лекции лучших профессоров академии в прямом эфире или, используя сервис «Видео по запросу», в любое время может пересмотреть интересующую его лекцию.

– Какие задачи стоят перед академией сегодня? Каким будет завтра военный космос?

– В настоящее время совершенствование академии строится на выполнении программы развития академии на период до 2025 года.

Основные задачи развития академии: осуществление деятельности по подготовке кадров, эксплуатирующих современные и перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, военно-научное сопровождение и участие в разработке средств информационного обеспечения ВС РФ, космических систем и комплексов военного и двойного назначения, средств ракетно-космической обороны; достижение значений показателей оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»; вхождение академии в список 100 ведущих политехнических научно-образовательных центров Российской Федерации.

Результаты, получаемые коллективом академии по решению поставленных задач, вселяют уверенность в то, что цель развития академии будет достигнута.

Беседовал Александр Пинчук,


МОСКВА, газета «Красная звезда»
12



Оригинал

 

Теги: Максим Пеньков, Военно-космическая академия, военное образование, памятная дата, 308 летие

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).