Новости / Сотрудничество / Сотрудничество в ОДКБ

12:07 / 21.01.17

Су-30СМ ВВС Казахстана

Су-30СМ ВВС Казахстана

Взлёт Су-30 СМ ВВС Казахстана (Талдыкорган) / Фото: Григорий Беденко

Личный состав 604-й авиабазы Военно-воздушных сил СВО Казахстана, расположенной в 12 километрах от Талдыкоргана, получил отличный новогодний подарок.

27 декабря 2016 года) из российского Иркутска с авиазавода прибыли два новейших многофункциональных истребителя Су-30СМ. Теперь общее количество этих современных многоцелевых истребителей поколения 4++ у нас достигло шести, что является почти полностью укомплектованной эскадрильей. Кратко о том, что представляют собой эти превосходные боевые машины, а также, как лётчики и технический состав их осваивают, рассказывает наш корреспондент.

Первые Су-30СМ появились в Казахстане полтора года назад, в апреле 2015-го. Казахстан, как самый активный участник ОДКБ с наиболее протяжённой южной границей и обширным воздушным пространством, получил современную авиатехнику для усиления своего военного потенциала вне очереди и по ценам, установленным для ВС РФ.

1.jpg

Проход на малой высоте / Фото Григория Беденко


Су-30СМ (серийный модернизированный) – российский многоцелевой двухместный тяжёлый истребитель поколения 4++. Для обслуживания и полётов на новых машинах – "масловых", как их на авиационном сленге называют лётчики – выделена группа пилотов и технических специалистов.

Полёты обычно проводятся три раза в неделю, с 11 утра и до 6 вечера. В план боевой подготовки входят и полёты в тёмное время суток. Они начинаются после обеда и продолжаются до 23 часов. Технический персонал в такие дни прибывает на аэродром задолго до начала основных мероприятий, примерно в 6:00. Это необходимо для того, чтобы подготовить матчасть к работе.

2.jpg

Финальная проверка перед вылетом / Фото Григория Беденко


Обычно в полётах участвуют, кроме Су-30СМ, звено Су-27БМ и Су-27УБМ2, а также самолёты третьего поколения, стоящие на вооружении Военно-воздушных сил СВО – МиГ-27 и МиГ-23.

Су-30 разительно отличается от остальных самолётов базы, даже чисто визуально: другой дизайн, так называемая ливрея (окраска корпуса и опознавательные знаки на нём) – тоже другая. Самолёт оборудован двумя двухконтурными форсированными турбореактивными двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что придаёт ему сверхманёвренность.

Перед началом полётов технический специалист протирает остекление кабины спецсредством. Обзору лётчиков не должны мешать пятна, вызванные осадками, которые создают блики.

Особого внимания заслуживает так называемое помещение высотного оборудования и снаряжения, где хранятся шлемы, кислородные маски и антиперегрузочные костюмы для лётчиков. Здесь даже есть свой мини-музей, где собраны шлемы, в которых военные летали начиная с 30-х годов прошлого века и до настоящего времени. Снаряжение распределено по роду задач. Например, антиперегрузочные костюмы необходимы для высотных полётов с целью перехвата высоколетящих объектов. Шлем у каждого лётчика свой, лежит на своём месте с биркой, на которой указаны фамилия офицера и его должность.

3.jpg

Помещение высотного оборудования и снаряжения / Фото Григория Беденко


Для обычных полётов на относительно небольших высотах используется облегчённое снаряжение, напоминающее комбинезон. Лётчику в нём должно быть максимально комфортно, и ничто не должно сковывать его движений. Во время перегрузок, когда вес тела многократно увеличивается, это очень важный момент. Всем этим разнообразным хозяйством заведует подполковник Евгений Аликин. Любопытно, что у генералов из руководящего состава Сил воздушной обороны тоже есть индивидуальное снаряжение. В Военно-воздушных силах по традиции летают все.

