22–25 ноября 2022 года, Республика Беларусь, г. Минск
Новости / Силовые структуры / Учения и спецоперации
В Черном море Су-30 и Су-24 следят за двумя кораблями НАТО

Су-24МР / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Первый сверхманевренный:
- Су-30МК – первый в мире серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью, то есть способностью выполнять на больших углах атаки уникальные маневры для завоевания превосходства в ближнем бою и отражения ракетных атак.
- Аэродинамическая схема Су-30МК – триплан, неустойчивый в продольном канале. Для увеличения подъемной силы и повышения маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полета на больших углах атаки.
- Су-30МК – первый в мире серийный истребитель горизонтального взлета/посадки, оснащенный двигателями с поворотными соплами Дифференциальное отклонение на углы до ± 15 градусов двух осесимметричных сопел двигателей АЛ-31ФП, оси поворота которых расположены под углом 32 градуса друг к другу, позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.
- Существенный вклад в повышение маневренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.
- Уникальные маневренные возможности самолета, помимо увеличения боевых возможностей, существенно повышают безопасность полетов.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Летно-технические характеристики
Взлетный вес (нормальный/максимальный), кг | 26 090 / 34 000 |
Запас топлива, удельный вес 0,785 г/куб. см (нормальный/максимальный), кг | 5 270 / 9 400 |
Максимальная длина разбега с нормальным взлетным весом (на форсаже), м | 550 |
Максимальная длина пробега с нормальным посадочным весом, с тормозным парашютом, м | 750 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 1 350 |
Двигатель: | 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф |
Тяга: | максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс; на форсаже: 2 × 12500 кгс |
Дальность полёта: | у земли: 1270 км; на высоте: 3000 км; боевой радиус: 1500 км |
Продолжительность полёта | 3,5 ч (без дозаправок) |
Практический потолок: | 17300 м |
Скороподъёмность: | 13800 м/мин (230 м/с) |
Экипаж: | 2 человека |
Длина: | 21,9 м |
Размах крыла: | 14,7 м |
Высота: | 6,36 м |
Площадь крыла: | 62 м² |
Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский /российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25—27 лет.

Арсенал Су-24М / Фото: www.airwar.ru
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ. На самолёте установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2×11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км.
В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус». Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг[13] с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Модификации:
- Су-24 — базовая модификация
- Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
- Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов. Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
- Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
- Су-24М2 — современная модернизация. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30-50 м (кратковременно — 10-30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М .

Три проекции Су-24М (схема) / Схема: www.airwar.ru
Тактико-технические показатели
Модификация | Су-24М |
Размах крыла, м: |
|
максимальный (69 град) | 17,64 |
минимальный (16 град) | 10,37 |
Длина самолета, м | 24.59 |
Высота самолета, м | 6.19 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета | 22300 |
нормальная взлетная | 33500 |
максимальная взлетная | 39700 |
максимальная посадочная | 28000 |
Топливо, кг: |
|
внутренние топливо | 9800 |
ПТБ | 6590 |
Тип двигателя | 2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А |
Тяга, кН: |
|
нефорсированная | 2 х 76.49 |
форсированная | 2 х 110.32 |
Максимальная скорость, км/ч: |
|
на высоте | 1700 |
на уровне моря | 1400 |
Перегоночная дальность, км: |
|
с одной дозаправкой | 4270 |
с двумя ПТБ | 2850 |
Боевой радиус действия, км: |
|
без ПТБ | 390 |
с ПТБ | 560 |
Практический потолок, м | 11000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 |
Экипаж, ч | 2 |
Вооружение: |
|
одна встроенная 23-мм пушка ГШ | с 500 снарядами |
Боевая нагрузка, кг | 8000 |
узлов подвески, шт | 8 |
управляемое и корректируемое вооружение класса "воздух-поверхность" | ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59 |
авиабомбы | КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л |
неуправляемое вооружение | авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ |
управляемое ракетное вооружение класса "воздух-воздух" | до 2 ракет Р-60 или Р-60М |
в семи точках | могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ |
в трех точках | подвесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 или 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой
|