Новости / Силовые структуры / Вооруженные силы

6:00 / 20.02.20

Сергей Рудской: «Интеллектуальное обеспечение стратегического превосходства»

Сергей Рудской: «Интеллектуальное обеспечение стратегического превосходства»

Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской / Фото: Пресс-служба МО РФ

20 февраля исполняется 318 лет со дня образования Главного оперативного управления Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.

В год 75-летия Великой Победы темой нашей беседы с начальником Главного оперативного управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковником Сергеем Рудским, естественно, стал военный период более чем трёхвековой истории этого важнейшего из центральных органов военного управления.

Каковы были в 1941–1945 годах основные функции и структура Оперативного управления Генерального штаба РККА? Как было тогда организовано стратегическое планирование, как совершенствовался его алгоритм? В предлагаемом читательскому вниманию интервью – ответы на эти и другие вопросы.

– Нынешний год – особенный. 9 Мая мы будем отмечать 75-летие Великой Победы. В связи с этим хотелось бы подробно поговорить об особенностях работы офицеров-операторов в годы Великой Отечественной войны. Сергей Фёдорович, каким было Оперативное управление Генерального штаба РККА накануне и в первые месяцы войны?

– Действительно, год знаменательный и очень важный для сохранения памяти народа о тех героических событиях, которые происходили в период 1941–1945 годов. Боевой путь Оперативного управления Генерального штаба РККА, после войны – Главного оперативного управления Генерального штаба Советской Армии, а затем и Вооружённых Сил Российской Федерации тесно переплетён с героической летописью нашей страны.

«Стиль и методы работы Оперативного управления, выработанные
в ходе Великой Отечественной войны, по многим вопросам перешли
в современную жизнь Главного оперативного управления Генерального штаба»

Первые недели и месяцы войны стали своего рода суровым экзаменом для военно-политического руководства Советского Союза, Генерального штаба и входящего в него Оперативного управления.

В предвоенное время, а особенно с началом Второй мировой войны и возрастанием угрозы агрессии со стороны фашистской Германии и Японии, резко возросли объём и сложность задач военного строительства. С учётом важности этого направления деятельности в Генеральном штабе и Оперативном управлении проводились реорганизации и преобразования.

С одной стороны, это были положительные изменения, так как совершенствовалась структура управления, расширялся круг выполняемых задач. С другой – такая оптимизация в большей степени была направлена на повышение качества процессов строительства и развития Красной Армии, её перевооружения, то есть на работу в условиях мирного времени. Также не способствовали эффективной работе низкая укомплектованность кадрами, постоянная ротация офицеров-операторов и частая смена начальников Оперативного управления.

В результате к началу Великой Отечественной войны Генеральный штаб остался в прежней довоенной организационной структуре.

Обстановка в летние месяцы 1941 года развивалась стремительно. Всё внимание руководства страны было приковано к событиям на фронтах. Как вспоминал Маршал Советского Союза А.М. Василевский, «Генеральный штаб в самый ответственный момент оказался предоставленным самому себе. Все решения принимались наверху помимо него, и он был лишь передаточной инстанцией».

На сложившуюся ситуацию также негативно повлияло решение Политбюро усилить командования созданных фронтов руководящим составом центрального аппарата, в том числе за счёт офицеров-операторов Оперативного управления.
Враг стремительно продвигался к Москве, очень быстро менялась оперативно-стратегическая обстановка. На этом фоне с каждым днём нарастала потребность в оперативном управлении войсками действующей армии, в организации и координации усилий фронтов, взаимодействия между ними, в сборе данных об обстановке, доведении задач до командований и штабов.

Но в то время у Оперативного управления, как, собственно, и у Генштаба, в принципе не было возможности осуществлять эффективное управление войсками и стратегическое планирование применения РККА.

Их становление в качестве основного планирующего, организующего и руководящего органа Верховного Главнокомандования происходило уже в ходе начального периода Великой Отечественной войны. По воспоминаниям Маршала Советского Союза А.М. Василевского, прежде чем стать эффективным органом оперативного руководства Красной Армией, Генеральный штаб «прошёл путь поисков своего места в стратегическом руководстве, своей организационной структуры и методов работы».

Хочу отметить, что необходимые преобразования и кадровые перестановки были быстро проведены. Уже 10 августа 1941 года нарком обороны И.В. Сталин утвердил «Положение о Генеральном штабе Красной Армии», в котором определялись функции и уточнялась его организационная структура. Начальник Генштаба наделялся полномочиями подписывать вместе с Верховным Главнокомандующим приказы и директивы Ставки ВГК.

Структурные и функциональные изменения в первую очередь затронули ведущее – Оперативное управление. Вместо отделов были развёрнуты восемь направлений. Однако переход к работе в условиях военного времени проходил сложно и довольно медленно. Начальники только сформированных направлений и офицеры-операторы, не имея инструкций и слабо владея своими функциональными обязанностями, продолжали руководить по прежней схеме.

