22–25 ноября 2022 года, Республика Беларусь, г. Минск
Новости / Техника и вооружение / Вооружение и военная техника
Все Ка-27 и Ту-142 морской авиации ВМФ РФ модернизируют в течение 3-5 лет
Ка-27 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Техническая справка
Ту-142 дальний самолет противолодочной обороны
Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой "Беркут" и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.
При проектировании Ту-142 для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета и приспособления его для работы с грунтовых аэродромов, ОКБ пошло на применение новой конструкции основных стоек шасси с двенадцатиколесными тележками, а также перешло на использование двухщелевых закрылок.В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ. Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета. На самолете Ту-142 №4211 в кабине были установлены койки для отдыха экипажа в длительных полетах. На Ту-142 №4231 была демонтирована малоэффективная система "Гагара" и часть оборудования электронного противодействия.
В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод. Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр "ВПМ" (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года. Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой "Коршун".

Ту-142М-Э были поставлены в Индию / Фото: www.dogswar.ru
В середине 80-х годов ОКБ провело дальнейшую модернизацию самолета. На Ту-142М была внедрена новейшая гидроакустическая система "Заречье", были проведены работы для повышения эффективности средств РЭП. Силовая установка была переведена на новую модификацию двигателей НК-12МП, кормовая пушечная установка - на спарку ГШ-23, взятой в комплекте с прицельной станцией с Ту-22М2. Новый комплекс получил обозначение Ту-142М-З и был принят официально на вооружение в 1993 году. Последняя машина Ту-142М-З покинула сборочный цех Таганрогского завода в 1994 году, поставив точку в производстве семейства самолетов Ту-95 и Ту-142.
Летно-технические характеристики
Самолет | Ту-142М |
Размах крыла, м | 50,4 |
Длина самолета, м | 53,07 |
Высота самолета, м | 14,47 |
Площадь крыла, м² | 289,9 |
Максимальная взлетная масса, кг | 185000 |
Боевая нагрузка, кг | 8845 |
Максимальная скорость полета, км/ч | 800 |
Крейсерская скорость полета, км/ч | 705 |
Скорость барражирования, км/ч | 450 |
Практическая дальность полета, км | 10050 |
Длина разбега, м | 2560 |
Число членов экипажа, человек | 10 |
Вооружение: |
|
2 пушки 23 мм (ГШ-23) |
|
противокорабельные ракеты |
|
противолодочные торпеды |
|
радиогидроакустические буи |
|
глубинные бомбы. |
|
Ка-27 (Обозначение КБ — изделие «Д2Б», обозначение изготовителя — изделие «500», по кодификации НАТО: Helix- «Спираль») — советский корабельный многоцелевой вертолёт. Вертолёт, разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева (Н. И. Камов умер в ноябре 1973 г). Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года.
Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ / ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
На основе базовой многоцелевой машины «252» были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501).
Ка-27 предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах. Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года, 24 декабря выполнен первый полёт по кругу. Серийное производство было начато в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на 9 лет, и на вооружение вертолёт принят 14 апреля 1981 года.
Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение ТАКР «Минск». В 1979 году в составе Северного флота на аэродроме Североморск-2 был сформирован полк корабельных вертолётов (830 ОКПЛВП), оснащённый Ка-27. Позже вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143. 14 апреля 1981 года принят на вооружение.
В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144). Вертолёт поставлялся на экспорт в Индию, Китай, Сирию, Югославию в экспортной модификации Ка-28.
Ка-27ПЛ / ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Ка-27ПЛ / ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев
Технические характеристики
Диаметр главного винта, м | 15.90 |
Длина,м | 12.25 |
Высота ,м | 5.40 |
Ширина, м | 3.80 |
Масса пустого, кг | 6100 |
Тип двигателя | 2 ГТД Климов ТВ3-117КМ |
Мощность, л.с. | 2 х 2225 |
Максимальная скорость, км/ч | 291 |
Крейсерская скорость, км/ч | 250 |
Перегоночная дальность, км | 1000 |
Боевая дальность, км | 760 |
Продолжительность полета, ч.мин | 3.30 |
Боевой радиус действия, км | 200 |
Практический потолок, м | 5000 |
Статический потолок, м | 3500 |
Экипаж, чел | 2-3 |