"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5
Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) пр.1143.5 разработан Невским проектно-конструкторском бюро на основе пр.1143.4 ("Баку", позднее "Адмирал Горшков") с использованием опыта создания кораблей пр.1153 и 1160. Эскизное проектирование начато в 1977 году, завершено в июле 1980 года и окончательно проект утвержден в мае 1982 года.
Главными конструкторами при проектировании и строительстве корабля были О.П. Ефимов (1977 год), А.Б. Морин (лето 1979 год), В.Ф. Аникеев (декабрь 1979 год), П.А. Соколов (1986 год) и Л.В. Белов (1989 год).
Изначально проектом предусматривалась установка на корабле паровой катапульты, позднее проект был переработан под трамплин. Строительство ТАВКР ("Рига", заводской №105) начато 1.09.1982 году на Черноморском судостроительном заводе №444 (город Николаев), 26.07.1982 года зачислен в списки кораблей ВМФ, 26.11.1982 года переименован в "Леонид Брежнев", 6.12.1985 года спущен на воду, 11.08.1987 года переименован в "Тбилиси", а 4.10.1990 года - в "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".
Вступил в строй 25.12.1990 год., а 20.01.1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного флота. Доводочные работы продолжались до 6.05.1991 года. От ТАВКР "Адмирал Горшков" пр.1143.4 отличался большим водоизмещением (58500 т. против 40000 т.) и меньшей скоростью (30 узлов против 32 узлов).
На крейсере планировалось разместить около 50 единиц самолетов типа Су-33 (основной), МиГ-29K, Су-27К, Су-25, Су-25УТГ, вертолетов типа Ка-27 (Ка-28, Ка-29, Ка-32), а также специально построенных двух самолетов РЭБ/ДРЛОУ - модифицированный транспортный самолет с двойными турбинами Ан-72 (Madcap) и Як-44 с двойным турбовинтовым двигателем (внешне напоминал E-2 “Хокай”).
Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
На ТАВКР были испытаны истребители-бомбардировщики МиГ-27, Су-24, Су-25 и Су-27. Самолеты для ТАВКР пр.1143.5 дорабатывались на наземном испытательно-тренировочном комплексе авиации (НИТКА, аэродром Ново-Фёдоровка, г. Саки, Крым) со стальным лётным полем в виде корабельной палубы.
Первая посадка самолета на палубу ТАВКР пр.1143.5 ("Тбилиси") произведена 1.11.1989 года (истребитель Су-27К, лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв). В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О. Аубакиров).
В августе 1990 года. начались государственные испытания, в ходе которых корабль прошел 16200 миль с выполнением 454 полётов самолётов. В декабре 1991 года крейсер совершил переход вокруг Европы на Северный флот, где был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием в Видяево.
Полеты 279 иап (командир Герой РФ Т.А. Апакидзе) с палубы ТАВКР были освоены в 1994 году. С августа 1998 года обеспечивал боевую подготовку палубной авиации, в октябре 1999 года - лётные испытания самолёта Су-27КУБ. Осенью 2000 года прошёл ремонт на СРЗ-35, а 27.09-24.10.2004 г. участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике.
Тяжелый авианесущий крейсер пр.1143.5 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания поддержки морским десантам и наземным войскам. Самый крупный боевой корабль ВМФ России.
Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
По архитектуре ТАВКР пр.1143.5 представляет собой гладкопалубный корабль с угловой полетной палубой (ПП, площадь 14700 кв. м.) и развитой надстройкой по правому борту. Трамплин в носовой оконечности ПП (угол схода 14 град.) выполнен интегрально с корпусом корабля, имеющим 7 палуб по высоте и две платформы.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) с увеличенным запасом топлива (в отличие от пр.1143.4) выполнена в виде четырехвальной котлотурбинной установки (КТУ) в составе 8 главных паровых котлов (КВГ-4) и 4 паровых турбин мощностью по 50000 л.с. каждая, размещенных в двух машинно-котельных отделениях. Ход корабля обеспечивается четырьмя валами с винтами фиксированного шага.
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" обеспечивает базирование на борту до 26 самолётов (типа Су-27К, МиГ-29К, Як-141, Су-33) и 18-24 вертолёта (типа Ка-27, Ка-27ПС, Ка-31) в различных вариантах. Они размещаются в ангаре (153x26x7,2 м) под главной палубой, который в противопожарном отношении может разделяться огнестойкими складными шторами на 4 отсека.
Перемещение авиатехники по ангару обеспечивается полуавтоматической системой цепной транспортировки, на платформы лифтов – тягачами.
Ракетно-артиллерийское вооружение корабля включает:
- 12 пусковых установок ПКРК "Гранит" (Shipwreck)
- 4 корабельных зенитных ракетных комплекса (ЗРК) "Кинжал" ("Клинок", 24 ПУ, 192 ракеты)
- 8 боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) "Кортик" ("Каштан", 256 ракет)
- 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установки АК-630М (48000 снарядов)
Противолодочное и противоторпедное вооружениекрейсера представлено реактивным комплексом противолодочной и противоторпедной защиты (РКПТЗ) "Удав-1" (60 реактивных глубинных бомб).
Радиоэлектронное оборудование корабля включает боевую информационно-управляющую систему (БИУС) "Лесоруб", многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трёхкоординатную РЛС "Фрегат-М2" для обнаружения воздушных и надводных целей, РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат", навигационный комплекс "Бейсур", комплекс связи "Буран-2", РЛС управления полётами "Резистор", средства радиоэлектронной борьбы "Созвездие-БР", гидроакустическую станцию "Звезда-М1", навигационную систему и средства связи, др. средства.
Находится на боевой службе в составе Северного флота, принимает участвует в его боевой учебе.
Схема: ru.wikipedia.org
Тактико-технические показатели
Основной разработчик | ОАО "Невское ПКБ" |
Основной производитель | Черноморский судостроительный завод (г. Николаев) |
Скорость полного хода, уз. | 30 |
Дальность плавания максимальная ходом 18 узлов, мили | 18000 |
Автономность, сут. | 45 |
Вооружение: |
|
ракетное: |
|
ПУ ПКР "Гранит" | 12 |
ЗРК "Кинжал" | 4 |
ЗРАК "Кортик" | 8 |
радиотехническое: |
БИУС "Лесоруб"
РЛС "Марс-Пассат"
"Фрегат-М2"
"Подкат" "Резистор"
|
Энергетическая установка: | Энергетическая установка: 4 вальная котлотурбинная установка, 200000 л.с 4 ВФШ |
Главные размерения, м | 304,5х72х10,5 |