Тем временем в помещении штаба авиабазы начинается предполётное совещание. Командиры подразделений докладывают о готовности лётного и технического состава. Все воздушные коридоры отрабатывает старший штурман авиабазы полковник Александр Петручик. Он также отвечает за точность соблюдения лётчиками предписанных маршрутов. Старший штурман доводит до личного состава план полётов на текущий день. Затем все сверяют часы с точностью до 1 секунды. Командир предупреждает личный состав о необходимости соблюдения регламента полётов и техники безопасности. У военных лётчиков это особая тема, так как они имеют дело с боеприпасами. Молодые лётчики отрисовывают план поставленных полётных заданий с помощью лекал. Когда придёт опыт, они будут все запоминать уже без лишних бумажек.

4.jpg

Старший штурман авиабазы полковник Александр Петручик / Фото Григория Беденко


Су-30 создавался как самолёт для командного боя. Его бортовой ПФАР-радар, получивший наименование Н011 "Барс", значительно превосходит все ранее размещавшиеся на истребителях семейства Су-27 аналогичные системы.

По сути, с помощью этого узла тяжёлый истребитель берёт на себя функции самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). К примеру, истребитель противника Су-30 может обнаружить на удалении до 140 километров, группу танков – до 50 км, а морские цели – до 120 км. Самолёт может не только поражать воздушные, наземные и надводные цели с помощью собственного ракетного вооружения, но и наводить на них истребители-бомбардировщики с меньшим радиусом обнаружения целей.

Если добавить к этому современную компьютерную начинку и сверхманёвренность, иногда выходящую за пределы аэродинамики, то Су-30 превращается в грозную многоцелевую воздушную платформу, которая способна наносить потенциальному противнику огромный ущерб. На Су-30 установлено множество современных узлов, таких как оптический радар обнаружения целей, а также встроенный в шлем лётчиков интерфейс системы наведения вооружения. Он позволяет управлять боевыми системами самолёта буквально поворотом головы.

5.jpg

Экипаж занимает свои места / Фото Григория Беденко


Единственное, что отличает семейство Су-30 от самолётов 5-го поколения, таких как американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также новейшего российского Т-50, – это отсутствие стелс-технологий. Впрочем, Су-30 они и не нужны – он занимает другую тактическую нишу. Дело в том, что с такой мощной ПФАР-системой самолёт легко обнаруживается потенциальным противником. Стелс-истребители и бомбардировщики атакуют противника скрытно, с выключенными радарами – цель для них обычно подсвечивает самолёт ДРЛО, находящийся на значительном удалении (который, кстати, весьма уязвим). Су-30 же работает в открытую, с применением мощных средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Такие системы как "Хибины" и "Сорбция–С" могут не только "ослепить" радары вражеских истребителей, но и "вырубить" целые наземные комплексы ПВО. Ещё одна интересная особенность Су-30СМ: он способен составлять радиолокационные карты местности.

Самолёты способны поражать наземные цели с помощью бортового вооружения различной номенклатуры, в частности –неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС). Для выполнения учебных задач в 50 километрах от аэродрома функционирует полигон "Кызылагаш", расположенный рядом с одноимённым печально известным посёлком. На Су-30 отрабатывается пилотаж и поражение наземных целей НУРСами.

Один вылет занимает от получаса до сорока минут. Затем самолёты приземляются. Посадочная скорость Су-30 – около 260 км/ч. На полосе её гасят специальные тормозные парашюты.

6.jpg

Посадка и выброс тормозных парашютов / Фото Григория Беденко


Командир эскадрильи майор Аслан Кулбасов сегодня выполняет обязанности лётчика-инструктора на Су-30СМ. Он уже подготовил нескольких молодых лейтенантов к полётам на новых боевых машинах. Аслану 35 лет, родом он из села Саракемер, расположенного под Таразом.

"Я окончил Краснодарский военно-авиационный институт в 2003 году, – рассказывает Аслан, – Затем летал здесь, в Талдыкоргане, на самолётах МиГ-27 и МиГ-23 около 10 лет. Потом поступил в академию. В прошлом году набрали группу лётчиков, в которую вошёл и я, и направили в Иркутск на переобучение. Получил инструкторский допуск у российских лётчиков-испытателей. За полгода выпустил трёх молодых лейтенантов. Су-30 – машина сложная, готовиться надо много. Очень сложный, умный комплекс, который способен работать и по земле и по воздуху. Я уважительно отношусь ко всей технике, но на этом самолёте полетит не каждый. Есть приоритет – должно быть не менее 500 часов налёта. У меня налёт был под 900 часов, когда я сел на этот самолёт, а у моих товарищей, моих подчинённых, у которых был меньший налёт, переобучение немного затянулось – навыки не те. Опыт всё равно сказывается. Распределение внимания, работа с аппаратурой кабины – здесь всё по-другому. Интересно, что молодые достаточно легко обучаются. Здесь много электроники – всё цифровое. В плане управления старики быстрее привыкают, а те, кто моложе, – быстрее запоминают, у них легче получается работать с компьютерной частью машины".