Однако и эти недостатки в работе удалось преодолеть. После завершения битвы за Москву руководство Генштаба приложило немало усилий, чтобы повысить эффективность работы Оперативного управления. Прежде всего были чётко определены границы ответственности каждого направления, разработаны и утверждены соответствующие инструкции и обязанности офицеров-операторов.

Таким образом, только после проведения ряда организационных мероприятий, чёткого распределения функциональных обязанностей, устранения серьёзных упущений, выявившихся в первые месяцы войны, Оперативное управление полностью осуществило переход к работе с мирного на военное время.

В результате структурных преобразований управление стало более работоспособным, действительно оперативным органом, который мог гораздо эффективнее выполнять возложенные на него задачи.

– Сергей Фёдорович, а что можно сказать об основных функциях Оперативного управления в годы войны? Как происходило совершенствование стиля и методов работы? Какое место занимало Оперативное управление в системе принятия стратегических решений на уровне государства?

– Основная нагрузка лежала на начальниках и офицерах-операторах структурных подразделений Оперативного управления. Они отвечали за определённое операционное направление и несли ответственность за своевременное доведение до войск всех директив, приказов и распоряжений Ставки ВГК, а также начальника Генерального штаба. Офицеры-операторы постоянно уточняли положение дел на фронте, разрабатывали проекты директив, приказов и распоряжений, составляли справки, оперативные расчёты, ставили задачи по материальному обеспечению войск.

Информационный отдел Оперативного управления обобщал предложения, поступающие от направлений, и осуществлял подготовку оперативных сводок Генерального штаба. Они составлялись ежедневно, представлялись членам ГКО, Ставки ВГК и заместителям наркома обороны.

Донесения Ставке ВГК разрабатывались три раза в сутки, начиная с июля 1941 года и до окончания войны.

Кроме того, в информационном отделе постоянно велись карты: оперативной обстановки на фронтах за сутки и общей стратегической обстановки за 3–5 дней.

Открытые сообщения Информбюро разрабатывались офицерами-операторами к 8.30 и 20.30 ежедневно и направлялись в Совинформбюро для последующей публикации в печати и сообщений по радио. В них отражалась краткая обстановка на советско-германском фронте с указанием важных событий, фактов и результатов боевых действий.

Кроме того, на правах отдела была создана специальная группа офицеров Генерального штаба (из расчёта на каждый штаб фронта – два человека, на каждый штаб армии – три человека и на каждую дивизию – три человека) для связи с войсками, которая тесно взаимодействовала с Оперативным управлением. Офицеры-операторы также часто работали непосредственно в войсках, выполняя обязанности представителей Генштаба. Не все из них вернулись с фронта. 31 офицер Оперативного управления погиб на полях сражений Великой Отечественной войны. Память о них увековечена в музее Главного оперативного управления Генерального штаба.

Для эффективности функционирования Оперативного управления постепенно был упорядочен его круглосуточный цикл работы. Он привязывался к рабочему графику И.В. Сталина.

Очень интересные воспоминания по этому поводу есть у генерала армии С.М. Штеменко, позвольте процитировать: «Доклады Верховному Главнокомандующему делались, как правило, три раза в сутки. Первый из них имел место в 10–11 часов дня, обычно по телефону. Это выпадало на мою долю. Вечером, в 16–17 часов, докладывал заместитель начальника Генштаба. А ночью мы ехали в Ставку с итоговым докладом за сутки. Перед этим подготавливалась обстановка на картах 1:200 000 отдельно по каждому фронту, с показом положения наших войск до дивизии, а в иных случаях и до полка… Верховный не терпел даже малейшего вранья или приукрашивания действительности и жестоко наказывал тех, кто попадался на этом…»

Смысл этих фраз раскрывает, какой объём работы выполнялся Оперативным управлением Генерального штаба каждые сутки, какая ответственность лежала на плечах офицеров-операторов и какова была цена ошибки.

В этой связи также хочу отметить, что стиль и методы работы управления, выработанные в ходе Великой Отечественной войны, по многим вопросам перешли в современную жизнь Главного оперативного управления Генерального штаба. Их эффективность не раз подтверждалась в вооружённых конфликтах современности, в том числе и при выполнении боевых задач нашей группировкой войск в Сирийской Арабской Республике.

Что касается второй части вашего вопроса, то в ходе войны постепенно сложилась следующая система.

Принятие стратегических решений, рассмотрение и утверждение замыслов, планов кампаний и операций групп фронтов осуществлялись высшими органами власти. В то время государственную ветвь представлял Государственный Комитет Обороны, военную – Ставка ВГК и политическую – Политбюро ЦК ВКП(б).

Ставка ВГК и её рабочий орган Генеральный штаб разрабатывали эти замыслы и планы с учётом мнений военных советов фронтов и доводили до исполнителей принятые решения в виде директив Верховного Главнокомандования.

