Новости / Сотрудничество / Взаимодействие

14:00 / 30.12.19

Израильский военный экспорт во Францию

Израильский военный экспорт во Францию

Израильский наземный робот Probot / Фото: www.challenges.fr

В середине декабря во французских СМИ появились сообщения, согласно которым недавно созданное во Франции агентство оборонных инноваций (AID) выбрало израильскую компанию «Роботим» (Roboteam) для поставки решения транспортировки раненых и грузов для французского воинского контингента в странах Сахеля (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад). На первом этапе, до конца 2019 года, AID закупит у «Роботим»  5-8 единиц робота-транспортёра Probot, способного нести до 750 кг груза, маневрировать на пересеченной и застроенной местности, подниматься по ступеням и т.д. (с ТТХ Probot можно ознакомиться на сайте фирмы-производителя). Стоимость сделки оценивается в 1 млн евро. Уже летом 2020 года планируется начало эксплуатации Probot в Африке. В борьбе за заказ «Роботим», выступающая в консорциуме с французским холдингом GACI, обошла франко-эстонский консорциум CNIM-Milrem, франко-германский Arquus-Safran и французский Nexter-Shark Robotics.

Робот1

Израильский наземный робот Probot / Фото: www.challenges.fr

Кстати, полгода назад (15.06.19) появились публикации о продаже другой израильской фирмой, General Robotics, миниатюрного робота DOGO спецназу полиции Франции, в целях оценки возможностей. Проданная версия вооружена нелетальной системой, распыляющей перечный газ. Но возможна установка и пистолета.

После продажи Probot в ряде израильских источников появилось утверждение, что эта поставка – первая продажа оружия из Израиля во Францию после 50-летнего перерыва (с 1969 года). Это не верно. 03.06.67 (за два дня до начала Шестидневной войны) по приказу президента Франции Шарля де-Голя
было введено частичное эмбарго на поставку оружия Израилю (всё ещё была возможна поставка запчастей), а 03.01.69 эмбарго стало тотальным. До 1967 года Франция была основным поставщиком оружия в Израиль (боевые, транспортные и учебные самолёты, вертолёты, лёгкие танки, БА, боевые катера и др.). Израиль же оружия Франции не продавал, попросту потому, что предложить в тот период было особо нечего. Единственная косвенная поставка – услуги «Израильской Авиационной Промышленности» (IAI) по ремонту авиатехники для ВВС Франции. В Израиле ремонтировались «Вотур» и «Супер Мистер», а возможно и другие типы самолётов.

С другой стороны, ещё с 90-х годов Израиль поставляет Франции БПЛА производства IAI. В SIPRI имеется такой список:

  • 6 Hunter – заказаны примерно в 1995 году, поставлены примерно в 1997 году, сделка на 50 млн долларов;
  • 3 Eagle – заказаны в 2001 году, поставлены в 2007 году, программа SIDM;
  • 3 Heron – заказаны в 2005 году, поставлены в 2009 году, французское название Harfang (ранее программа SIDM), оснащены французскими системами разведки;
  • 1 Heron – заказан в 2009 году, поставлен в 2010 году французское название Harfang, оснащены французскими системами разведки; сделка на 34 млн долларов, включает 1 контрольную станцию.
По другим источникам известно, что БПЛА Hunter (RQ-5 Hunter в США) действительно были закуплены Францией в 1995 г. и служили до сентября 2004 г. Что касается Eagle, SIDM и Harfang, то тут надо уточнить.



БПЛА Harfang / Фото: www.challenges.fr



DOGO / Фото: www.challenges.fr

В 1999 году IAI показала на авиасалоне Ле-Бурже под Парижем свой новый БПЛА Heron (он же Heron-1, «Шоваль» в ВВС Израиля). Франция проявила интерес к этому БПЛА и в 2001 году начала программу SIDM (Systeme interimaire de drone MALE, т.е. Промежуточная система средневысотного БПЛА с большим временем пребывания в воздухе). Новый БПЛА базировался на Heron и должен был называться Eagle (коммерческое название IAI Heron), но затем название было изменено на Harfang. Первоначально он должен был поступить на вооружение в 2003 году, но всё новые и новые требования к изменениям задержали работы, Harfang впервые поднялся в воздух 09.09.06 и начал службу в июне 2008 года.

Официально производителем Harfang является EADS, но его корпус и ряд бортовых систем делается в Израиле на заводе МАЛАТ (отделение IAI по производству БПЛА) и практически идентичны Heron. Первоначально было закуплено 3 БПЛА и 1 наземная станция, затем ещё 1 БПЛА и 1 наземная станция. Франция использовала данные БПЛА в Афганистане (с 2009 года), Ливии (с 2011 года) и Мали (с 2013 года). Один аппарат был серьёзно повреждён в аварии (в Афганистане, в марте или в апреле 2009 года).

В 2013 году Франция приняла решение снять с вооружения Harfang в 2014 года, с заменой на MQ-9 Reaper (в тендере участвовал и IAI Heron-TP, «Эйтан» в ВВС Израиля, но был выбран Reaper). И хотя первые Reaper были получены Францией уже в конце 2013 года, Harfang продержались на вооружении до начала 2018 года.



МОСКВА, сайт oleggranovsky.livejournal.com, блог "Пишет oleggranovsky"
12




Теги: БЛА, Израиль, Франция, авиация, безэкипажные средства, военно-техническое сотрудничество, роботы

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).