Новости / Сотрудничество / Взаимодействие

18:04 / 01.07.15

Джон Маккейн: США откажутся от российских двигателей РД-180, несмотря на катастрофу Falcon 9

Джон Маккейн: США откажутся от российских двигателей РД-180, несмотря на катастрофу Falcon 9

Председатель Сенатского комитета по делам вооруженных сил Конгресса США Джон Маккейн (в центре) / Фото: AP , J. Scott Applewhite

Катастрофа ракеты Falcon 9 при запуске грузового корабля Dragon к Международной космической станции не должна повлиять на намерение США отказаться от использования российских двигателей РД-180. Об этом заявил в понедельник американский сенатор-республиканец Джон Маккейн, считающийся едва ли не главным противником установки РД-180 на носителях Atlas V.

Решение данного вопроса во многом зависит именно от позиции Маккейна, возглавляющего сенатский комитет по делам вооруженных сил. Там в свое время была разработана поправка в военный бюджет США, предусматривающая запрет на применение российского двигателя с 2019 года. Комментируя воскресный взрыв Falcon 9, сенатор заявил, что "эта неудача ни в коем случае не уменьшает настоятельной необходимости избавиться от российского ракетного двигателя РД-180".

Позиция Маккейна продиктована не какими-то техническими соображениями, а исключительно политическими причинами, а именно - стремлением причинить как можно больший ущерб России в связи с ее действиями в отношении Украины. Сенатор отказывается пойти на уступки даже командованию ВВС США, которое предлагает продлить эксплуатацию РД-180 на ракетах Atlas V, поскольку пока нет твердой уверенности в том, что к 2019 году им действительно удастся найти замену.

После воскресной катастрофы ситуация осложнилась еще больше, так как ракета Falcon 9 производства компании SpaceX рассматривается как один из основных носителей, которые в перспективе будут использованы Пентагоном для запуска военных спутников. Теперь ее пуски приостановлены, что заставляет нервничать не только частных заказчиков, но и правительственные структуры.

Они опасаются, что введенный Конгрессом запрет на использование РД-180 с 2019 года может создать ситуацию, при которой у США не будет ни российских, ни своих собственных двигателей для установки на ракету Atlas V, остающейся пока главной "рабочей лошадкой" Пентагона.

Эксплуатирующий ее консорциум United Launch Alliance, сформированный компаниями Lockheed Martin и Boeing, намерен создать новый носитель Vulcan с двигателем производства фирмы Blue Origin к 2019 году. К этому времени собирается построить свой двигатель, который будет пригоден для установки на Atlas 5, и компания Aerojet Rocketdyne. Однако стопроцентной гарантии успеха пока нет.

В связи с этим глава Космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен недавно прямо заявил, что РД-180 могут понадобиться в ходе "второго этапа" конкурса на предоставление заказов американским компаниям по выводу на орбиту грузов в интересах национальной безопасности. По замыслам Пентагона, этот этап продлится до 2022 года.

Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 производства предприятия "Энергомаш" и оценивалось примерно в один миллиард долларов, было заключено в 1997 году. В соответствии с последним контрактом, подписанным чуть больше года назад, американская сторона заказала 29 двигателей, однако успела оплатить только 15 из них. Поскольку в тот момент Конгресс ввел запрет на их эксплуатацию, судьба остальных 14 оказалась под вопросом. United Launch Alliance по-прежнему добивается от Конгресса разрешения на их использование, Пентагон поддерживает позицию частной компании, однако законодатели, в том числе сенатор Маккейн, выступают против, сообщило ТАСС.


Техническая справка


РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащен двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливо — керосин, окислитель — жидкий кислород. Стоимость одного двигателя по состоянию на 2010 год составляет 9 млн долл.

Описание конструкции

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя. Массовое соотношение окислителя и горючего — 2.72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

Использование

На 2009 год являлся экспортным двигателем. Все права на использование РД-180 в США принадлежали подразделению космических систем (англ. Space Systems Division) General Dynamics (США), которые в начале 1990-х были выкуплены Lockheed Martin для применения на одноразовых носителях Атлас (Атлас III и Атлас V).

Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. На сегодня все производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются.

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter» (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter» (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011) и «MAVEN» (2013).


Технические характеристики

Тип: жидкостный ракетный двигатель
Топливо: керосин
Окислитель: жидкий кислород
Камер сгорания: 2
Полная масса: 5 950 кг
Сухая масса: 5 480 кг
Высота: 3 600 мм
Диаметр: 3 200 мм
Тяга: Вакуум: 423.4 тс
Удельный импульс: Вакуум: 337.8 c
Время работы: 270 c
Давление в камере сгорания: 261,7 кгс/см2
Тяговооружённость: 73.40


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян

www.arms-expo.ru
12    








Теги: Катастрофа, РН Falcon 9, ГК Dragon, МКС, намерение США, отказ, использование РД-180, сенатор-республиканец, Джон Маккейн, РН Atlas V

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).