23 - 26 июня 2021 года, Республика Беларусь, г. Минск
Новости / Сотрудничество / Сотрудничество в ОДКБ
Подразделения российского контингента решают задачи по ведению разведки в горной и пустынной местности

Военнослужащие КСОР ОДКБ / Фото: function.mil.ru
В 1972 г. комплекс 9К113 "Штурм-В" поступил на испытания, что позволило наконец создать вариант Ми-24В, который пошел в серийное производство. Именно такой облик вертолета и предусматривался заказчиком в самом начале работ по Ми-24. К отработке комплекса "Штурм-В" приступили летом 1973 г. на полигоне в Ларцевых Полянах на доработанном под новый комплекс Ми-24А.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Осенью к этим испытаниям подключился опытный Ми-24В. В этой работе принял участие летчик-испытатель ОКБ им. М.Л. Миля Ю.Ф. Чапаев, за год до этого окончивший ШЛИ МАП. Совместные государственные испытания вертолета завершились примерно годом позже, чем Ми-24Д. Постановлением правительства от 29 марта 1976 г. Ми-24В и Ми-24Д были приняты на вооружение.
К тому времени в строю находилось около 400 Ми-24А и Ми-24Д. Таким образом, на доводку "двадцатьчетверки" ушло почти 8 лет, причем большая часть этого времени была потрачена на создание и отработку комплекса вооружения. Вероятность поражения цели вертолетом Ми-24В с ПТРК 9К113 "Штурм-В" с системой наведения "Радуга-Ш" вероятность попадания в цель превысила 92%.
На Ми-24В для стрельбы из пулемета в неподвижном (нулевом) положении и НАРами у летчика установили более совершенный оптический прицел АСП-17В. Кроме этого, дополнительные топливные баки, ранее находившиеся в грузовой кабине, стали подвешивать на крыльевых держателях. 23 сентября Ми-24В совершил первый полет, а в ноябре 1975-го машина прошла госиспытания, но в несколько отличном от опытного экземпляра виде.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Технические характеристики
Диаметр несущего винта, м | 17.30 |
Диаметр рулевого винта, м | 3.91 |
Длина,м | 21.50 |
Размах крыла, м | 6.66 |
Масса пустого, кг | 8500 |
Масса нормальная взлетная, кг | 11200 |
Масса максимальная взлетная, кг | 11500 |
Внутренние топливо, кг | 1500 + опционально 1000 |
ПТБ | 1200 (4 х 500 л) |
Тип двигателя | 2 ТВаД Климов ТВ3-117В |
Мощность, л.с. | 2 х 2225 |
Максимальная скорость, км/ч | 320 |
Крейсерская скорость, км/ч | 264 |
Перегоночная дальность, км | 1000 |
Боевая дальность, км | 595 |
Практический потолок, м | 4500 |
Статический потолок, м | 2000 |
Техническая справка
Су-24 - советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета. Постановлением правительства от 4 февраля 1975 года самолет был принят на вооружение.
Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им. Ю.А. Гагарина (город Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода им. В.П. Чкалова.

Су-24М / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в ВВС. Войсковые испытания Су-24 проводились в два этапа: первый этап - с мая 1975 года по август 1976 года, а второй этап - с января 1981 года по март 1982 года.
Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего завод полностью перешел на выпуск новой модификации Су-24, который постановлением правительства от 22 июня 1983 года был принят на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5- 2 раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года.
В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК. От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года. Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя. В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.
С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций - разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года.
Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.
Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.
Су-24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа - с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система "Пума", в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора "Орион-А", радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия "Дельта ВМТ-6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин-Н".
На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 - ПНС-24М "Тигр", в состав которой входят также 13 подсистем, в том числе импульсно-доплеровская радиолокационная станция "Орион-А",
Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2.
Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров. Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением. В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести более широкий спектр управляемых ракет класса "воздух-поверхность" с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.

Су-24М / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).
Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО - Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М - Fencer-D.
Летно-технические характеристики
Размах крыла, м | 17,64 |
Длина самолета, м | 24.59 |
Топливо, кг | 9800 |
Тип двигателя | 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А |
Тяга, кН | 2 х 76.49 |
Экипаж, ч | 2 |
Высота: | 13,192 м |
Угол стреловидности по передней кромке: | 16°/ 35°/ 45°/ 69° |
База шасси: | 8,51 м |
Колея шасси: | 3,31 м |
Масса пустого: | 22300 кг |
Масса снаряжённого: | 23700 кг |
Нормальная взлётная масса: | 33500 кг |
Максимальная взлётная масса: | 39700 кг |
Нормальная посадочная масса: | 24500 кг |
Максимальная посадочная масса: | 28000 кг |
Масса топлива во внутренних баках: | 9800 кг |
Объём топливных баков: | 11860 л |
Максимальная скорость: | |
на высоте 200 м: | 1400 км/ч (без подвесок) |
на большой высоте: | 1700 км/ч |
Скорость отрыва: | 360—400 км/ч |
Посадочная скорость: | 285—310 км/ч |
Боевой радиус: | 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой) |
Перегоночная дальность: | 2850 км (с ПТБ) |
Практический потолок: | 11500 м |
Нагрузка на крыло: | 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°) |
Тяговооружённость: | 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже) |
Длина разбега: | 1150—1250 м (при норм. взлётной массе) |
Длина пробега: | 950—1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом) |
Максимальная эксплуатационная перегрузка: | +6,5G |