7.jpg

Командир эскадрильи майор Аслан Кулбасов / Фото Григория Беденко


Старший лейтенант Артур Хасанов родом из Уральска, ему 27 лет. Совсем недавно Артур совершил свой первый самостоятельный вылет на Су-30СМ.

"В 2006 году я по квоте поступил в Краснодарский высший военно-авиационный институт. В 2012 году его окончил. До этого ещё в школе занимался планерным спортом, получил там III разряд. Со школьной скамьи хотел стать военным лётчиком. В Талдыкорган попал по распределению. Когда прибыл сюда, летал на МиГ-23, МиГ-27, участвовал в полётах на Балхаше на учебно-тренировочных L-39 и сейчас прохожу практическое переучивание на самолёт Су-30СМ. 31 марта вылетел самостоятельно. Самолёт просто отличный! Многое может. В отличие от тех типов, на которых я раньше летал, он на голову выше. Чувствуется, что это действительно машина четвёртого поколения с двумя плюсами: и аэродинамика, и навигация – самые наилучшие. У нас есть программа переучивания на самолёт Су-30. Идёт процесс теоретического обучения, потом контрольный полёт, где инструктор проверяет полученные навыки. А самостоятельный полёт – без инструктора – выполняю сам", – поделился своими впечатлениями Артур.

8.jpg

Старший лейтенант Артур Хасанов / Фото Григория Беденко


Лётчики покидают кабину, затем начинается обслуживание машины – проверка технического состояния, дозаправка и т. п. Процесс продолжается где-то около получаса. Самое сложное – зарядка установок дня стрельбы НУРСами и размещение под консолями крыла авиационных боеприпасов.

Су-30СМ активно применяются в Сирии Воздушно-космическими силами России. Вообще опыт этой военной кампании показывает, что авиация на сегодня является грозной силой на любом театре военных действий, даже таком запутанном и специфическом как сирийская гражданская война. И массированное применение авиационных средств может за довольно короткий период кардинально изменить ход таких вооружённых конфликтов.

Сегодня истребители семейства Су-30, кроме Казахстана и России, состоят на вооружении восьми стран мира. Это Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия и Уганда. Самая большая группировка Су-30 в конфигурации Су-30МКИ (экспортный вариант) находится в Индии – около 225 машин.

9.jpg

На стоянке перед вылетом / Фото Григория Беденко


Тем временем в КДП идёт активная работа. Подразделение военных диспетчеров руководит всеми полётами боевой авиации базы и находится в постоянном контакте с гражданскими структурами "Казаэронавигации". Группой руководит подполковник Максим Мязин.

Любопытные детали: в 2005 году Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией. В 2015-м в Великобритании в рамках международных учений "Индрахануш" ("Радуга") были проведены учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС одержали победу над ВВС Британии со счётом 12:0.

Интервью с командиром авиабазы полковником Жанибеком Жумашевым

– Жанибек Мирашевич, как идёт освоение самолёта?

– С момента прибытия Су-30СМ к нам на авиабазу серьёзную поддержку нашим лётчикам оказывали российские коллеги. Была сформирована казахстанская группа из наиболее подготовленной части личного состава. Ранее эти лётчики эксплуатировали МиГ-27 и Су-27. Летали совместно с россиянами. Это позволило в кратчайшие сроки – уже через месяц – принять участие в параде в честь 70-летия Великой Победы в Астане. Затем приступили к отработке сложного пилотажа и применения самолёта по наземным целям. После окончания договорных обязательств в конце 2015 года россияне уехали, а мы стали летать самостоятельно, затем приступили к тренировкам молодых лейтенантов. Тренируем их на групповую слётанность, на сложный пилотаж, а также обучаем полётам по боевому применению по различным целям – наземным и воздушным.