«За годы войны у Верховного Главнокомандования сложился определённый, чёткий порядок планирования военных кампаний и стартовала эта работа в Оперативном управлении Генерального штаба за два-три месяца до её начала»

Вся подготовительная работа по разработке проектов замыслов и планов кампаний, операций, директив Ставки ВГК по управлению войсками фронтов и армий, силами флотов и флотилий выполнялась главным органом Генерального штаба и, если можно так сказать, его мозгом, генератором идей – Оперативным управлением. Кроме того, все решения командующих фронтами на операции

согласовывались, а при необходимости дорабатывались в Управлении совместно с офицерами-операторами Генштаба.
В целом с началом Великой Отечественной войны произошли существенные изменения в организации, методах и способах управления Вооружёнными Силами. Прежде всего это касается вопросов стратегического планирования, руководства ими в ходе военных действий, оказания помощи управлениям фронтов и групп фронтов при подготовке и проведении стратегических операций.

– О стратегическом планировании хотелось бы поговорить подробнее… Какие в этой связи имели место особенности и были внесены новшества в начальный и последующие периоды Великой Отечественной войны?

– Вопрос, несомненно, важный. Постараюсь затронуть только его основные аспекты.

Начальный период войны и последовавший за ним ход летне-осенней кампании 1941 года привели к пересмотру довоенных взглядов на перспективы войны и планы ведения военных действий.

Потребовалась кардинальная перестройка всей системы стратегического планирования для повышения её эффективности.

В результате Ставка ВГК, Генеральный штаб и Оперативное управление последовательно переходили от решения отдельных срочных стратегических задач в распорядительном порядке к заблаговременному планированию операций фронтов, затем стратегических операций групп фронтов и, наконец, военных кампаний.

Последние занимают особое место в стратегическом планировании военных действий. По сути, это был новый этап развития советской военной стратегии.

Всего за время Великой Отечественной войны Красная Армия провела восемь военных кампаний, из которых две – летне-осенние 1941 и 1942 годов – были оборонительными и остальные шесть – наступательными.

Постепенно за годы войны у Верховного Главнокомандования сложился определённый, чёткий порядок планирования военных кампаний. Стартовала эта работа в Оперативном управлении Генерального штаба за два-три месяца до её начала. На основе военно-политической цели и предстоящих задач, складывающейся на фронтах обстановки офицеры-операторы разрабатывали предложения и делали предварительные расчёты для Ставки ВГК относительно общего замысла кампании. В последующем уточнённые данные с необходимыми обоснованиями и расчётами докладывались начальником Генерального штаба на совещаниях в Ставке.

После обсуждения и принятия решения военно-политическим руководством в Генеральном штабе и в Оперативном управлении осуществлялось окончательное планирование с привлечением представителей главных и центральных управлений Наркомата обороны, а также других органов управления. При этом детально разрабатывались только планы первых стратегических операций, последующие же намечались в общих чертах, но они обеспечивались людскими и материальными ресурсами. Детально планировались они уже в процессе военных действий в зависимости от результатов первых операций.

Как известно, оперативно-стратегическая обстановка менялась быстро, линия фронта перемещалась в ту или иную сторону, изменялся состав группировок войск, возникали новые задачи, не предусмотренные планом. В этих условиях Оперативное управление и Генеральный штаб в целом были вынуждены вносить серьёзные коррективы в планы кампаний.

Дальнейший ход военных действий и полученный практический опыт стратегического планирования оказали существенное влияние на развитие стратегии и оперативного искусства. Многие организационные решения, принятые в годы войны, находят своё подтверждение в современных условиях, в ходе боевой учёбы и в повседневной деятельности войск.

– Сергей Фёдорович, а кто из военного руководства, по вашему мнению, оказал наибольшее влияние на качественное становление Оперативного управления в годы Великой Отечественной войны?

– Огромная заслуга в создании оптимальной структуры, сплочённого коллектива, организации слаженной работы Оперативного управления принадлежит его начальникам – Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому, генералам армии А.И. Антонову и С.М. Штеменко.

Великая Победа стала в том числе результатом самоотверженности и профессионализма офицеров-операторов всех звеньев управления, от полка до Генерального штаба, с честью выполнивших свой долг перед Родиной.

Методы планирования стратегических операций, применявшиеся ими в годы войны, полностью себя оправдали, а накопленный уникальный опыт до сих пор не потерял своей актуальности.

– Что бы вы пожелали офицерам-операторам Вооружённых Сил?

– Подтверждая роль ведущего органа военного управления Генерального штаба Вооружённых Сил, коллектив офицеров Главного оперативного управления, состоящий из настоящих профессионалов своего дела, успешно справляется с возложенными на него обязанностями.

В связи с этим выражаю признательность генералам, офицерам и гражданскому персоналу Главного оперативного управления Генерального штаба, оперативных управлений главных штабов и штабов видов и родов войск Вооружённых Сил, военных округов, офицерам-операторам армейского, дивизионного и бригадного звеньев за их ежедневную самоотверженную, добросовестную и качественную работу.

От всей души поздравляю коллектив и ветеранов Главного оперативного управления Генерального штаба с 318-летием со дня его образования!

Беседовал Александр Тихонов.


МОСКВА, газета «Красная звезда»
12



Оригинал

Теги: Сергей Рудской, Генштаб, РККА, 318 лет, день образования ГОУГШ ВС РФ

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).