ДОСМОТРОВАЯ И ПОИСКОВАЯ ТЕХНИКА
29-30 июня 2023 года, г.Москва
ДОСМОТРОВАЯ И ПОИСКОВАЯ ТЕХНИКА
29-30 июня 2023 года, г.Москва
29-30 июня 2023 года, Россия, г.Москва
29 - 30 июня 2023 года, Россия, г.Москва
8 июня 2023 (Четверг)
Главный эксперт по кибербезопасности "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов © Фото : пресс-служба "Лаборатории Касперского"
Мошенничество – как бизнес, если прибыль падает, то злоумышленники сразу начинают придумывать новые схемы или модернизировать старые, предупреждает главный эксперт по кибербезопасности "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов. В интервью РИА Новости он рассказал, в какие месяцы аферисты наиболее активны, и когда у них наступает период затишья, почему пин-код на кредитке нельзя заменить отпечатком пальца, а также как распознать уловки с подделкой голосов и внешности. Беседовала Светлана Орлик.
– Какие новые схемы мошенников для обмана банковских клиентов вам известны?
– Мошенническая сфера функционирует, как компания: когда показатели падают – необходимо придумывать что-то новое. Главное изменение в скриптах мошенников, которые мы зафиксировали, произошло в мае. Теперь злоумышленники представляются сотрудниками государственных организаций, силовых ведомств, органов исполнительной власти и так далее. Люди уже не реагируют на звонки из "службы безопасности" банков, а вот на звонок участкового реагируют. Но при этом "сотрудник безопасности банка" никуда не делся, этот скрипт все равно используется. Только теперь мошенник звонит и представляется участковым, рассказывает легенду о попытке украсть деньги со счета и необходимости привлечь злоумышленника к ответственности, для чего нужно ответить на вопросы. А когда клиент соглашается, мошенник переводит его на своего коллегу "из службы безопасности банка". И тут жертва так просто уже не отделается, так как уверена, что до этого разговаривала с правоохранителем.
В настоящее время наблюдается относительное затишье, потому что сейчас период отпусков. Есть два пика наибольшей активности мошенников, и не только телефонных. Первый – это конец мая, а второй – это конец декабря, то есть пики приурочены к длинным выходным.
– В начале июля Банк России сообщил, что доля социальной инженерии в первом квартале снизилась до 56,2% с 64%, при этом денег кибермошенники похитили в 1,6 раза больше. О чем это может говорить? О том, что стали чаще взламывать?
– В понятие социальной инженерии входит все, что связано с введением в заблуждение человека. Это операции, совершенные и в интернете, и по телефону. Есть сезонные колебания, но серьезного спада нет. Что касается телефонного мошенничества, то, по нашим данным, порядка 70% звонков с неизвестных номеров – это спам, а 6,2% – это потенциальные мошенники.
– Банкиры часто называют телефонное мошенничество национальным бедствием. Когда оно будет побеждено в нашей стране? И возможно ли это?
– На счет национального бедствия – это правда. Но у властей есть конкретные дедлайны – телефонное мошенничество должно быть побеждено через год или два. Сейчас у нас – рост, но он не может продолжаться вечно. Я считают, что в течение года-двух мошенничество должно выйти на плато. И дальше начнутся колебания вокруг плато. После этого в результате действий, которые предпринимаются регулятором, правоохранительными органами, мошенничество должно пойти на спад.
– Известны ли вам случаи мошенничества с использованием дипфейков (deepfake – создание и публикация ложной информации в виде видео, аудио и фотографии). Видите ли вы угрозы распространения такого вида мошенничества?
– Телефонное мошенничество есть не только в нашей стране, это глобальная проблема. Доходит даже до того, что мошенники звонят гражданам другой страны, своему недружественному соседу, например. И, действительно, за рубежом есть аферы с подделкой голосов, внешности.
В основном мошенники пользуются дипфейками, когда звонят в компании под видом контрагентов. Они связываются с финансовым департаментом и говорят, что поменялись реквизиты, и просят перевести деньги по новым данным. Такие аферы есть и у нас. Но пока рано говорить о масштабности такой схемы обмана, поскольку техника не настолько развита, чтобы делать качественные дипфейки. Например, в аудиозаписи слышно, что речь сгенерирована. Если говорим про видео в режиме реального времени, то там тоже есть очевидные ошибки, которые выдают подделку, например, голова двигается, а шея нет. Но в записи изображение будет хорошим, и порой этого хватает, чтобы обмануть. Ведь мошенники, прежде всего, пытаются ввести жертву в состояние паники, запугать, чтобы у нее отказало критическое мышление.
– ЦБ зафиксировал резкий рост хищений у клиентов банков РФ через банкоматы и терминалы. По вашим данным, какие уязвимости у этих аппаратов?
– Какие киберриски при внедрении цифрового рубля вы видите?
– Атаки на цифровые рубли сначала никому не будут интересны, потому что пока не понятно, что это, и как будет работать, как, например, было с биткоинами. Когда такие деньги будут пользоваться популярностью, мошенникам они тоже станут интересны. Так что сейчас нельзя сказать, какие будут инциденты, связанные с цифровым рублем.
Вопрос: достаточно ли отпечатка пальца для проведения финансовой операции? Ответ – нет. Вероятность таких ошибок 10%. Это много. Есть история, когда платежные системы вводили отпечатки пальцев на кредитных картах, чтобы использовать их вместо пин-кодов для сканеров. Потом от этого отказались – из-за угрозы, что клиентам начнут рубить пальцы. Кроме того, сами биометрические особенности у человека меняются. Например, сканеры глаз не работают для беременных, в этом положении у женщин происходят некоторые изменения в сетчатке глаза.Можно комбинировать биометрию, например, к отпечатку пальца добавлять голос, это снижает вероятность ошибки. Можно ли использовать для финансовых операций такую комбинацию? Нет, нельзя. И ни в одной стране мира не используют биометрию для этих целей по умолчанию.
Как сейчас можно использовать биометрию? Для удобства. Так, например, при звонке в банк робот узнает клиента по голосу и даст ему консультации. Но транзакцию по голосу проводить нельзя. Но за биометрией – будущее. Считается, что авторизация по пин-коду, паролю и прочему уходит в прошлое. Кроме того, сканеры и алгоритмы оцифровки постоянно совершенствуются. Возможно в будущем мы и дойдем до подтверждения транзакций по биометрии, но сейчас этого делать нельзя. Но при этом собирать биометрию и работать с ней надо.
– ЦБ зафиксировал, что число мошеннических сайтов снизилось в начале года в три раза. Регулятор объяснил это переориентировкой злоумышленников на иные каналы воздействия на клиентов. Какие это каналы, по вашим данным?
– В 2020 году мошенничество резко росло, потому что люди сидели дома и активно пользовались интернетом. Кроме того, мошенники молниеносно реагировали на повестку – выплаты, компенсации, штрафы – и создавали огромное количество сайтов для обмана россиян. В этом году такие темы уже не актуальны, и поэтому нет смысла создавать под них сайты. Число атак в интернете, посвященных коронавирусу, упало в сотни раз.
Но продолжает процветать "выстрелившее" в прошлом году мошенничество на торговых площадках. В 2020 году люди стали активнее выходить на "Авито", "Юлу" и прочие площадки, чтобы продать какие-нибудь вещи и немного подзаработать. На продавцов сразу же выходят мошенники, убеждают перейти по ссылке якобы для получения денег за товар и оставить там реквизиты карты. Повторю, эти схемы очень популярны у злоумышленников и сейчас. А в целом интернет-мошенничество уже вышло на плато.
МОСКВА, РИА Новости