10.jpg

Командир авиабазы полковник Жанибек Жумашев / Фото Григория Беденко


– Разница чувствуется?

– У этих самолётов, безусловно, есть преимущество. К примеру, по сравнению с Су-27 радиолокационная станция на порядок мощнее. Она способна подсвечивать цели на значительно бо́льших дистанциях. Совсем другие возможности использования прицельного комплекса по наземным объектам. Если Су-27 используется по наземным целям только при визуальном контакте с целью, то Су-30 может по ним работать без визуального контакта – в ночных условиях, в сложных метеоусловиях, в режиме навигационного бомбометания. Таких возможностей у Су-27 нет. Мы уже применяли новую технику в подобных условиях, и наш лётный состав показал неплохие результаты – в установленное время и с большой точностью на полигоне поражались цели. Использовались неуправляемые авиабомбы, причём с различных высот. Главным достижением стало бомбометание с 5000 метров. Там были отличные результаты по точности и времени попадания. Стреляли также из пушечного вооружения и неуправляемого ракетного вооружения.

– Известно, что Су-30 обладает сверхманёвренностью. Вы уже пробовали что-то из такого пилотажа?

– Были показаны все возможности этого самолёта при первоначальном обучении лётным составом ВКС Российской Федерации, а на данный момент наши лётчики эксплуатируют его в тех рамках, которые обозначены в руководстве по лётной эксплуатации – в тех манёвренных характеристиках и тех манёврах, которые там описаны.

– Сколько людей уже подготовлено?

– Из числа инструкторов у нас на данный момент имеются четыре специалиста. Это наши же лётчики, которые в прошлом году приступили к самостоятельным полётам на Су-30. Их подготовка прошла менее чем за год. Из них двое могут работать и по воздушным, и по наземным целям. И мы на данный момент подготовили четырёх молодых лётчиков – лейтенантов-выпускников. Из них один выполняет самостоятельные полёты по боевому применению по наземным целям с хорошим качеством.

11.jpg

Предполётное совещание / Фото Григория Беденко


– Планируется ли расширение авиапарка Су-30?

– Да, планируется в ближайшее время: в 2016 году – закупка нескольких самолётов, в 2017 году – до 4-6 самолётов, в зависимости от возможностей нашего государства. Но в целом мы планируем в ближайшие три года до 12 самолётов иметь здесь, уже у нас на авиабазе.

– Какова дальнейшая судьба самолётов третьего поколения?

– У МиГ-27 ещё есть возможности для эксплуатации. Будем на них летать до окончания гарантийных сроков по времени их эксплуатации. Будем их максимально использовать. А Су-27 будем эксплуатировать до 2020-х годов. У них есть ресурс. И также руководством рассматриваются варианты капитального ремонта тех самолётов, у которых будут выходить сроки. Су-27 свою актуальность на данный момент не потерял. Возможности для воздушного боя остаются такими же относительно самолётов других стран. И, несмотря на то, что имеются самолёты нового поколения, такие как Су-30, Су-34, Су-35, на данный момент Су-27 остаётся актуальным по эксплуатации, по своим возможностям – в том числе манёвренным возможностям – и по своему потенциалу. В дальнейшем их судьба будет зависеть от того, возьмутся ли за продолжение жизни этих машин заводы-изготовители и авиаремонтные предприятия. Насколько я знаю, на данный момент они во многих странах эксплуатируются, и ещё их хватит на десяток лет, как минимум, при своевременном проведении ремонтных работ.

– Каковы дальнейшие планы по подготовке лётного состава?

– Мы постепенно поэтапно переходим на подготовку лётного состава на новой технике. У нас также имеются молодые лётчики на Су-27, которые на данный момент проходят практическую подготовку. Есть лётный состав, который теоретически переучивается. Мы не убираем в сторону Су-27, также продолжаем подготовку молодого лётного состава на Су-27. На Су-30 по мере поставки самолётов мы будем наращивать и количество лётного состава. Соответственно, будем переводить с одного типа на другой – более современный.

 

МОСКВА, материалы сайта издания Inform БЮРО, Григория Беденко
12 



Оригинал


Теги: Казахстан, Россия, Су-30, авиация, военно-техническое сотрудничество